Копилка советов учителя-логопеда
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сергеева Галина Николаевна

Консультация для родителей, воспитателей: Игры на развитие грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОПИЛКА СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Игры на развитие грамматического строя речи

Овладение ребёнком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения так, как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.

Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры.

  • «Один-много» (работаем над образованием множественного числа существительного)

Взрослый говорит: «У меня дерево», а ребёнок должен сказать: «А у меня деревья».

Взрослый: «У меня ухо», а ребёнок: «У меня уши» и т.д.

  • «Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже)

Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели...». Взрослый поочерёдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребёнок называет: барсука, лося, глухаря, тетерева.

Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на луг и увидели... васильки, маки, незабудки и т.д.»

  • «Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном падеже)

Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребёнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.

  • «Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже)

Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его: «Слон идёт в гости ... к бегемоту. Жираф идёт в гости ... к зебре» и т. д.

  • «Большой зверь» (работаем над словообразованием).

Взрослый говорит: «Это дом (лапа и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовём?» Ребёнок: «Домище (лапище и т. д.).

  • «Кто у кого?» (образовываем название детёнышей с помощью суффиксов.)

Взрослым называет животное и спрашивает: «У бобра (лося, верблюда и т.д.) кто?»

Ребенок отвечает: «У бобра бобренок» (лосенок, верблюжонок и т.д.).

  • «Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные)

Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребёнок отвечает: «Деревянный».

Задаём много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.

  •  «Чьё это?» (образовываем притяжательные прилагательные) Задаём следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребёнок отвечает: «Птичий».

Можно ещё спросить, например:

чья лапа у медведя – медвежья,

чьи крылья у петуха – петушиные,

чей хвост у волка – волчий и т.д.

Поиграйте в эти несложные игры с ребёнком. Поверьте, что как бы усердно не работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более длительной.

Картинки по запросу картинка мама с ребенком разговаривают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя - логопеда родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые...

Советы учителя - логопеда родителям.

Как родителям правильно заниматься со своим ребёнком с нарушением речи....

Советы учителя-логопеда по развитию речи

Вербальные и невербальные средства коммуникации...

Советы учителя - логопеда родителям детей с нарушениями письма.

Практические советы по исправлению графических нарушений  у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.

На что нужно обратить внимание до  поступления ребенка  в школу.  От  чего зависит развитие  речи ребенка?...

Презентация к докладу на РМО учителей-логопедов "Копилка игр учителя-логопеда используемая при автоматизации звуков".

Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материал...

Логопедическая игротека. Копилка игр учителя-логопеда, используемая при автоматизации звуков.

Использование дидактических игр и игровой формы в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собстве...