Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
статья по логопедии на тему

Включение  в    коррекционно-логопедическую работу с дошкольниками традиционных,  и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий помогает более эффективно исправлять речевые нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  В  современной логопедии широко используются   технологии,  направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию    речевых нарушений у дошкольников. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наряду с нарушением   процессов формирования произносительной системы (родного) языка,  характерна недостаточная сформированность  процессов, тесно связанных с речевой деятельностью.  Данная категория дошкольников быстро пересыщается любым видом деятельности. У них проявляется повышенная возбудимость, двигательная расторможенность. Эмоциональное состояние детей неустойчивое, настроение быстро меняется.   Дети с ФФНР быстро утомляются, что сказывается на общем поведении, на самочувствии,  отмечаются неустойчивость внимания и памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность, отставание в развитии двигательной сферы.   У многих детей наблюдается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье.  В связи с этим  возникает необходимость  внедрении в практику логопедической работы с дошкольниками здоровьесберегающих  образовательных технологий.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение  оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

 Ведущий принцип  технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. 

Организуя работу по  коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные  задачи:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие.

Условия  реализации  здоровьесберегающих  технологий:
• выстраивание коррекционно-развивающей работы в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями детей;
•наличие рационально организованного двигательного режима;
•благоприятный эмоционально-психологический климат;
•взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Включение  в    коррекционно-логопедическую работу с дошкольниками традиционных,  и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий помогает более эффективно исправлять речевые нарушения, а так же делать занятия более интересными и необычными. В ходе коррекционно-образовательного процесса мною  используются такие элементы здоровьесберегающих технологий:

  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата);
  • Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);
  • Дыхательная гимнастика -  уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.
  •  Развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навыков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);
  • Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (снятие переутомления зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц);
  • Динамические паузы, физкультминутки, коммуникативные игры;
  • Психогимнастика, релаксационные упражнения (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).
  • Песочная терапия  способствует  развитию   психических  процессов, снятию  психоэмоционального напряжения;  развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас.

Системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе способствует повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей, имеющих речевые нарушения. Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы я использую на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с дошкольниками.

Каждая часть занятия включает элементы здоровьесберегающих    технологий, а именно:    организационный момент – фонетические упражнения с элементами   психогимнастики  и релаксации.   

Основная часть – игровые упражнения на развитие  артикуляционного аппарата, фонематического восприятия,  пальчиковая гимнастика,  дыхательные упражнения,  элементы песочной терапии.    С  целью снятия усталости и напряжения проводятся динамические паузы, направленные на развитие  координации речи с движением;  профилактики нарушения зрения, осанки.                                                                                          

Заключительная часть занятия подводит итоги деятельности. Обязательным условием  итога является передача положительных эмоций.

 Разработан примерный комплекс интегрированных  коррекционно-развивающих упражнений  в соответствии с  лексическими темами и включением здоровьесберегающих  технологий  (Приложение 1.)  Подобран и систематизирован  материал по использованию      здоровьесберегающих  технологий в практической работе: картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам (приложение 2),   подобраны  упражнения  на профилактику нарушения зрения (приложение 3);  тематические  упражнение для профилактики нарушения осанки и развития координации (приложение 4);  упражнения на развитие речевого дыхания (приложение 5).

 Выбор и использование технологических методов определяется характером речевого нарушения и применяется с учётом содержания, цели и задач коррекционно-логопедического воздействия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность включения упражнений, переход от простых упражнений к более сложным комплексам выстраивается в зависимости от периода обучения и лексической темы.

  На мой взгляд,  использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда  является  эффективным  средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи,    помогающие  достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.  

Приложение 1

Примерный   комплекс  коррекционно-развивающих упражнений

Сентябрь 3 неделя. Тема: «Ранняя осень.  Растительный мир (деревья, кустарники, цветы)»

Фонетическое упражнение «Дубы, березы» Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса. Ход: вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Дубы крепко упираются  ногами в пол, сжимаем руки в кулаки, ветер их раскачивает, они стонут «у-у-у» низким голосом. Берёзы раскачивает легкий ветерок. Поднимаем расслабленные руки, покачиваем ими и поем высоким голосом «у-у-у».

Упражнение «Спрячь ручки»  Цель: развитие фонематического слуха

Ход: Ведущий называет звуки, дети, услышав звук [а], прячут руки в песок.

Усложнение: Аналогичная игра на беззвучную артикуляцию.

Игра «Запомни, покажи»   Цель: развитие слуховой памяти. Ход: На доске картинки (5-7). Ребенок поворачивается спиной к доске. Ведущий называет 3 любые картинки, ребенок, показывает названные взрослым картинки, соблюдая  последовательность. Примечание: картинки в соответствии с темой недели. Для усложнения ведущий называет 4 картинки.

Игра «Слушай, запоминай, сделай» Цель: развитие внимания, слуховой памяти, связной речи. Ход: Ведущий дает детям словесную инструкцию из трех действий  (пример подойди, возьми, посади), ребенок выполняет задание. Игра повторяется 2-4 раза,  инструкция меняется.  Примечание: инструкция дается один раз. Для усложнения ведущий просит одного из ребят рассказать о том, что сделал Саша. Дать оценку правильности  выполненного задания.

Пальчиковая игра  «Разбросала осень листья»  Цель: развитие мелкой моторики рук.

Игра «Доскажи словечко» Цель: развитие мышления, смысловой догадки.                            

 Ход: Ведущий говорит предложение, а дети добавляют последнее слово.

Примечание: выставляются картинки. Для усложнения  без опоры на наглядный материал.

Игра: «Какие листья спрятались на картинке?» Цель: развитие зрительного внимания, развитие графических навыков. Ход: Картинка с силуэтами листьев  Ведущий предлагает назвать и показать все листья, затем найти кленовый и дубовый лист и закрасить их.

 Упражнение для профилактики нарушения зрения «Далеко - близко»

Сентябрь 4 неделя.   Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Упражнение «Звуки леса»  Цель: развитие фонематического восприятия

Ход: Ведущий предлагает детям с закрытыми глазами  послушать звуки леса (30-50 сек.), включается магнитофонная запись. Затем дошкольники открывают глаза и называют то, что услышали.

Упражнение «Песочный ветер» Цель: развитие речевого дыхания

Ход: через коктейльную трубочку на поверхности песка выдувать углубления, ямки, дорожки

Игра «Живые звуки»

Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ряда гласных звуков. Ход: У детей символы гласных звуков. Ведущий  называет сочетание типа «ау», «аау»,  дети соединяются, образуя «живые цепочки» звуков.

Игра «Слушай внимательно»  Цель: развитие речевого внимания Ход: Ведущий называет звуки.  Дети поднимают сигнальную карточку, если услышат в слове звук [и].

Игра «Четвертый лишний»  Цель: развитие мышления, связной речи Ход: на панно 4  картинки с изображением ягод (клюква, черника, клубника, клюква),  назовите ягоды и скажите, какая ягода лишняя. Объяснить почему? Примечание:  аналогично с  грибами (съедобные-несъедобные). Для усложнения игра проводится без наглядного материала.

Упражнение «В лесу»    Цель: профилактика нарушения осанки.

Игра «Чего не стало?» Цель: развитие зрительного восприятия и памяти

Ход: на панно 4 картинки. Называют, просят запомнить. Затем дети закрывают глаза. Ведущий убирает одну картинку, открывают глаза и называют, какой нет картинки.

Усложнение: добавляются картинки до 6

Игра «Обведи букву»  Цель: развитие графических навыков

Ход: Ведущий предлагает ребенку   узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее.

Упражнения для профилактики нарушения зрения «Вверх-вниз, влево-вправо»      

Октябрь 1 неделя. Тема: «Как хлеб на стол пришел. Труд крестьян на селе»

Дыхательное упражнение «Каша кипит: Пых!»  Цель: развитие речевого дыхания.

Игра «Слоговые дорожки»  Цель: развитие слухового внимания и памяти, мелкой моторики рук. Ход: Ведущий называет ряд из трех слогов, дети рисуют круги на песке, проговаривая слоговой  ряд. Примечание: слоговой ряд меняется. Для усложнения: называются слова (начинают с трех)

Упражнение «Что не растет в поле?» Цель: развитие речевого слуха,  грамматического строя речи. Ход: ведущий перечислять растения, а дети  называют, что не растет в поле. (Пшеница, рожь, ананас, кукуруза). Примечание: предлагает еще 3-4 цепочки слов, для того чтобы имели возможность ответить все дети.

Игра «Отличные, пшеничные» Цель: Развивать координацию речи с движением, творческое воображение и подражательность.

Игра «Какое слово не подходит?»

Цель: развитие речевого слуха, логического мышления, слуховой памяти.

Ход: ведущий  называет  ряд слов, дети называют,  лишнее слово объясняют свой выбор. (Хлеб, хлебушек, хлебороб, хлев, хлебный) Усложнение: После объяснения,  почему слово лишнее, детям предлагается  назвать  все слова, которые относятся к хлебу.

Игра «Назови указанную картинку» Цель: развитие зрительной памяти.

Ход: ведущий предлагает детям посмотреть и запомнить 4 картинки и переворачивает их., Предлагает угадать, что изображено.

Усложнение: 1.Просят назвать картинки не сразу, а через 5-7 мин. 2.Один ребенок называет сразу все картинки.

Игра «Волшебный карандаш». Цель: развитие графических навыков.

Ход: взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

 Упражнение для профилактики нарушения зрения «Колобок»    

Октябрь 2 неделя. Тема: «Осень. Демисезонная одежда. Обувь. Головные уборы»

Игра «Эмоции»  (психогимнастика)

Цель: развитие эмоционально-образной памяти, речевого дыхания. Ход: демонст-рация пиктограмм разных эмоций, произношение гласных звуков с разными эмоциями

Игра «Назови звук» Цель: развитие слухового внимания. Ход: ведущий дает инструкцию: назови звук столько раз, сколько хлопну в ладоши, топну ногой, стукну молоточком.

Игра «Запомни и назови»  Цель: развитие слухового внимания и памяти. 

Ход: запомнить ряд слов(3-5) на слух,  затем  выложить  картинки и назвать их.  

Примечание: картинки называются и выкладываются в названном порядке.

Игра «Четвертый лишний»  Цель: развитие вербального внимания, мышления, умения обобщать, классифицировать, объяснять свой выбор

Игра «Что изменилось?» Цель: развитие внимания и памяти. Ход: На доске 6 картинок по теме. Дети   запоминают, где какая картинка находится,   закрывают глаза. Ведущий меняет местами две картинки, открыв  глаза,  дети  называют что изменилось.  Повторить 3-4 раза.

Пальчиковая гимнастика «Сто одежек» Цель: развитие мелкой моторики пальцев.

Игра «Помоги  Пете».      Цель: развитие зрительного восприятия и внимания.

Ход: на  доске картинка. Ведущий предлагает  помочь  Пете найти в шкафу одежду. Дети перечисляют  названия одежды, которую видят на картинке.

Игра: «Разрезные картинки» Цель: развитие мышления, внимания, взаимопомощи и выдержки; умения в коллективной работе выполнять свою функцию. Ход: в течение занятия за каждое выполненное задание дети получают кусочки картинки, и в конце собирают из кусочков, целую картинку. Примечание: картинка соответствует теме недели                                                                                  

 Упражнение «Нарисуй букву».  Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, мышления. Ход: Взрослый предлагает ребенку нарисовать пальцем знакомую ему букву на песке

Упражнения для профилактики нарушения осанки «Подтянитесь на носочках»

Октябрь 3 неделя. Тема: «Осень. Перелетные птицы»

Дыхательное упражнение  «Громко-тихо»

Игра «Слушай внимательно»   Цель: развитие слухового внимания. Ход: Ведущий называет звуки, дети показывают соответствующий кружочек. Усложнение: ведущий называет слоги и слова дети выделяют заданный звук и поднимают соответствующий кружок.

Игра «Живые звуки»

Игра «Подскажи словечко» Цель: развитие слухового внимания, чувства рифмы.

Ход: ведущий читает стихотворение, дети слушают и договаривают последнее слово.

Игра «Какая птица улетела»

Цель: развивать зрительное внимание и память, развивать связную речь.

Ход: на панно 5-6 картинок дети называют птиц, закрывают глаза, одна из птиц «улетает», затем открывают глаза и припоминают, какая птица улетела. Игра повторяется.  

Игра «Узнай по силуэту» Цель: развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, расширение и уточнение словарного запаса, развивать связную речь.

Ход: Дети рассматривают картинку, называют птиц и объясняют, как они догадались.

Разрезные картинки «Перелетные птицы»

«Волшебный карандаш».  Цель: развитие графических навыков.

Упражнения для профилактики нарушения зрения «Дождик»  

Упражнения для профилактики нарушения осанки «Лебеди»

Октябрь 4 неделя. Тема: «Домашние животные»

Фонетическая игра «Кто как голос подает?»  Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса  при выполнении звукоподражаний.

Игра «Назови первый звук в слове» Цель: развитие фонематического восприятия. Ход: Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. (кот – [к].)

Игра «У кого пропал детеныш?» Цель: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия детенышей животных. Ход: На доске выставлены картинки с животных и их детеныши по парам. Ведущий одну картинку убирает. Дети называют, какой детеныш «потерялся»

Игра «Кто лишний?» Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики пальцев рук. Ход:  вспоминают, какие звуки издают животные? Ведущий  называет звуки  животных,  дети  прячут в песок животных звуки, которых не произнесли.

Пальчиковая игра «Почему не спят котята?»

Цель: развитие процесса запоминания, мелкой моторики пальцев рук.

Игра «Отгадай слово» Цель: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.  Ход: На панно выставляются картинки, детям предлагают отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку.

 Упражнения для профилактики нарушения зрения «Кошка-собака»  

Упражнения для профилактики нарушения осанки «Кошечка»

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика

Методические  рекомендации

 «Разбросала осень листья»

Разбросала осень листья,  

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдем,

В букеты листья соберем.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист  

На дорожку спрыгнул вниз.

Делают волнообразные движения ладонями.

Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз. «Шагают» пальцами обеих рук.

Скрещивают ладони с растопыренными  пальцами.

 Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.

Звонко хлопают в ладоши.

  «Почему не спят котята?»

Что случилось у котят?  

Почему они не спят         

Почему буфет открыли,

Чашку новую разбили.

Уронили барабан,

Поцарапали диван?        

Почему их лапки               

Влезли в чьи-то тапки?   

С молоком разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

Потому что ловят мышку. 

Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, сначала на правой, а затем на левой руке.

Пальцами изображают коготки – «ловят мышку».

  «Скоро мы переезжаем»

Скоро мы переезжаем,  

Все с собою забираем

Стулья, стол, сервант, комод

Переедут тоже.  Вот!

В новом доме будут с нами

Два стола, комод с вещами,

Кресла два, диван, кроватка,

Где братишка спит мой сладко.

Сжимают – разжимают пальцы.    на обеих руках одновременно.

Ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь. Складывают ладони уголком – «домиком». Поочередно загибают пальцы обеих рук на каждое название мебели.

Сложенные вместе ладони подкладывают под щеку.

Приложение 3

                                   Упражнения  на профилактику нарушения зрения.

«Вверх-вниз,  влево-вправо» Ход: Ведущий предлагает двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмуриться снять напряжение, считать до 10.

«Далеко-близко» Ход: Смотреть на цветок, наклеенный на окно, перевести взгляд вдаль на деревья. Повторить 5-6 раз.

«Круг»  «Колобок» Ход: Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 

“Кошка-собака”

Двое ведущих   встают в разных концах зала. У одного в руках картинка с изображением кошки, у другого   с изображением собаки. По сигналу “кошка” - дети смотрят на кошку. На сигнал “собака” - смотрят на собаку. Двигаются только глаза. Местоположение картинок меняется.

                                                                                                                 Приложение 4

       Упражнение для профилактики нарушения осанки и развития координации.

«В лесу»

 Мы шли, шли, шли.

 Земляничку нашли.

 Сели, поели и опять пошли.

 Мы шли, шли,

 Наконец, домой  пришли.

 И.п. ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища.   Присесть касаясь руками пола, смотреть вперед.)

(Игра повторяется 3-4 раза, меняются названия ягод).

«Самолет»  

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет,

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

(стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо: поворот влево.)

  «Кошечка» Дети  становится на четвереньки. Выгибает спинку вниз и мяукает, словно увидел другую кошечку. Затем выгибает спинку, вверх и шипит, как будто увидел собаку.

«Лебеди»

 Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой,

Качают головой.

 Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

(Бег с плавными движениями руками.)

(Присели)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и методика работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Рабочая программа ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ

Материал будет полезен логопедам, работающим в дошкольных отделениях, а так же воспитателям при подготовке к занятиям по развитию речи....

Использование малых жанров фольклора в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта

Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказ...

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...

Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Программа Коррекционной работы «Звукарики» по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей в подготовительной к школе логопедической группе детей 6-7 лет

В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивн...

Коррекционнная работа с дошкольникам, имеющими диагноз "Общее недоразвитие речи"

Дети с речевой патологией составляют 40% от детей дошкольного возраста. Существуют различные причины и характеристики детей с ОНР. Применение коррекционной программы важно для освоения функции языка д...