Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры."
консультация

Юрченко Елена Николаевна

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В это и заключается актуальность данной темы.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Содержание сенсорного воспитания:

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Ощущения и восприятие ребенка не должно происходить стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, иначе оно будет поверхностным, неполноценным.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) .

Методика развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Несмотря на указанные выше различия, есть правила, общие для многих видов обследования:

восприятие целостного облика предмета;

мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.) ;

пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д.);

вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.

Игра как средство развития ребенка

Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности.

Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Использование игровых ситуаций в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.

Сенсорными условно можно назвать игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения:

Зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.

По характеру игрового действия дидактические игры могут быть:

1. Игры-поручения.

2. Игры с прятаньем и поиском.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием.

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры.

5. Игры-соревнования.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.) ; ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т. д.) .

Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях.

В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи; кроме того, они - хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Если систематически и методически правильно применять игровые ситуации в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников, то уровень развития сенсорных способностей у детей будет достаточно высоким.

Сенсорное развитие (от латинского sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, которые имеют первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, и направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического (двигательного) и других видов ощущений и восприятий.

У дошкольников обогащение чувственного опыта происходит путем совершенствования работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

В этом возрасте происходит усвоение детьми сенсорных эталонов - шкалы величин, цветового спектра, системы геометрических форм и т. д. Это сложный и длительный процесс, т. к. необходимо иметь четкие представления о выделенных свойствах предметов в самых различных ситуациях. Именно поэтому очень большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким - то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.

Материалы для определения размеров

В результате работы с  материалом ребенок научается различению размеров в трех направлениях, умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; знает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.

 

 

Материалы для определения цвета

В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с основными цветами.

 

 

 

 

Материал для узнавания форм и фигур

В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает их названия, учится узнавать их в окружающих предметах.

Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, именно поэтому любая информация, поступающая к ребенку через органы чувств, воспринимается быстрее и усваивается лучше. Занятия с данным материалом проходят в свободной форме, что позволяет детям избежать переутомления и не потерять интереса к упражнениям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В это и заключается актуальность данной темы.Проект по сенсорному развитию « Познаём мир, играя».

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Содержание сенсорного воспитания:

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Ощущения и восприятие ребенка не должно происходить стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, иначе оно будет поверхностным, неполноценным.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) .

Методика развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Несмотря на указанные выше различия, есть правила, общие для многих видов обследования:

восприятие целостного облика предмета;

мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.) ;

пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д.);

вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.

Игра как средство развития ребенка

Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности.

Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Использование игровых ситуаций в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.

Сенсорными условно можно назвать игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения:

Зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.

По характеру игрового действия дидактические игры могут быть:

1. Игры-поручения.

2. Игры с прятаньем и поиском.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием.

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры.

5. Игры-соревнования.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.) ; ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т. д.) .

Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях.

В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи; кроме того, они - хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Если систематически и методически правильно применять игровые ситуации в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников, то уровень развития сенсорных способностей у детей будет достаточно высоким.

Сенсорное развитие (от латинского sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, которые имеют первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, и направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического (двигательного) и других видов ощущений и восприятий.

У дошкольников обогащение чувственного опыта происходит путем совершенствования работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

В этом возрасте происходит усвоение детьми сенсорных эталонов - шкалы величин, цветового спектра, системы геометрических форм и т. д. Это сложный и длительный процесс, т. к. необходимо иметь четкие представления о выделенных свойствах предметов в самых различных ситуациях. Именно поэтому очень большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким - то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.

Материалы для определения размеров

В результате работы с  материалом ребенок научается различению размеров в трех направлениях, умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; знает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.Дидактическая игра «Найди домик для матрешки» для детей первой младшей  группы. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Материалы для определения цвета

В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с основными цветами.Изготовление дидактических игр своими руками - Инженер ПТО

Материал для узнавания форм и фигур

В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает их названия, учится узнавать их в окружающих предметах.Авторские дидактические игры для дошкольников своими руками - "Игры и  Игрушки. Эксперт" №1-2016

Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, именно поэтому любая информация, поступающая к ребенку через органы чувств, воспринимается быстрее и усваивается лучше. Занятия с данным материалом проходят в свободной форме, что позволяет детям избежать переутомления и не потерять интереса к упражнениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. ...

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры». Консультация для родителей.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно,...

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Консультация для родителей на тему«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»...

Рекомендации для родителей. Буклет. Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Формирование знаний у родителей по развитию мелкой моторики, ознакомление с дидактическими играми, которые можно сделать своими руками....