Консультация для родителей на тему: "Как сенсорные игры стимулируют коммуникативную активность детей"
методическая разработка по логопедии

Ранний возраст – важный период в  развитии речи детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи, способности подражать взрослой речи, формируется собственная активная речь, что в последующем станет средством общения с окружающими. На сегодняшний день проблема задержки речевого развития у детей стоит очень остро. В связи с этим, специалисты должны оказывать значительное влияние на развитие активности в коммуникации детей раннего возраста.

Поэтому необходимо развивать способность вслушиваться в речь, подражать услышанным звукосочетаниям и словам, учить отвечать на вопросы не действиями, а ранее усвоенными словами.

Для этого важно разговаривать с малышом, включать его в диалог, создавать ситуации для высказываний. Родителям необходимо стимулировать ребенка как можно чаще обращаться к окружающими, с использованием уже усвоенных слов.

На стимуляцию коммуникативной активности оказывает благоприятное влияние воздействие на сенсорную сферу ребенка. Поэтому родителям рекомендуется использовать в своих играх максимальное насыщение слуховыми, зрительными, тактильными и другими  стимулами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx506.33 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\79106\Desktop\58a6be49e8c4715a4b5750e1.png

Консультация для родителей на тему:

«Как сенсорные игры стимулируют коммуникативную активность ребенка»

Подготовил:

учитель-логопед

Радеева И.В.


Консультация для родителей на тему:

«Как сенсорные игры стимулируют коммуникативную активность ребенка»

Ранний возраст – важный период в  развитии речи детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи, способности подражать взрослой речи, формируется собственная активная речь, что в последующем станет средством общения с окружающими. На сегодняшний день проблема задержки речевого развития у детей стоит очень остро. В связи с этим, специалисты должны оказывать значительное влияние на развитие активности в коммуникации детей раннего возраста.

Поэтому необходимо развивать способность вслушиваться в речь, подражать услышанным звукосочетаниям и словам, учить отвечать на вопросы не действиями, а ранее усвоенными словами.

Для этого важно разговаривать с малышом, включать его в диалог, создавать ситуации для высказываний. Специалисту необходимо стимулировать ребенка как можно чаще обращаться к окружающими, с использованием уже усвоенных слов.

На стимуляцию коммуникативной активности оказывает благоприятное влияние воздействие на сенсорную сферу ребенка. Поэтому логопеду рекомендуется использовать на своих занятиях максимальное насыщение слуховыми, зрительными, тактильными и другими  стимулами.

На данный момент, существуют следующие направления, в рамках которых должна осуществляться деятельность, необходимая для помощи ребёнку с задержкой речевого развития.

Оценка речи и языка: глубокий анализ и определение сильных и слабых сторон ребенка во всех сферах общения, включая навыки игры и взаимодействия, внимание и слушание, понимание слов и языка, использование слов и языка, социальное общение, произношение и разговор, а также  навыки до грамотности, где это уместно.

Коммуникационные стратегии: Работать вместе с родителями, чтобы разработать цели и стратегии, чтобы помочь развить области общения, с которыми ребенок испытывает трудности.

 Ежедневные занятия: Предоставление семьям стратегий и советов, которые можно использовать дома в повседневных делах и рутинах, чтобы помочь развить навыки общения.

 Постепенные цели: создание небольших пошаговых целей, которые достижимы и показывают прогресс ребенка в областях навыков.

Визуальная информация: Включение дополнительной визуальной информации посредством использования более формализованной системы жестов, изображений и / или символов, чтобы помочь пониманию и использованию языка, где это уместно.

Положительное подкрепление: Обеспечение большого количества положительного подкрепления и поддержки на протяжении всей терапии, чтобы помочь укрепить уверенность и чувство собственного достоинства.

Взаимодействие с педагогическим персоналом (при необходимости) о коммуникативных навыках ребенка и предоставление информации и идей, которые могут быть использованы в образовательной среде, чтобы помочь ребенку получить доступ к учебной программе.

Язык, соответствующий возрасту: использование языка, соответствующего уровню понимания ребенка.

 Мультисенсорный подход: использование мультисенсорного подхода (например, зрение, вкус, обоняние, осязание) для изучения новых слов и понятий.

Практические работники из австралийского центра «Kid Sense» предлагают следующие стратегии, которые направлены на поддержку детей с данным видом нарушений.

Составьте индивидуальный план с родителями / опекунами, которые имеют небольшие достижимые речевые и языковые цели, чтобы помочь развить языковые навыки ребенка.

Предоставьте ребенку стратегии управления ситуациями, когда они чего-либо не понимают (например, учите его поднимать руки в таких случаях; также полезным будет обучить его  некоторым стандартным вопросам, которые нужно задавать при необходимости).

Организуйте систему обратной связи между медицинскими работниками и педагогическим персоналом для предоставления информации, которая должна быть включена в план образования и / или реализуйте идеи / предложения / мероприятия, чтобы помочь улучшить речевые и языковые навыки ребенка и его доступ к учебной программе.

Используйте увлекательные игровые занятия или игры, чтобы мотивировать ребенка учиться.

Используйте простую и краткую информацию.

Используйте визуальные эффекты для дополнения слуховой информации (например, картинки, знаки, жесты).

Предоставьте дополнительное время для выполнения задач.

Познакомьте ребенка с языком в различных условиях (например, в обществе, во время ежедневной рутины, таких, как купание, готовка).

Используйте простой язык во время игры с ребенком.

Изучив достаточное количество специальной литературы, мы выделили ряд приёмов и игр, которые логопеды могут использовать на своих занятиях.

Игры с тестом, пластилином, глиной, специальной пеной.

Детям нужно трогать разнообразные текстуры и играть с ними. Это способствует развитию нормального тактильного восприятия. К тому же это очень полезно для малышей, у которых есть тактильные проблемы.

«Тяжелая работа»

Такие игры способны оказать воздействие на тело, мышцы и суставы ребенка. Это помогает малышам, которые вечно жаждут движений, получить необходимую нагрузку. Довольно хороши такие упражнения, как толкание предметов или раскачивание с утяжеленными предметами, лазанье по канату или шведской стенке, прыжки на батутах.

Игры с водой и песком.

Игры с водой и песком позволяют простимулировать тактильное восприятие. Очень полезным будет переливание воды в разные сосуды и слушать, как она звучит. Можно спрятать маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

Игры с крупами, мукой, кофе. 

Во время таких игр можно устроить «дождь» из пшена, фасоли, гречки и подставить под струи «дождя» все части тела; ходить босиком по «лужам» после «дождя»; пересыпать крупы с помощью ложек, формочек; прятать и разыскивать в тазиках с крупой различные игрушки; играть с мокрыми крупами; рисовать на рассыпанной манке, муке, или кофе.

Игры с одноразовой пластиковой посудой.

В этом случае можно построить дорожки или башни из стаканчиков; устроить «дождь» из тарелочек; пошуршать тарелочками, постучать пластиковыми с ложками по стаканчикам.

Игры с бумагой и тканями.

На таких занятиях необходимо использовать различные виды бумаги и тканей: гофрированный картон, фольга, ситец, фланель, шерсть,. После первоначального знакомства начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани.

Игры с фруктами

Такие игры дают возможность потрогать пальчиками различные нарезанные фрукты, выложить узоры из долек яблока или мандарина. Одновременно с этим можно изучить запах.

Игры с сенсорными баночками

Для развития слухового восприятия можно использовать различные баночки, которые наполнены крупой, водой, монетками, колокольчиками, маслом.

Игры со стеклянными шариками и кубиками 

В этом случае можно устроить «сухой бассейн» для пальчиков; разложить шарики по разным емкостям; можно бросать шарики и кубики в воду; перекатывать между пальцами.

Ароматерапия

Прекрасным вариантом для занятий с детьми, которые очень к чувствительны к запахам или не чувствуют их вовсе, является ароматерапия. Для таких занятий можно использовать ароматические масла, свечи, диффузоры. Это простимулирует ребенка к речевым высказывания, также поможет научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения.

Вибрирующие игрушки, массажеры.

Вибрация является основным приемом занятий по развитию сенсорной интеграции. Вибрирующие изделия и игрушки используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Для таких занятий идеально подойдут вибрирующие подушки и матрасы для успокоения; ручные массажеры в виде животных; ротовые массажеры; детские вибрирующие стульчики; вибрирующие зубные щётки и т.д. 

С использованием деревянных и пластиковых массажеров, резинок для волос, погремушек-прорезывателей, силиконовых прихваток можно провести массаж рук или ног.

Но логопедическая работа не будет настолько эффективной, если дома не будут созданы соответствующие условия для развития ребенка.

Родителям следует придерживаться следующих рекомендаций, чтобы стимулировать речевое развитие детей:

Как можно больше общайтесь с ребенком. Разговаривать с ним, петь ему, одобрительно реагировать на его попытки имитировать звуки и жесты.

Следует начинать читать ребенку как минимум, с шести месяцев. Важно четко выговаривать слова и показывать ребенку картинки. В том случае, если малыш прерывает чтение какими-то звуками, нужно сделать паузу и выслушать его.

Важно поощрять успехи. Хвалите ребенка, когда правильно произнес слово, которое долго у него не получалось. Или если стал говорить предложениями из трех слов вместо двух. Это очень важно, потому что дети очень рано начинают различать интонации голоса, и отлично понимают, когда их действия вызывают одобрение, а когда нет.

Для стимулирования речевой активности можно поиграть с ребёнком в «непонималки».  В тех случаях, когда  не говорящий малыш пытается добиться чего-то от родных при помощи жестов или крика, взрослым следует изобразить непонимание, тем самым вынудить ребёнка произнести хоть какие-то речевые звуки или показать жестом. Надо быть готовым к тому, что малыш будет горько плакать, топать ножкой. В этом случае надо успокоить ребёнка, но настоять на своем.

В распорядок дня следует включать игры на развитие общей моторики. В этом случае очень помогут такие игры, как «Мишка косолапый», «Зайка - побегайка», «Лисичка-сестричка»; упражнение «Большие ноги – маленькие ножки».

Важно делать с ребёнком упражнения для развития дыхания. Например,  «Подуем на водичку», «Султанчики» (сделать из ёлочного «дождика» метёлочку и дуть на неё), «Листочки полетели!», «Буря в стакане» (через трубочку подуть в стакан с водой).

Не стоит обходить стороной развитие внимания. Для этого можно использовать такие игры, как «Что пропало?»,  «Делай как я!», «Запретное движение».

Немаловажным является развитие у ребенка  внимания к речевым и неречевым звукам. Сначала нужно попробовать различать звучание: музыкальных игрушек, бытовой техники, звуки улицы и т.д. Ребёнок закрывает глаза и отгадывает, что звучит. После этого можно попросить ребенка повторить то, что он услышал. Необходимо также обучать малыша звукоподражанию: «Как кричит курочка  (кукушка, собака, кошка)?».

Используйте игры по вызыванию простых звуков, звукоподражаний и слов. Организовать это можно на прогулке. Взрослый спрашивает ребёнка: «Как мычит коровка? - Му-у-у-…», «Как капает дождик? - Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? - У-у-у-у-…», «Кто это?», «Что это?». По началу ребенок будет давать усечённую форму слов (один слог). В этом случае взрослому необходимо похвалить кроху и повторить слова правильно.

Когда ребёнок немного владеет речью, становится возможным провести игру «Эхо». Она предполагает сопряженное и отраженное проговаривание слов и предложений. Для этой игры берутся либо отдельные слова и предложения, либо строчки из детских стихов А. Барто, С. Маршака. Эти же стихи используются для договаривания отдельных слов в конце строчки стиха: «Уронили мишку… (на пол). Оторвали мишке… (лапу). Всё равно его не брошу, потому что он … (хороший)».

Детям обычно очень нравится наблюдать за муравьями, бабочками и жуками, трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев, рассматривать цветы и травинки. Для обогащения активного и пассивного словаря ребёнка следует наблюдать за живой природой. Это связано с тем, что ребёнок будет непроизвольно что-то «оречевлять», попытаться составить простое предложение. Вернувшись домой, необходимо вместе с ребенком что-то зарисовать, о чём-то составить коротенький рассказ.

Проводите игровые занятия на построение фразы. Для этого можно использовать игры с песком или водой. Они предполагают выполнение следующих инструкций: «Спрячь в песочек (в водичку) формочку»; «Достань из песка (из водички) формочку»; «Похлопай ручкой по песку».

Понадобится песок и для игры «Большой – маленький» (взрослый рисует на песке большие предметы и маленькие): дом-домик, цветок-цветочек, собака-собачка. Таким образом, в речь ребенка с ЗРР вводятся слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Все эти игры очень нравятся детям!

Проводя время с ребёнком, чаще обращайте его внимание к вещам и объектам, которые его окружают. Например, посвятив занятие домашним животным, акцентируйте внимание малыша на поведение кошек и собак во дворе или дома. Не лишним будет поиграть в подражание повадкам животных: «Как кошка ходит?», «Как кошка выпускает коготки?», «Как киса лакает молоко?», «Как собачка дышит, когда ей жарко?».

Много возможностей для работы над речью предоставляют такие темы, как «Овощи» и «Фрукты». Поэтому, находясь на даче, не забудьте рассмотреть и обсудить с малышом все, что увидите или потрогаете. Все эти наблюдения должны непременно сопровождаться комментариями взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры стимулирующие речевую активность детей .

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции....

Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры".

Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры"....

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно,...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»...

Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры."

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: и...

Консультация для родителей на тему: «Роль дидактической игры в развитии речи детей»

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети – творцы настоящего и будущего....