Материал выступления на педагогическом совете Тема: «Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребёнка»
материал (старшая группа) на тему

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_rol_teatra_doshkolnikov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Безенчук

структурное подразделение детский сад «Ручеёк»

Материал выступления на педагогическом совете

Тема: «Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребёнка»

                                                                                                                     

                                                                   Подготовила:

                                                                                               Воспитатель: Водовских Н.И.

                                                                           Март 2013 г

п. Безенчук

Самарская области

Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребёнка.

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка,

Совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка, Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Для исполнения роли произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации, опосредованные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развитие развивать ребёнка.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребёнка, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.  Одним из видов таких творческих игр является драматизация или чаще называют театрализованная игра.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки), Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения.

Театрализованная сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его мысленно действовать с героями. В результате возникшего переживания у ребёнка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений, ребёнок легко запоминает несложные фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Разучивание с детьми сложных, объёмных текстов персонажей, особенно стихотворных, лучше поручать родителям. Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определённой мимикой и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в театре у детей бывает связано с использованием музыки в спектакле6 пение героями песен, исполнение танцев или это просто пантомимические выходы персонажей. Ребёнок запоминает очерёдность своего выступления и без музыки – по окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий.

При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении ребёнка возникает воображаемый мир. В театре же ребёнок видит воображаемое в действии, в чём и заключается преимущество театрального искусства.

Помочь ребёнку разбудить воображение можно, обсуждая эпоху, когда предположительно развивается действие, время года, характеры и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребёнок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.

В театре ребёнок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.

Театр – это ещё целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство ещё со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кот пожалеет заглянуть за кулисы театра. В театральном творчестве ребёнок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику.

Используемая литература:

А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»

                          Для занятий с детьми 5 -6 лет

                           Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2010 г.

 М.Б. Зацепина «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»

                             Обзор программ дошкольного образования

                            Творческий Центр

                            Москва 2010 г.

Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду.

                              Методические рекомендации

                             Творческий Центр

                              Москва 2010 г.

Т.С. Григорьева Программа «Маленький актёр»

                             Для детей 5-7 лет

                             Творческий Центр

                              Москва 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема : «Формирование творческих способностей, изобразительных умений детей в аппликации и лепке при организации и проведении занятий по художественно-эстетическому развитию»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем...

Роль театра в формировании гармоничной , творческой личности ребенка

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, фор...

Выступление на педагогическом совете Тема: Концептуальные подходы к формированию предметно-пространственной среды в современном детском саду

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации согласно ФГОС - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами...

Выступление на педагогическом совете. Тема : «Формирование творческих способностей в аппликации и лепке при организации занятий по художественно-эстетическому развитию»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания и формирование творческих способностей.Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического ...

Выступление на педсовете по теме: «Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»

Выступление на педсовете по теме: «Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ТЕМА: «Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста».

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качеств...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Тема: «Роль художественного слова в воспитании старших дошкольников»

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...