Материал к педагогическому совету
методическая разработка по логопедии

Тебенькова Надежда Владимировна

«Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Форма проведения: «Мастер-класс»

Цели

-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства.

-Анализ состояния работы по речевому развитию детей в ДОУ, планирование путей совершенствования в данном направлении.

-Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития

         Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями на сегодняшний день высокий. 

  • Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
  • В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
  • Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
  • С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
  • Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
  • Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии речевого развития детей

в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

                                                                                           Материал к педагогическому

                                                                            совету подготовила

                                                                       учитель-логопед

                                                              Тебенькова

                                                                                    Надежда Владимировна

        

24.10.2017г.

Форма проведения: «Мастер-класс»

Цели

-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства.

-Анализ состояния работы по речевому развитию детей в ДОУ, планирование путей совершенствования в данном направлении.

-Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития

        Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями на сегодняшний день высокий. 

  • Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
  • В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
  • Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
  • С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
  • Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
  • Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

        Слайд

        Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги.

        Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом.  

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми речью, как средством общения и культуры:

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

        Слайд

        Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

        Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

        Слайды

        На занятиях использую как традиционные, так и современные образовательные технологии по развитию речи.

        Здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

1. Игры на развитие речевого дыхания.

        Стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы, развивают длительность и продолжительность правильной речевой воздушной струи.  

2. Зрительная гимнастика.

        Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. Является профилактикой миопии, то есть сохраняет физический ресурс зрения.

4. Мимическая гимнастика. 

        Способствует развитию мимических лицевых мышц, эмоциональному развитию. Выполняется по подражанию, словесной инструкции или в ходе занятия с использованием наглядного материала или интерактивных игр.

5. Артикуляционная гимнастика.

        Помогает  улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), выработать объем, точность, силу, темп, переключаемость артикуляционных движений, необходимых для постановки и автоматизации звуков.

6. Динамические паузы в сочетании с речевым материалом; физпаузы, логоритмические игры и упражнения.

        Развивают общую моторику, координацию движений и речь, снимают мышечное напряжение, повышают работоспособность, являются профилактикой нарушений осанки и плоскостопия.

7. Пальчиковая гимнастика. 

        Здесь же можно использовать игры с песком, сухие бассейны, су-джок терапию, игры с крупами, мозайки, массажные мячики, эспандеры, игры с прищепками, шнурками, счетными палочками, резинками.

        Данные игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики, нормализации мышечного тонуса, снятию синкенезий и гиперкинезов.

        Слайд

        Наиболее эффективным развивающим средством для всех сторон речи в работе с детьми, являются логосказки.

Можно использовать следующие виды логосказок:

  • артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
  • пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
  • фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
  • лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
  • сказки, способствующие формированию связной речи;
  • сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).         

        Слайд

        Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является педагогический синквейн.

        Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», это может быть пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.

        

        Слайд

        Правила составления синквейна.

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

        Слайд

Например:
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

        Слайд

        Давайте попробуем составить педагогический синквейн – слово «яблоко».

  1. Яблоко.
  2. Красное, сочное яблоко.
  3. Купили красное сочное яблоко.
  4. Я люблю красное сочное яблоко.
  5. В магазине купили красное сочное яблоко.

        Слайд

        Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать и закреплять знания, активизировать лексику и грамматические категории в правильном их употреблении.

        Наряду с использованием развивающих интерактивных игр я создаю и использую на своих занятиях компьютерные презентации по разным лексическим темам, в соответствии с требованиями реализуемой адаптированной программы. Яркая, доступная, анимационная наглядность не только повышает интерес детей к изучаемому материалу, но и делает изучаемый материал, который невозможно представить в реальности, доступным.

        Информационные компьютерные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного сообщества.

        

        Слайд

        «Мнемотехника» Авторы: В.К. Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П. Глухов, Т.В. Большева , Л.Н. Ефименкова и др. Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем стимуляции естественных механизмов памяти мозга и образования дополнительных ассоциаций.

                Мнемотаблицы- схемы служат хорошим  дидактическим материалом в работе по развитию связной речи, обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.

        Ещё одной из эффективных технологией по развитию речи детей является мнемотехника. Мнемотаблицы- схемы служат хорошим  дидактическим материалом в работе по развитию связной речи, обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.

Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников. Элементы мнемотехники можно широко использовать при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов, пословиц, поговорок и др.

Ходит в белом колпаке с поварѐшкою в руке? Он готовит нам обеды: кашу, щи и винегреты?

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ОСЕНЬ

  • Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.
  • Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
  • Осенью и у воробья пир.
  • Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.
  • Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

                 

        Слайд последний

        К числу современных образовательных технологий можно отнести не только выше перечисленные технологии, но и:

  • технологию проектной деятельности;
  • технологию исследовательской деятельности;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии;
  • технология «ТРИЗ» и др.

        Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал выступления на педагогическом совете Тема: «Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребёнка»

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующ...

Материал педагогических советов 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Методическая работа.Сроки проведенияМероприятияИсполнители     Ответственные за исполнение...

Практический материал к педагогическому совету

Практический материал к педагогическому совету  «Развитие речи дошкольников (монологической формы речи) с помощью мнемотаблиц»...

Материал для педагогического совета ( презентация)

Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДОУ...

Материал для педагогического совета "Стимулирование речи детей раннего возраста"

Цель представленного материала: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речево...