Таблица: отличительные признаки языка от речи.
методическая разработка по логопедии
Отличительные признаки языка от речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык | Речь |
Язык – это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации. Знаковая система языка состоит в установлении соответствия между множеством звучаний (планом выражения) и совокупностью значений (планом содержания). Язык существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной. | Речь – это конкретное говорение, происходящее в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет использования средств языка. Понятие «речь» шире понятия «речевая деятельность» в том смысле, что под первым принято понимать как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения). |
Средство общения | Процесс общения |
Независим от ситуации, обстановки коммуникации (т.е. немотивирован) | Ситуативно и контекстно обусловлена (т.е. мотивирована) |
Нецеленаправлен | Преднамеренна и устремлена к определенной цели |
Идеален, абстрактен | материальна, конкретна |
Отвлечен от этих параметров действительности | Развертывается во времени и реализуется в пространстве |
Истинностная оценка неприменима | Может быть соотнесена с явлениями действительности и оценена с точки зрения истинности или ложности |
Регулярен | Допускает элементы случайного и неупорядоченного |
Относительно инвариантен (в отдельно взятый период существования) | Вариативна |
- имеет уровневую организацию - конечен - потенциален - пассивен - статичен, стабилен - объективен - социален - фиксирует опыт коллектива - обязателен ( императивен) | -Линейна -бесконечна - актуальна - активна - динамична, подвижна - субъективна - индивидуальна - отражает опыт индивидуума - произвольна |
Функции языка | Функции речи |
1. Средство общения (в зависимости от адресата общения выделяются разновидности этой функции: коммуникативная (средство общения с людьми) и магическая (средство общения с богом или силами природы)). 2. Средство создания словесных художественных образов. 3. Средство выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли. 4. Средство познания. 5. Средство порождения новых единиц языковых подсистем. 6. Средство накопления и хранения общественного опыта и знаний. | 1. Осуществление процесса общения (разновидности функции: коммуникативная (осуществление процесса общения с людьми) и магическая (осуществление процесса общения с богом или силами природы)). 2. Осуществление процесса создания художественных образов, произведений (эстетическая функция). 3. Осуществление процесса выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли. 4. Осуществление процессов познания. 5. Осуществление процессов порождения новых единиц языковых подсистем. 6. Осуществление процесса накопления и хранения общественного опыта и знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранние признаки нарушения развития речи
Консультация предназначена для родителей детей в возрасте от рождения до трех лет. Почти все нарушения речи (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет), ...
Признаки благополучного развития речи у ребенка
Критерии влияния факторов на развитие речи у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/30/picture-478830-1412089644.jpg)
Таблица нормативных показателей развития связной речи детей дошкольного взраста
В таблице помещена информация о нормативных показателях развития связной речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/12/picture-990789-1655053842.png)
Конспект занятия по развитию логического мышления «Классификация животных на группы по их отличительным признакам»
Задача образовательной области «Познание»: Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями. Развитие пространственных представлени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1096910-1610645196.jpg)
Таблица: схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)
Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-832089-1477252983.jpg)
Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05 Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении для жизни других обитателей природы. Итоговое мероприятие: Развле
Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении...