консультация для родителей "Нужно ли спешить с обучением детей чтению?"
консультация по логопедии

Толстых Татьяна Александровна

Все родители дошколят озадачиваются вопросом, не опоздают ли они, если не научат своего ребенка читать до школы и не будет ли он отставать в развитии от своих сверстников. Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка учить читать до школы, другие советуют налегать на алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок. Попробуем разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли спешить с обучением детей чтению?

Все родители дошколят озадачиваются вопросом, не опоздают ли они, если не научат своего ребенка читать до школы и не будет ли он отставать в развитии от своих сверстников. Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка учить читать до школы, другие советуют налегать на алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок. Попробуем разобраться.

Многие родители, да и педагоги, торопились в 3–4 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцатого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет еще слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Он не может пока почувствовать и понять всю красоту и богатство печатного слова. Желание форсировать обучение ребенка педагоги Ф.А. Сохин и А.М. Фонарев называли «искусственной акселерацией».

Организм и психика ребенка развиваются поэтапно, каждый возрастной период приходит вслед за другим.

Жан-Жак Руссо писал, что, нарушая этот порядок, мы выращиваем плоды, не имеющие ни вкуса, ни зрелости, и которые незамедлительно испортятся.

Когда же учить читать?

Чтение - это не просто называние букв, а умение составлять из них слова, что требует более серьезного синтеза. В связи с этим ранним обучением грамоте надо заниматься избирательно и только тогда, когда малыш в этом заинтересован.

Раннее чтение совсем не обязательно для маленького ребенка. Если занятие малыш отвергает, значит ему еще рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Обучение чтению можно рассматривать, как деятельность прикладного значения, осторожно только по желанию ребенка в игривом плане входящую в его жизнь.

По поводу вопроса, когда же стоит начинать обучать детей чтению, профессор Н. М. Аксарина не рекомендовала делать этого до пяти лет, так как до этого возраста ребенок не осознает еще полностью смысл прочитанного. При изучении азбуки с самого начала надо научить ребенка правильному произношению звуков. То же самое относится и к обучению чтению: важно соблюдать определенные педагогические правила. Ребенок может научиться читать, считать, пересказывать, но будет допускать при этом ошибки. Ребенка надо не просто обучать, а обучать правильно. Рекомендации по таким вопросам вы можете получить у педагогов.

Конечно, многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, ведь общаясь с мамами, разговоры так и крутятся вокруг темы «а мой-то уже...» и дальше следует перечисление успехов маленького гения и сравнения его с чужими детьми. В такой ситуации невольно начинаешь переживать, что соседский ребенок уже читает, а свой даже не проявил интереса к книгам. Но в вопросе обучения чтению лучше не гнаться за показателями, и не начинать раньше, чем положено.

Определить это можно по следующим признакам:

Он уже сам строит целые предложения, говорит связно и четко. Может сам рассказать о каком-либо событии, выстроить логическую цепочку в своем повествовании. Описать вещи или предметы фразами, приближенными к истине.

У него достаточно развился фонематический слух. То есть, говоря ребенку слова по слогам, или созвучные слоги, например, да-та, жа-за и другие, он различает разницу между звуками и может точно повторить услышанное. Ребенок не путает буквы в созвучных словах, например, лук-луг и различает их.

Если не обнаруживаются серьезные логопедические проблемы, нет нарушений ритма речи.

Развита пространственная ориентация – не путает понятия «право и лево», «верх и низ».

Обычно этим критериям соответствует развитие в пятилетнем возрасте. Если это не так, то не стоит расстраиваться! Развитие каждого ребенка индивидуально, и нужно уделять достаточно времени на занятия и тренировку его навыков. Но также стоит знать, что излишне спешить с обучением не стоит. Человеческий мозг развивается постепенно, и насильно стимулируя те его отделы, которые еще не готовы можно нанести больше вреда, чем пользы, и в дальнейшем можно получить психологические нарушения, такие как гиперактивность и чрезмерная возбудимость.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит), он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей.

Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера, т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.

Но главное, о чем должны помнить родители, нельзя насильно учить ребенка читать. Не ругайте малыша и не сравнивайте его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения.

Если же у вашего ребенка не сформирована речь, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, то обучение чтению будет даваться малышу с трудом, и отнимет огромное количество сил и у мамы и у ребенка. То есть, если ребенок не выговаривает звуки, путает слоги в словах, неправильно их произносит, то даже в 5-6 лет учить читать его пока не стоит. Лучше сначала отвести дошкольника к логопеду.

И перед тем, как учить читать, необходимо заняться развитием всех психических и познавательных процессов.

Первый фундамент к способности читать закладывается в раннем детстве и зависит от того, насколько ребенок ориентируется в пространстве. Для этого нужно вырабатывать с раннего возраста чувство ритма. Помогут игры со скакалкой, мячом, пение, заучивание стихов, запоминание мелодий. Важно не упустить время для развития слухового внимания.

Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам. От этого будет зависеть скорость чтения, которая важна при обучении в школе и влияет на успеваемость. Ребенок должен справляться с большим объемом информации, которую он получает в школе. Если он читает плохо и медленно, то на домашние задания потребуется больше времени, концентрация внимания будет снижена, что в итоге скажется на качестве учебы.

Обучение чтению в игровой форме

Зная основные методики и выбрав более подходящую можно приступать к обучению, лучше всего в игровой форме. Это будет наилучшим ответом на вопрос как правильно научить ребенка читать, ведь играя, обучение пойдет намного легче и быстрее.

Для начала нужно поставить цель - выучить все гласные буквы. Красивые, яркие буквы из цветной бумаги заинтересуют малыша, и ему захочется познакомиться с ними поближе. Повторяйте чаще. Затем можно развесить их по квартире и предложить игру – найти ту или иную букву. После этого можно просить найти буквы в книгах, журналах, на рекламных плакатах. Постепенно переходить к согласным буквам и простым словам, таким как, «мама» и «папа».

Старайтесь вызвать ассоциации – придумывать, на что похожи те или иные буквы, вместе рисуйте их, лепите из пластилина, вырезайте из бумаги. Читайте вслух простые слова, затем просите найти в них букву и самостоятельно прочесть. Не перегружайте информацией, не нужно сразу давать выучить все согласные, начните с малого, и по ходу усвояемости материала прибавляйте буквы.

Совет: не берите сложные слова, не требуйте сразу много. Пусть обучение станет приятным, интересным и увлекательным. Не наказывайте ребенка, если первое время не будет получаться. И конечно, как и в любом деле важна последовательность и регулярность. Проводить занятия нужно систематически, не оставляя их на долгое время, и тогда результат придет очень скоро.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нужно ли спешить с обучение детей чтению?"

Чтение - это не просто называние букв, а умение составлять из них слова, что  требует более серьезного синтеза. В связи с этим ранним обучением грамоте надо заниматься избирательно и только...

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

Нужно ли спешить с обучением детей чтению

В данной статье рассмотривается вопрос о необходимости раннего обучения детей чтению, с какого возраста лучше начинать обучения и в какой форме....

Консультация "Нужно ли спешить с обучением детей чтению?"

Все родители дошколят озадачиваются вопросом, не опоздают ли они. Если не научат своего ребенка читать до школы и не будет ли он отставать в развитии от своих сверстников. Споров по этому поводу очень...

Консультация "Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению"

Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению...

Консультация для родителей «Нужно ли спешить с обучением детей чтению?»

В данной консультации вы узнаете нужно ли спешить обучать ребенка к чтению, когда и как лучше это начать....