Формирование словаря и связного высказывания у дошкольников на материале сказок
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в работе по развитию связной речи. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx54.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словаря и связного высказывания

у дошкольников на материале сказок

(консультация для педагогов)

Подготовила учитель-логопед

Зельская М.В.

Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь.

hello_html_m406efdc7.png

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в работе по развитию связной речи. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.

Сказка – один из древнейших жанров словесного творчества и один из основных жанров фольклора. В целом сказка оказывает незаменимую услугу ребенку, являясь эффективным инструментом познания мира. Каждому возрасту соответствует свой «сказочный диапазон».

Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Сказки любят все, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни.

В своей работе педагоги могут использовать различные методы по формированию словаря и связного высказывания у детей. Одним из методов является использование сказки. Сопереживая героям, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, пересказывания и разыгрывания с помощью сказочных сюжетов. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической, диалогической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

Работа со сказкой в системе воспитания решает следующие задачи:

  • Донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
  • Воспитание любви ко всем людям и природе;
  • Расширение кругозора и представлений о мире;
  • Заложение нравственных основ и начал;
  • Развитие связной речи.

При использовании сказки в системе работы по развитию речи преследуются такие цели:

  • Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

В поэтическом творчестве любого народа можно выделить наиболее характерные группы сказок – это сказки о животных, сказки о людях или бытовые, волшебные. Каждый тип сказки имеет особую морфологическую структуру.

Сказки о животныхвзаимоотношениях людей и животных

(животный эпос) — в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Сказки о животных

Колобок

Зайкина избушка

Лисичка-сестричка и волк

За лапоток - курочку, за курочку - гусочку

Лиса-повитуха

Лиса, заяц и петух

Мизгирь

Звери в яме

Маша и медведь

Теремок

Лиса-исповедница

Мужик, медведь и лиса

Овца, лиса и волк

Нет козы с орехами

Волк и козлята

Кот - серый лоб, козел да баран

Лиса и тетерев

Лиса и журавль

Лиса и рак

Лиса и кувшин

Лиса и козёл

Сказки о людях или бытовые

Бытовые сказки, по композиции, в большинстве случаев близки к анекдоту, в них присутствует бытовой юмор, т.е. смешные и анекдотичные ситуации, взяты из жизни, также они отличаются острой социальной направленностью (бедные шутят над богатыми и т.п.).

Героями в бытовых сказках обычно выступают: бедные крестьяне, наемные работники (батраки), солдаты в привычной для этих категорий людей стандартной жизненной обстановке (служба, пашня, стройка, конюшня, гарнизон и т.д.).

Как отдельный подраздел народных русских бытовых сказок можно при особом желании выделить сатирические сказки, в которых высмеивается барин, барыня, поп, дьякон (Барин и плотник; Барин и собака; сказка Барин и мужик; Барин лает в церкви; Добрый поп; Как поп работницу нанимал; Мужик и поп) и т.п. Положительный персонаж бытовой сказки, равно как и волшебной (авантюрной) всегда остается победителем в описываемых в сказке обстоятельствах, и в очередной раз доказывает всем известное утверждение-поговорку, что голь на выдумку хитра.

Сказки о людях или бытовые

Барин и мужик

Барские гуси

Глупая барыня

Два вора

Жена - спорщица

Как барин овцу купил

Как дьякона медом угощали

Как Иван-дурак дверь стерег

Как мужик гусей делил

Как поп работницу нанимал

Мужик и барин

Поп и батрак

Про мужика-бедняка и топор

Сердитая барыня

Три калача и одна баранка

Умный работник

Волшебные сказки

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Волшебные сказки наиболее задевают воображение и остаются в памяти с детства на всю жизнь. В русской культуре это Пушкин и Ершов, во Франции — Шарль Перро.

Мораль волшебной сказки определяется представлениями народа о добре и зле, его оптимизмом, народными идеалами, стремлением к счастью. Эти представления воплощаются в образах положительных героев, неизменно выходящих победителями в борьбе против носителей зла и несправедливости. Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве (в русских сказках это Чудо-Юдо, змей многоголовый) – далее в скобках некоторые русские народные сказки о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка), о мачехе и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка) и приключениях людей у людоеда (Лихо одноглазое).

Волшебные сказки народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, сказочные формулы, многочисленные повторы.

Мороз Иванович

Морозко

Серебряное блюдечко и наливное яблочко

Двенадцать месяцев

Василиса Прекрасная

Сивка-бурка

Царевна-лягушка

По щучьему веленью

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о золотом петушке

Проводить работу по сказкам можно на фронтальных, подгрупповых занятиях, можно рекомендовать для чтения воспитателям, родителям. Чтобы ребенок вник в сказку, мог полней ее осознать, мог выразить свои мысли по содержанию рекомендуется задавать точные вопросы.

Пример вопросов и заданий:

  • Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).
  • Объяснить, почему произошло то или иное событие.
  • Прочитать в лицах сказочные диалоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.
  • Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.
  • Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.
  • Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.
  • Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.
  • Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.
  • Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.
  • Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.
  • "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то.
  • Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.
  • Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.
  • Расскажите, как и почему изменился характер героя.

Разнообразные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.

Формы работы со сказкой

Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными.

Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.

В литературе по сказкотерапии можно найти множество форм работы со сказками и метафорами. Например:

— пересказ по вопросам, с использованием фланелеграфа;

— подсказка слова или фразы;

— совместный пересказ ребенка и педагога;

— отраженный пересказ;

— пересказ по частям;

— пересказ по сюжетным картинкам, серии сюжетных картин;

— пересказ по ролям;

— хоровое проговаривание;

— игра-драматизация;

— инсценировки сказок;

— творческое рассказывание.

Использование в работе с дошкольниками сказок, позволяет решать задачи овладения навыком последовательного и связного пересказа. Сказка служит инструментом для разнообразных развивающих упражнений. Все сказки планируются и готовятся до занятия. Учитываются речевые, психологические и личностные особенности каждого ребёнка.

Народная мудрость гласит: ребёнок- это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Детское творчество - важнейшая глава этой великой книги. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя, пересказывая или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме "Формирование словаря и связного высказывания детей на материале сказок в средней группе"

Формирование словаря и связной речи детей;повышение своего профессионального уровня...

План самообразования по теме "Формирование словаря и связного высказывания детей на материале сказок в средней группе"

Формирование словаря и связной речи детей;повышение своего профессионального уровня...

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Проект по развитию словаря и связного высказывания на тему: « Сказки о главном»

Проект по развитию словаря и связного высказывания на тему: « Сказки о главном»...

Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников

Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников...

«Формирование связных высказываний у дошкольников старшего возраста»

laquo;Формирование связных высказываний у дошкольников старшего возраста»...

«Формирование связных высказываний у дошкольников старшего возраста»

laquo;Формирование связных высказываний у дошкольников старшего возраста»...