Занимательная фонематика
методическая разработка по логопедии

Егорова Инна Юрьевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_fonematika.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по развитию фонетико-фонематических представлений.

Тема «Занимательная фонематика»

(с использованием игровой технологии)

Составила и провела:

учитель-логопед Егорова Инна Юрьевна

Санкт-Петербург

2021

Цель: Развитие фонетико-фонематических процессов

Задачи:

Образовательные:

Повторить гласные и согласные звуки; согласные твердые и мягкие звуки

Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов

Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов

Закрепить умение различать правильно и неправильно написанные буквы

Коррекционные

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие зрительного и слухового внимания

Развитие мышления, внимания

Коррекция звукопроизношения

Воспитательные

Формировать познавательный интерес к обучению грамоте

Воспитывать умение работать в коллективе

Оборудование: домики красного, зеленого и синего цветов, обручи, предметные картинки, карандаши, кукла Буратино, бумага, деревянные и металлические ложки, чашки с водой, звучащие игрушки

                                               Ход занятия

1. Организационный момент

Дети называют первые звуки в названии своего имени и садятся.

2. Звуки неречевые и речевые

 Игра «Отгадай звук»

Дети называют звуки, которые они слышат вокруг себя дома и на улице (звуки музыки, льющейся воды, шум ветра, дождя и т.д.)

Предлагаю отгадать звуки, которые могут производить предметы, находящиеся на столе. Ребята закрывают глаза и отгадывают. ( звон  колокольчика, шуршание бумаги, стук деревянных ложек, стук металлической ложки о чашку, журчание воды, звучащих игрушек).

Далее дети отвечают, что человек отличается тем, что владеет речью, умеет говорить. Он издает звуки речи. Их нужно произносить правильно и красиво.

Что же будет, если звуки произносятся неправильно?

3. Игра «Звук заблудился»

Читаю веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Дети называют слово правильно и говорят, какими звуками отличаются пары слов.

«Жучка будку (булку) не доела,

Неохота, надоело»

«Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей)»

«На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.»

«Под березами, где тень,

Притаился старый день (пень)»
4. Предлагаю вспомнить детям, какие бывают звуки и где они живут.

(Гласные звуки живут в красном домике, согласные твердые – в синем, согласные мягкие – в зеленом). Домики появляются на доске.

Игра   на определение звука в начале слова, дифференциацию мягких и твердых согласных

На полу три обруча –красный, синий и зеленый. Ребята получают картинки с изображением различных предметов и раскладывают их в три обруча : красный – с гласным звуком в начале слова, синий- с твердым согласным звуком, в зеленый – с мягким согласным звуком.

5. Игра «Отгадай букву»

Ребята подходят к своим местам, спрашиваю их: «Как на письме обозначаются звуки?» Дети отвечают, что звуки на письме обозначаются буквами. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Предлагаю отгадать каждому букву, которую «напишу» на спине. Ребята отгадывают и садятся.

6. «Допиши букву»

Дети получают карточки с буквами, в которых не хватает одного элемента, дописывают его.

7. Загадка

«У отца был мальчик странный.

Необычный-деревянный,

Но любил         папаша сына.

Что за странный человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?...Буратино

Из дописанных букв дети на доске составляют слово «Буратино»

8. Игра с мячом «Назови какой, какая»

Появляется кукла «Буратино». Он сделан в сказке из дерева, значит он…деревянный и т.д. (кукла из фарфора – фарфоровая, мишка из плюша – плюшевый, кораблик из бумаги – бумажный, машина из железа – железная, солдатик из олова – оловянный)

9. Ребус

Дети отгадывают название вещи, которую Буратино возьмет с собой в школу). На доске картинки: АПЕЛЬСИН, ЗАЯЦ, БАРАБАН, УДОЧКА, КАРАНДАШ, АВТОБУС. Называем первые звуки в словах, соединяем их, получаем слово «АЗБУКА».

Определяем гласные звуки, делим на слоги.

10. Итог занятия

Используемая литература:

Т.А.Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит».Санкт-Петербург. «Акцидент», 1997

Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей». «ГРИНГО», 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ

В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы  коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...

Игры для коррекционно-развивающей работы с детьми. Раздел - фонематика.

Игра "Для умников и умниц"Игра "Занимательный клубворд"Игра "Сколько слов в предложении"...

Фонематик ишетеү һәләте

Презентация.  Лепбук  - Фонематик ишетеү һәләтеӘҙерләне: Рысбаева Әлиә Сәлих ҡыҙы...

«Веселая фонематика», сентябрь 2023г.

laquo;Веселая фонематика»12 сентября 2023 года в рамках работы кейса «Обучение грамоте» прошел мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему «Игры на формирование фонематического ...

Лэпбук "Фонематика"

Лэпбук "Фонематика"...