Таблица: отличительные признаки языка от речи.
методическая разработка по логопедии

Отличительные признаки языка от речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Язык

Речь

Язык – это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации.

Знаковая система языка состоит в установлении соответствия между множеством звучаний (планом выражения) и совокупностью значений (планом содержания).

Язык существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной.

Речь – это конкретное говорение, происходящее в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет использования средств языка.

Понятие «речь» шире понятия «речевая деятельность» в том смысле, что под первым принято понимать как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения).

Средство общения

Процесс общения

Независим от ситуации, обстановки коммуникации (т.е. немотивирован)

Ситуативно и контекстно обусловлена (т.е. мотивирована)

Нецеленаправлен

Преднамеренна и устремлена к определенной цели

Идеален, абстрактен

материальна, конкретна

Отвлечен от этих параметров действительности

Развертывается во времени и реализуется в пространстве

Истинностная оценка неприменима

Может быть соотнесена с явлениями действительности и оценена с точки зрения истинности или ложности

Регулярен

Допускает элементы случайного и неупорядоченного

Относительно инвариантен (в отдельно взятый период существования)

Вариативна

- имеет уровневую организацию

- конечен

- потенциален

- пассивен

- статичен, стабилен

- объективен

- социален

- фиксирует опыт коллектива

- обязателен ( императивен)

-Линейна

-бесконечна

- актуальна

- активна

- динамична, подвижна

- субъективна

- индивидуальна

- отражает опыт индивидуума

- произвольна

Функции языка

Функции речи

1. Средство общения (в зависимости от адресата общения выделяются разновидности этой функции: коммуникативная (средство общения с людьми) и магическая (средство общения с богом или силами природы)).

 2. Средство создания словесных художественных образов.

3. Средство выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.

4. Средство познания.

5. Средство порождения новых единиц языковых подсистем.

6. Средство накопления и хранения общественного опыта и знаний.

1. Осуществление процесса общения (разновидности функции: коммуникативная (осуществление процесса общения с людьми) и магическая (осуществление процесса общения с богом или силами природы)).

2. Осуществление процесса создания художественных образов, произведений (эстетическая функция).

3. Осуществление процесса выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.

4. Осуществление процессов познания.

5. Осуществление процессов порождения новых единиц языковых подсистем.

6. Осуществление процесса накопления и хранения общественного опыта и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранние признаки нарушения развития речи

Консультация предназначена для родителей детей в возрасте от рождения до трех лет. Почти все нарушения речи (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет), ...

Признаки благополучного развития речи у ребенка

Критерии влияния факторов на развитие речи у детей...

Таблица нормативных показателей развития связной речи детей дошкольного взраста

В таблице помещена информация о нормативных показателях развития связной речи детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию логического мышления «Классификация животных на группы по их отличительным признакам»

Задача образовательной области «Познание»:  Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями. Развитие пространственных представлени...

Таблица: схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)

Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)...

Морфологическая таблица по признакам

Морфологическая таблица по признакам...

Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05 Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении для жизни других обитателей природы. Итоговое мероприятие: Развле

Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении...