брошюра Артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Коршакова Анастасия Владимировна

Брошюра для родителей поможет дома проводить артикуляционную гимнастику с ребенком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionna_gimnastika.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

1.      Улыбаемся и удерживаем улыбку, сомкнув губы.

2.      Затем в улыбке обнажаем зубки (зубы сомкнуты).

3.      Вытягиваем губы вперед, как будто изображаем трубочку (зубы сомкнуты). Двигаем губами вправо-влево, вращать по кругу.( Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.)

4.      Теперь губы из «трубочки» немного округляем и пытаемся вытянуть вперед.

(Все упражнения чередуются несколько раз подряд, переходя из одного упражнения в другое.)

5.      Набрать воздуха и при выдыхании добиться того, чтобы губы вибрировали.

6.      Втянуть щеки сильно и резко открыть рот, добиться появления звука типа чмоканья.

7.      Дуть на легкие предметы, например, мыльные пузыри, воздушный шарик, на кусочек ватки и т.д. Для этих целей можно использовать дудочку.

8. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

9. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

10. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

11. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

12. Недовольная лошадка.

 Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

13. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

 - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

 - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

 - удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения артикуляционной гимнастики для щек

1.      Надувать поочередно каждую щеку и затем обе сразу.

2.      Втягивать щеки.

3.      Похлопывать и растирать щеки.

4. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

5. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения артикуляционной гимнастики на подвижность нижней челюсти

1.      Открывать и закрывать рот, губы при этом растянуты. Открывать несильно, на 1-2 см.

2.      Имитировать жевание с закрытым ртом.

3.      Сложить ладони одна на одну и положить на стол, упереться в них подбородком и открывать рот с сопротивлением. Потом расслабиться.

4.      На одном выдохе произнести слитно несколько гласных звуков, например, ааааооооууу.

Упражнения артикуляционной гимнастики для тренировки мышц глотки и мягкого неба.

1.      Для выполнения упражнения нужно позевать сначала с открытым ртом, затем с закрытым.

2.      Имитировать покашливание, также можно покашливать и с вытянутым языком. Имитировать полоскание горла.

3.      Когда даете ребенку пить (будь то чай, компот или вода), просите, чтобы он пил мелкими глоточками.

4. «Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

5. Произносить гласные звуки с позевыванием.

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!

Муниципальное бюджетное образовательное         учреждение

«Каменская общеобразовательная средняя школа Мезенского района»

(Структурное подразделение детский сад №2 «Журавушка»)

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

Учитель-логопед: Коршакова А. В.

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра "Артикуляционная гимнастика"

В брошюре рассказанно о значение артикуляционной гимнастики. Даются рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, некоторые артикуляционные упражнения....

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Брошюра. Артикуляционная гимнастика в помощь родителям

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...