Содержание и методика работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Плясова Анна Андреевна

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа, грамматических конструкций и связаной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11docx.docx52.28 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и методика работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

        Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

        Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с ФФН не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Левина Р.Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. «Формирование узловых образований, - отмечает далее Р.Е.Левина, - позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта» (т.е. коррекции речевого недоразвития).         На ступени овладения звукобуквенными обозначениями дети анализируют речевой поток, предложение, делят слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением, буквой. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв  в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи.

Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты и может повлечь к возникновению вторичных дефектов (заторможенность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы).

        Таким образом, считаю актуальной проблему развития фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, так как решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе.

  1. Выполнение операции выделения начального ударного гласного звука в коротких словах с использованием фишек и схемы-карточки, в которой предполагается условное обозначение фишкой первого звука в слове.

При отборе лексического материала учитывается, что открытые гласные звуки [а], [э], [о] имеют большую амплитуду колебания голосовых складок, чем звуки |и), [ы], [у], поэтому сначала работа ведется со словами типа: осы, Оля, аист, Аня, эхо, Эля, а затем со словами типа:

ива, Инна, ухо, утка, Уля, уши и др.

2. Выполнение операции выделения безударного гласного, занимающего позицию в абсолютном начале слова. Используется та же схема-карточка, что и на первом этапе. В задания включаются слова типа:

а) айва, этаж;

б) иголка, игла, Иван, утюг, улитка и др.

3. Обучение операции выделения последнего согласного в словах с использованием фишек и схемы-карточки, в которой предполагается условное обозначение фишкой последнего звука в слове.

Отбор слов осуществляется с учетом того, чтобы конечную позицию в них занимали сонорные звуки, имеющие голосовой источник и четкую форманту, если эти звуки оказываются нарушенными, то работа ведется на словах с конечными звуками [х], [с], имеющими высокочастотный шум: [й], который приближается к гласному [и], мягкими [т'] и [п']:

а) дом, ком, сон, гном; боль, уголь;

б) нос, пес, квас, пояс, пух, мох, мех;

в) май, змей, мой;                              

г) сеть, плеть, кость, топь, степь, выпь.

4. Обучение операции выделения ударного гласного в середине слова с использованием фишек и схемы-карточки, в которой предполагается условное обозначение фишкой среднего звука в слове. В отборе лексических единиц учитывается, что выделение ударного гласного в середине слова зависит от предыдущего согласного звука. Сильнее всего изменяют артикуляционно-акустические свойства гласных такие признаки предшествующих согласных, как активно действующий орган, мягкость, участие носовой полости.

Для гласных [а], [э], [у], [ы] благоприятным для восприятия и выделения является их соседство с губными и переднеязычными согласными. Для анализа предлагаются слова:

    а) бак, бант, бас, бал, бык, пыль, пух;

б) дым, танк, сын, суп, сук, зал, стул, дуб.

5. Выполнение операции выделения начального согласного звука в словах. Используются фишки и схема-карточка, как на первом этапе. Отбор слов осуществляется с учетом артикуляционного влияния последующего гласного на артикуляцию предшествующего согласного. В процессе артикулирования согласного идет предварительная подготовка органов артикуляции к произнесению гласного, в связи с чем согласный произносится с частично наложенной на него артикуляцией следующего гласного. При этом язычные звуки изменяются сильнее, чем губные, заднеязычные сильнее, чем переднеязычные, щелевые сильнее, чем смычные; перед гласными [у], [о] согласные звуки сильнее изменяют свое звучание.

Для работы используются слова типа:

а) мак, мыло, мышь, мел, миска, бак, бык, пыль;

б) вал, фант, вата, винт, вес, фильм, фикус;

в) вдох, плита, плеть, блин;

г) дым, танк, тыква, дыня, лень, тень, пень и т. д.

6. Выполнение операции выделения гласного звука в безударной позиции (кроме позиции абсолютного начала).

Учитывается, что безударные гласные произносятся с сокращением времени, изменяют свои характеристики «открытости-закрытости», в большой степени зависят от качества соседних согласных, от позиции в слове (начало, середина, конец; предударная, заударная). Кинестетически и акустически менее благоприятной для восприятия является позиция безударного гласного звука после губных согласных и перед ними. Благоприятно сказывается соседство гласного с переднеязычными согласными, с мягкими согласными. Меньше подвергаются редукции в безударной позиции гласные звуки [и], [у], [ы] по сравнению с [а], [о], [э].

Для анализа предлагаются слова:

а) диван, силач, луна, нули, туман, лицо, цыган;

б) салат, сады, тазы, закат, запас, салют, пакет и др.;

в) кони, плети, кости, ночи, козы, плиты, лапы, липы, ленты и др.

             После усвоения рассмотренных позиций выделения звуков (выполнения элементов фонемного анализа) приступаем к обучению собственно фонемному анализу.

II. Модель обучения полному фонемному анализу слов строится с учетом стадий, предлагаемых в работах Д. Б. Эльконина, включает ряд этапов и рекомендаций к использованию в работе с детьми с речевым недоразвитием.

 1. Производство полного фонемного анализа слов типа:

а) мак, дым, дом, вол;

б) кнут, стук, бант, звон, зонт;

в) аист, Иван, паук, бусы, мука, дубы, луна, куры.

  • В отборе лексических единиц для анализа учитываются акустико-артикуляционные характеристики звуков, местоположение и взаимоположение фонем в слове.
  • Анализ слов проводится по схеме:

а) показ предметной картинки, соответствующей данному слову;

б) актуализация графической карточки-схемы фонемного состава слова;

в) произнесение слова, подлежащего анализу;

г) произнесение данного слова с утрированным выделением (голосом и артикуляцией — «интонирование» по Д.Б.Эльконину) первой фонемы в слове (мак);

д) нахождение места данной фонемы на карточке-схеме;

е) обозначение фонемы фишкой (фишки для всех фонем в слове одного цвета, например, черного);

ж) произнесение данного слова с утрированным выделением второй фонемы (мАк), далее те же операции, что в пп. д) и е);

з) произнесение данного слова с утрированным выделением третьей фонемы (маК), далее те же операции, что и в пп. д) и е).

В процессе занятий на первом этапе вводятся понятия «гласный» и «согласный» звуки, устанавливаются для них условные обозначения: фишки красного и синего цвета соответственно.

Значимым на первом этапе является обучение выполнению следующих операций:

— утрированное произнесение фонем;

— произношение слова столько раз, сколько в нем фонем (звуков), при каждом произнесении слова осуществляется выделение только одной фонемы;

— определение последовательности фонем (звуков);

первый звук — [м], второй звук (после [м]) — [а], третий звук (после [а]) — [к];

— определение количества фонем в слове;

— представление фонемного состава слова в виде последовательного ряда фишек одного цвета;

— характеристика выделенных в слове звуков (гласный или согласный) и обозначение данных признаков звуков соответствующими фишками (красными или синими) наложением их на ранее установленный ряд фишек черного цвета.

2. Производство полного фонемного анализа слов различной звуко-слоговой структуры по схеме, используемой на первом этапе.

Примерные наборы лексических единиц (с учетом нарастающей структурной сложности):

а) липа, кино, сани, жуки, ноги;

б) замок, дубок, вагон, пилот, лимон;

в) стакан, плита, слива, танки, миска, волки, туфли, сумка, бочка, точка;

г) калина, пилоты, музыка, магазин, капитан, пылесос и др.

При отборе лексических единиц для анализа учитывается (по возможности) совпадение произношения и написания слов.

На данном этапе вводятся понятия: а) «твердый» и «мягкий» согласный звук, б) «звонкий» и «глухой» согласный звук, устанавливаются условные

обозначения для данных признаков звуков:

— твердый — фишка синего цвета;

— мягкий — фишка зеленого цвета;

— звонкий — фишка синего и зеленого цвета с колокольчиком;

— глухой — фишка синего или зеленого цвета с перечеркнутым колокольчиком.

На втором этапе к операциям, выполняемым в рамках первого этапа, добавляются операции, характеристики и обозначения на схеме фишками нужного цвета и фишками с дополнительным символом (колокольчик) соответствующих признаков каждой ранее выделенной фонемы в слове — наложение новых фишек-символов на уже созданные ряды фишек.

В схеме фонемного состава слова (на данном этапе) наличествует 4 ряда фишек:

1-й — фишки черного цвета для обозначения последовательного ряда фонем и их количества;

2-й — фишки синего цвета для обозначения согласных звуков и красного — гласных звуков;

3-й — фишки зеленого цвета для обозначения мягких согласных звуков (для твердых остаются синие фишки);

   4-й — фишки с колокольчиками для обозначения

звонких и глухих звуков.

3. Производство полного фонемного анализа слов сложного звуко-слогового и морфемного состава по схеме (с выполнением всех операций);

— постепенный перевод действия «фонемный анализ» из пооперационно выполняемого (экстериоризованного) в свернутое (интериоризованное), то есть производимое в уме.

Примерные наборы лексических единиц:

а) картина, кадушка, ладошка, галчата, забавный, народный, походный, бумажный;

б) дворник, всадник, клубника, братишка, букварный, бархатный, знакомит, крутились;

в) журавушка, трамплин, шкатулка, крыжовник, пианистка, градусник, призадумались, раскручивал и ДР.

В период занятий на данном этапе осуществляется перевод действия «фонемный анализ» в умственное путем «свертывания» материализованных действий или операций:

— снятие карточки-схемы фонемного состава слова (другие операции выполняются);

— снятие операции выкладывания фонемного состава слова фишками;

— снятие операции громкого утрированного выделения фонем и переход на выделение их и установление последовательности в процессе шепотного произнесения слова;

— производство действия «фонемный анализ» в уме и устная характеристика фонем без использования внешних (материальных, символических) опор.

III. Развитие способности к рефлексии над опытом действий, выполняемых в процессе деятельности «фонемный анализ»

На заключительном этапе предлагается модель деятельности, включающая разнообразные операции (действия) со звуковым образом слова, производимые в уме:

упражнения на сравнение, сопоставление, обобщение слов по звуковому (фонемному) составу; упражнения на трансформирование звукового (фонемного) состава слов;

упражнения на определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных звуков в заданном слове, количества звонких (глухих), твердых (мягких) согласных звуков в слове и др.

Преодоление трудностей в процессе выполнения заданий третьего этапа пробуждают у детей рефлексию над опытом производства фонемного анализа слов, возвращает к необходимости выполнения действий анализа звукового (фонемного) состава слов на более высоком уровне, является важным аспектом подготовки к обучению письму и чтению.

1. Сравнение слов по звуковому составу (нахождение общих и разных звуков): мак — лак, суп — сук, дом — дым, дочка — точка; дачка — пачка; плеск — треск; билет — балет; барон — баран; букет — буфет и др.

2. Сравнение слов одинаковых по звуковому составу, но отличающихся местом ударение: замок — замок, кружки — кружки.

3. Исключение четвертого лишнего слова (на основе сопоставления слов по звуковому составу): сом — нос — лук — ком; миска — точка — луна — стена; пух — пёс— пол — пот.

4. Определение общего звука в словах: бусы — бант — бок; двор.— мир,— сыр; слон —лук —.лапа; бант — ноль

— сундук; воск — левый — варит.

5. Трансформация и преобразование звукового состава слова с целью образования новых слов:

— изменение места звуков в данных словах: сон — нос; кипа — пика, липа — пила; руби — бури, лето—тело и др.;

— замена указанного (первого, второго, ...) звука в слове другим данным или подобранным: сок — сон— сом; стул — стук; рука — мука; горы — норы — воры; бочка — точка — ночка, кочка, дочка; лук — лак;

— добавление указанного звука (звуков) в начало (конец) данного: рот — крот, рубил — трубил, рама — драма, рис — ирис, май — майка, лей — лейка, свет— Света;

— выделение первых звуков из данных слов и составление из них нового слова: кусок — ослик — труба = кот: лапа — усы — нос — аист = луна.

6. Определение места и окружения заданного звука (звуков) в слове:

— какой по счету звук [т] в слове «калитка»;

— назови четвертый звук в слове «клубника»;

— после какого звука стоит звук [к] в словах «великан», «балкон»;

— перед каким звуком стоит звук [ш] в словах «ватрушка», «башенка»;

— какой звук следует за звуком [ч] в словах «грачи», «печаль»;

— назови третий и шестой звуки в словах «кустарник», «мальчишка», «мельница»;

— между какими звуками стоит звук [ц] в словах «мыльница», «индейцы».

7. Определение количества звуков с заданными характеристиками в данном слове, их называние:

— определи количество гласных звуков в словах «мельница», «пшеница», «бумажный», назови их по порядку;

— определи количество согласных звуков в словах «трубочист», «кузнечик», назови их;

— определи количество звонких (глухих) согласных звуков в словах «перчатка», «забавный», назови их;

— определи количество твердых (мягких) звуков в словах «пулемет», «великан», «барабан», назови их и др.

Игры на развитие фонематического слуха и формирование правильного звукопроизношения.

        Игры на развитие фонематического слуха и формирование правильного звукопроизношения должны строиться с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Цель этих игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков.

        Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Для развития слухового внимания, речевого слуха проводятся игры, с помощью которых можно определить товарища по голосу, одновременно они способствуют развитию координации движений. Так в игре «Угадай, чей голосок?», дети идут по кругу и говорят, выполняя круговые движения руками:

«Мы немножко порезвились, по местам все разместились.

Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!».

        И один из детей зовет водящего. Цель узнавания по голосу преследуется и в играх «Улиточка», «Угадай, кто это?», «Лягушка», «Горшочек» и др.

        В игре «Улавливай шепот» или «Испорченный телефон» развивается острота слуха. По мнению авторов ряда исследований, использование шепотной речи вызывает у ребенка ориентировочную реакцию, повышает внимание к собственной речи и к речи окружающих. Всё это облегчает умение слышать отдельные звуки внутри слова, что является необходимой предпосылкой формирования правильной речи. М.Е.Хватцев, например, рекомендовал шепотную речь при постановке звука «р», при исправлении ускоренной речи дошкольника, при появлении хриплого, сиплого и срывающегося голоса. Он утверждал, что введение шепотной речи снимает излишнюю возбужденность нервной системы ребенка, повышает слуховое и зрительное внимание.

        Шепотную речь можно применить в таких играх: «Жмурки», «Поручение», «Куда бежать?», «Море волнуется», «Красный – белый», «Где звук?» и др.

        Для развития слухового внимания с детьми проводятся игры типа «Скажи, что звучит?», «Где позвонили?», «Наседка и цыплята», «Продавец и покупатель», «Кто это?» или «Встречайте гостей» - на голоса животных. Например, игра «Узнай по звуку» - знакомлю детей со звуками, которые издают различные предметы: удары в бубен; шарик, перекатываясь в стеклянной банке; бумага, если ее разрывать и т.д. Затем эти же действия, но в другой последовательности произвожу за напольной ширмой. Дети должны рассказать, что они слышат каждый раз.

        В игре «Тихо – громко» стучу в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, более громкий – бегут. Кто ошибется, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди. «Солнце и дождик»; «Угадай, что делать?» - помимо слухового внимания, развивается координация движений и чувство ритма.

        Более эффективно овладеть звуковым анализом слова помогает слоговой анализ. Слово делится на слоги; затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки. Процесс слогового анализа тесно связан с умением выделять гласные из слова, так как количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Работа по слоговому анализу в начале ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений. Работа ведется с помощью таких игр, как «Телеграф», «Отстукивание слогов», «Живые слоги». Раздаю детям карточки с десятью гласными буквами и две карточки с согласным, который отрабатывается на занятии. Один ребенок получает карточку с синей буквой Р, другой – с зеленой буквой Р, остальные дети получают карточки с гласными буквами. Произношу слог (например, РЫ). Ко мне должны подойти ребенок с синей буквой Р и ребенок с красной буквой Ы и встать так, чтобы получился слог РЫ. Затем задаю вопросы: «Сколько звуков в слоге?» Какой первый звук в слоге? Какой второй звук? Как звучит согласный – твердо или мягко?». Предлагаю детям придумать слова, которые начинаются на слог РЫ, заканчиваются на этот слог.

        Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем (начало, середина, конец). Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

        Развитие фонематического слуха, а именно нахождение звука в словах, воспринятых на слух и автоматизацию отдельных звуков хорошо закрепляется в играх «Красный – белый», «Поймай рыбку», «Кто больше?», «Кто внимательнее?», «Кто больше придумает слов?», «Найди место для своей картинки», «Звенит – жужжит», «Угадай слово», «Слова перевертыши».

        Развитие фонематического восприятия ведется параллельно с работой по закреплению звуков. Необходимо использовать такие игры и упражнения для детей, которые направлены как на развитие фонематического восприятия, так и на формирование правильного звукопроизношения.

        Одни используются для закрепления звука. Это игры на формирование шипящих, свистящих, сонорных звуков: «Тишина», «Поезд», «Кот на крыше», «Пчелы», «Жуки», «Колечко», «Чижик», «Насос», «Сова», «Назови картинку», «Кто внимательней?», «Что и пропало?», «Вороны», «Соблюдай порядок», «Знаешь ли ты эти слова?», «Найди свою картинку». Другие способствуют воспитанию умения слышать, узнавать звук в слове. В игре «Определи первый звук» детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее определить любую позицию звука в слове: в начале, в конце, середине (игра «Как их зовут?»). Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком помогают игры «Кто в домике живет?», «Собери букет». Игры из серии «Про Незнайку» учат детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого («Какой звук  пропал в слове?»); находить лишний звук («Какой звук в слове лишний?»); правильно заменять один звук другим («Найди ошибку и назови слово правильно», «Замени другим звуком»). Игры на дифференциацию звуков: «Кто быстрее соберет вещи?», «Магазин». В игре «Найди пару» или «Звуковые часы» ребенок, передвигая стрелки по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию: миска – мишка, коза – коса и т.д. В игре «Составь слово» ребенок составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов: кошка – ослик – мак (ком). Выяснить умеет ли ребенок определять позицию звука в слове, количество звуков и слогов позволяет игра «Поезд».

        В процессе этих игр и упражнений дети учатся понимать термины «слово», «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Сознательное различение формы и значения слова возможно лишь тогда, когда у ребенка есть средства для выражения и удержания формы слова, как особого предмета работы. Формированию таких средств посвящен основной этап добукварного обучения, названный Д.Б.Элькониным этапом фонемного анализа. Цель его – научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков.

        Внимание ребят специально обращается и на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, ребенок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять  значения слов. Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи.

Этапы работы и игры

Выделение данного звука в слогах и словах

  1. «Умная машина» - [в]    
  2. «Умный паровоз - [п]                - эти и подобные транспортные средства перевозят
  3. «Умный самолет» - [р]               пассажиров только с заданным звуком в имени.
  4. «Звуковой домик» - в окошке звук (буква) зовет гостей: «Т-т-т», «К-к-к».
  5. «Собираем   звуки»   -   потребуются   предметы   с   заданным   звуком   в названии; у детей корзинки с «портретом» звука.
  6. «Доктор Звуков» - прописывает «лекарство» -10 слов со звуком ....
  7. «Проглоти звук ...» - повторить слово без звука ....
  8. «Умная стрелка» - находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр.
  9. «Выбери картинки» - из серии предметных картинок, на таблице с предметными картинками.

10.«Звуковое домино» - по двум предметным картинкам, в названии которых есть один из двух дифференцируемых звуков: Л-Р, С-Ш, 3-Ж, Ц-Ч.

Выделение первого и последнего звука в словах

  1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь».
  2. «Магазин» - заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.
  3. «Умная машина» - сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
  4. «Поймай слово за хвост!»
  5. «Я начну, а ты закончи».
  6. «Угадай, что я прошу» - выбрать один из трех предметов.
  7. «Подели предметы» - на коробочках наклеены «портреты» звуков.
  8. «Звуковое лото»:

а)        на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы). Дети должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема;

б)        логопед достает букву (звук), дети закрывают на своей табличке картинку, в названии которой данный звук - первый (последний).

9.        «Кто в домике живет?» - с данным звуком в начале.

10.«Вагончики» - в первом или последнем поедет звук ... ? Где слышноданный звук в данном слове?

     11 .«Звуковые цепочки» - по два-три слова и более.

     

Интонационное выделение последовательности фонем в слове

  1. «Превращение в  [...]  жуков, змей, и т.п.» - разговаривать, выделяя нужный звук.
  2. «Заколдованный (ударный гласный) звук» - звучит дольше и громче в слове.
  3. «Клавиши» - ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки - слово из трех - четырех звуков и три - четыре клавиши- фишки).
  4. «Сочиняем сказку «Приключения звука».
  5. «Диктант» - дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает.
  6. «Звуковые домики»:

а)        «Позови звуки домой» - по очереди»;

б)        «Звук потерялся» - первый, второй, третий;

в)        «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» - дети их сразу узнают и называют.

  1. «Учим говорить Незнайку» - он пропускает звуки в словах.
  2. «Письмо Незнайки» - пропущены звуки (буквы). Какие?

Знакомство с гласными звуками. Деление слов на части.

  1. «Братцы гласные здороваются» - произносить свой звук долго - громко.
  2. «Братцы-гласные стучат своими молоточками» - каждый раз, когда в слове встречается его звук (односложные слова).
  3. «Ступеньки» («Лесенка») - игрушки шагают по ступенькам, произнося свое имя.
  4. «Братцы-гласные делят слова на две-три части»:

а)        какой гласный живет в первой, второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика)?;

б)        кто из братцев-гласных кричит громче?

  1. «Прошагай слово» - пропрыгать, прохлопать и т.п.
  2. «Кто в домике живет?» - на каком этаже живет КОТ, ЛИ-СА, СО-БА-КА?
  3. «Кто в каком вагончике поедет?» - сколько в нем окошечек (на сколько частей делится слово)?
  4. «Разложи картинки» («Подели игрушки») - 1, 2-хсложные слова.
  5. «Пишем» слова» - (части слова - полоски) под диктовку:

а)        раскладывать гласные звуки (красные фишки - по одной на каждую полоску);

б)        положить портрет того братца-гласного, который кричит громко - долго, в нужную часть слова.

10.«Чье слово длиннее?»

11. «Строим   (рисуем,   выкладываем)   звуковые   домики»   -   одно-,   двух-, трехкомнатные.   Сколько  гласных  звуков  в  слове?  (Сколько  раз  мы открыли рот?)

12.«Кто в каком домике живет?» - игрушки с одно-, двух-, трехсложными названиями.

Различение ударных и безударных гласных звуков

  1. «Без ошибок повтори: «оуа», «оуа», «оуа» и т.п.» - ударяем голосом один из трех гласных звуков.
  2. «Братцы-гласные спорят»:

а)        к кому идет в гости?;

б)        для кого это угощение?

  1. «Подели картинки (предметы)» - всем братцам-гласным по одной-две.
  2. «Кто главный?» - для кого из братцев найдут больше слов, в которых данный гласный звук ударяют голосом?
  3. «Звуковые домики» - кто живет у братца - Аха, Охо и др?
  4. «В чьем вагончике поедет звук ... ?
  5. «Братцы-гласные собираются идти...»:

а)        в школу - кто что берет с собой?;

б)        в поход - выбрать один из трех-пяти предметов (слов);

в)        на прогулку.

  1. «Приключения братцев-гласных - кто что увидел?» и т.п.
  2. «Кто  из  братцев  кричит в  этом  слове  громко,  а кто - тихо?»  -двусложные слова.

10.«Расставь портреты братцев-гласных (гласные буквы)» - на каждую полоску (слог) - по одной гласной.

11. «Я позову вас издалека» - согласных звуков не слышно; кого это зовут?

 12.«Позови издалека кого-то из гостей, выделяя ударный гласный звук, а я угадаю кто это».

13.«Зоопарк» (таблица):

а)        кого зовет братец Ах, Ох, Их и др.?;

б)        кто за кем будет ухаживать?

Различение гласных и согласных звуков

1.        «Называю звук - поднимите фишку» - красную, если звук гласный, - синюю - если согласный.

  1. «Братцы-гласные дружат с согласными звуками» - ОП, AT, УК, ИМ, ЫВ. Назвать второй звук после гласного.
  1. «Какой второй звук в именах братцев-гласных Ах, Ох и т.д.?»
  1. «»первый, второй» - определять гласные/согласные - АТ-ТА, ОП-ПО, УК-КУ»... и т.д.
  2. «Покажи  фишку»  (красную-синюю) - выделение гласных из потока звуков: а, т, о, у, п, к, э, и, м, н.
  1. «Что мешает петь согласному звуку?» - губы: п, б, м; язык и зубы: н, т,д.
  2. «Живые звуки (буквы)».
  3. «Звуки, стройтесь в слоги!»
  1. «Ловим   звуки:   левой  рукой  гласный,   правой  -  согласный»   (можно наоборот) - [а-а-а-т], [т-а-а-а].

10.«У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого - согласный?»

 11. «Кто из гостей произносит последним гласный/согласный звук?» - ГАВ, МЯУ, МУ, КУКАРЕКУ и т.д.

Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости.

Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками

  1. «Тим изменяет согласный звук, который произносит Том».
  2. «Том и Тим по-разному читают» (называют буквы) - мягко-твердо.
  3. «Тим изменяет слова Тома» - ЛУК - ЛЮК, ПОЛ - ПИЛ и т.д.
  4. «Тим и Том ссорятся» - делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные или нет ни одного.
  5. «Том и Тим собираются...»: на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует; выбрать из двух - трех слов.
  6. «Тим и Том готовят обед» - посуда, продукты».
  7. «Тим и Том в зоопарке» (в лесу, на рыбалке, в саду, на огороде и т.д.)
  8. «Звуковое лото» - картинки, схемы слов.

9.        «В каком окошке кто живет?» - в каком окошке чей звук?
10.«Магазин» - продавцы Тим и Том, чеки - схемы слов.

11 .«Зоопарк» - за кем из животных будут ухаживать Тим и Том?

12.«Тим и Том помирились» - Том говорит первую часть слова, А Тим вторую (и наоборот): картинки: ПО-ЛЕ, ЛИ-СА, СА-НИ и т.д. 13.«Кто говорит первую часть слова, а кто вторую - Тим или Том.

Звуковой анализ простых слов из трех звуков

  1. Пропоем в слове каждый звук» - жжжжууууукккк.
  2. «Звуковые домики» - три окошка + шторки трех цветов:

а)        позвать домой первый, второй, третий звуки;

б)        повесить в окошки шторки нужного цвета.

  1. «Построим дом» - кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета.
  2. «Кто в каком домике живет?» - готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (с-к-с)», «пес (з-к-с)» и т.д.
  3. «кто больше гостей пригласит в свой домик?» - готовая схема слов.
  4. «Позови    домой    звук»    -    третий,    первый,    второй    в    разной последовательности.
  5. «Кто из гостей (игрушки) «написал» свое слово?»
  6. «Напиши слово своего гостя».
  7. «Угадай, кто у тебя в гостях?» - ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: ГАВ, ПИК, КВА, МЯУ.

10.«Ловим и выпускаем звуки по порядку».

11.«Покажи картинку» - в названии которой первый звук ..., второй ...,третий ....

12.«Магазин» - на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: КОТ, ЛАНЬ, КИТ, ЖУК, ЛЕВ, ЛИС, ОСА, ПЕС, ЧАЙ, СОЛЬ, РИС и т.д. 13.«Звуковое лото: Чья картинка?» - кому подходит эта схема (звуковой домик)?

Выделение качественных признаков согласных звуков

1.        «Домики звуков» - в которых находятся их портреты (буквы):

  • красный для гласных;
  • зеленый со звоночком: мягкий, звонкий согласный;
  • зеленый без звоночка: мягкий глухой согласный;
  • синий со звоночком: твердый звонкий согласный;
  • синий без звоночка: твердый глухой согласный.

Варианты:

а)        «Где живет звук?» - объясни почему?;

б)        «Какие звуки живут в этом домике?»;

в)        «Нарисуем портрет знакомых звуков (буквы) и разложим их в домики»;

г)        Нарисуем буквы» - рисовать ручками трех цветов.

  1. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом».
  2. «Цветной диктант» - схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует  количеству  звуков  в  слове).   Закрашивать  «окошки»  в нужный цвет.
  3. «Кто первый?» - назвать гласный звук, звонкий согласный, и т.д.
  4. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.
  5. «Магазин» - дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.

Формирование основного механизма чтения: упреждающие ориентации на гласную букву и фонему

  1. «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука?»
  2. «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным гласным звуком, с безударным гласным звуком?»

3._ «Прочитай слово без согласных звуков» - таблица «Животные», названия которых выложены красными фишками: одна из них большая (ударный гласный звук) и одна-три маленькие (безударные гласные звуки).

  1. «Звукоедик» - «съел» согласные звуки.
  1. «Зовем издалека» («Эхо») - согласных звуков не слышно, громче всех «кричит» ударный гласный звук, тише - безударные гласные.

Варианты:

а)        «Кого я зову издалека?»;

б)        «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся».

6.        «Живые буквы (звуки)».
Варианты:

а)        «Звуки, стройтесь в слоги!»;

б)        «Слоги, стройтесь в слова!»;

в)        «Слоги, поменяйтесь местами!»;

г)        «Поменяем гласный звук» - СТОЛ - СТУЛ - СТАЛ - СТЫЛ и т.п.

Обучение трансформации слова путем замены одной из фонем

1.        «Живые звуки (буквы)».

Варианты:

а)        «Звуки, стройтесь в слова!»;

б)        «Звук ..., поменяйся местами со звуком ...»;

в)        «Звук ..., замени в слове звук ...».

  1. «Какой звук заменили?» (по очередности в слове) - СЫЧ - СЫН - САН -
    СОН-СОР-СОМ-СОК-СУК-СУП-СУД-САД-САМ и т.д.
  2. «Какое слово получится, если звук ..., заменить звуком ...?» - СЛОГ -
    СЛОН - СТОН - СТУК - СТОК - СТЫК и т.д.
  3. «Звуковой домик» - готовая звуковая схема слова:

а)        меняем один из согласных звуков: КАСКА - МАСКА - ЛАСКА - ЛАПКА-ЛАПТА;

б)        меняем один из гласных звуков: ОЛЯ - УЛЯ - ЭЛЯ - АЛЯ; ИРЫ - ИРА -
УРА-ЭРА-ЭРУ-ОРУ;

в)        «Сделай первый согласный звук мягким» - какое слово получилось? Тим
поправляет Тома: ЛУК - ЛЮК, МАЛ - МЯЛ и т.д.

Звуковой анализ двусложных слов

  1. «Назови только первую (вторую) часть слова».
  1. «Позовем звуки домой» - по порядку в первую, во вторую части слова
    (комнаты).
  1. «В каком окошке живет звук ... ?»
  1. «В какой «комнате» (часть слова), в каком окошке должна гореть
    лампочка?» - где кричит ударный звук?» Ли -
    са, уг - ка.
  1. «Вставь портрет звука (знакомую букву) в нужное окошко».
  2. «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомые буквы)».
  3. «Позови домой только гласные звуки - тихо или громко?».
  4. «Позови домой только согласные звуки».

    9. «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?» 10.«В какой части слова гласный звук ...?»

  11. «Какая часть слова звучит громче» - ударный гласный звук, ударный

слог.

12.«Звуковые домики» - двухкомнатные из кубиков трех цветов: один-два кубика (О-СА), два - два (ЛИ - СА) и т.д. Варианты:

а)        «Кто в этом домике живет?» - сколько звуков - в первой части, во
второй?;

б)        «Кто больше?» - подобрать слова для своего «звукового домика»;

в)        «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой домик».
13.«Назови второй звук во второй части слова или другие звуки».

14.«Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов».

         Вначале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества. Логопед задает вопросы: Какие звуки есть в твоем слове?; Сколько в твоем слове твердых согласных звуков, мягких согласных звуков?; Сколько в твоем слове гласных звуков? И т.д.

Переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию

1. «Звуковой домик» (схема слов):

а)        «Кто в каком домике живет?»;

б)        «Кому еще подходит этот домик?»;

в)        «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?»
2.»Часть слова» (слоги) - буквы, фишки:

а)        «Подбери две части слова» (схема);

б)        «Подбери одну часть слова» (схема).

3.«Звуки - буквы» (картинки с готовыми схемами слов + буквы):

а)        «В каком окошке живет звук ... ?»;

б)        «Вставь в нужное окошко букву ...»;

в)        «Вставь в нужное окошко портрет звуков»:

•        гласных;

  • звонких/глухих согласных;
  • твердых/мягких согласных.

1.        «Раскрасим    слова,    написанные    простым    карандашом,    печатными буквами» - обвести ручкой (фломастером) нужного цвета:

а)        все гласные звуки - красной толстой линией;

б)        глухие согласные - тонкой линией синего или зеленого цвета (твердо или мягко);

в)        звонкие согласные - толстой линией синего или зеленого цвета.

2.        «Цветной   диктант»   -  рисовать   знакомые   буквы   («портрет  звуков»)
ручками трех цветов (толстой/тонкой линией).

Плясова Анна Андреевна

Учитель-логопед ГБОУ детский сад № 458  г. Москвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Включение  в    коррекционно-логопедическую работу с дошкольниками традиционных,  и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий помогает более эффективно и...

Формы и методы работы с детьми имеющие фонетико-фонематические нарушения речи

       Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речь...

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционно-развивающая работа в ДОО с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта».

Задачи программы:•предупреждать возникновение проблем  ребенка в речевом развитии;•оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач речевого  развития;•повышать ...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ НА ЛОГОПУНКТЕ, ИМЕЮЩИМИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ И ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности  учителя-логопеда рассчитана на один  учебный год и предназначена для детей 5–7 лет с нарушениями речи (ФФНР и ОНР), зачисл...

Коррекционнная работа с дошкольникам, имеющими диагноз "Общее недоразвитие речи"

Дети с речевой патологией составляют 40% от детей дошкольного возраста. Существуют различные причины и характеристики детей с ОНР. Применение коррекционной программы важно для освоения функции языка д...