Подготовка детей к обучению чтению и начальная коррекция у них дислексических проблем: оптико-пространственных и кинетических
статья по логопедии (подготовительная группа)

Щигельская Инна Борисовна

Здесь предлагаются авторская методика по преодолению проблем узнавания букв. Методика ориентирования на листе бумаги. Формирование беглости взгляда. Приемы соотнесения букв со звуками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie3.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к обучению чтению и начальная коррекция у них дислексических проблем: оптико-пространственных и кинетических

Список ключевых слов: оптико-пространственный гнозис, буквенный гнозис, беглость взгляда, соотнесение букв со звуками.

Краткая аннотация.

Здесь предлагаются авторская методика по преодолению проблем узнавания букв. Методика ориентирования на листе бумаги. Формирование беглости взгляда. Приемы соотнесения букв со звуками.

На начальных этапах обучения чтению у детей нередко возникают проблемы:

- узнавания букв;

- ориентирования на листе бумаги;

- трудности соотнесения букв с артикулемами;

- дети плохо воспринимают зрительный ряд.

То есть возникают оптико-пространственные и кинетические проблемы, которые коррегируются логопедом. Предлагаю некоторые пути и приемы их решения.

Оптико-пространственный гнозис – это ориентировка в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов восприятия расположения предметов относительно друг друга (слева – справа, сверху – снизу, за – перед и т.д.). Осуществляется за счет комплексного взаимодействия с несколькими анализаторными системами (слуховой, тактильной, вестибулярной, кинетической).

Буквенный гнозис – это способность распознавать символические знаки (буквы, цифры).

У детей может быть недостаточно сформирован оптико-пространственный гнозис и кинетика глаз (выделяются соответствующие виды дислексии). Какие трудности испытывают такие дети при освоении чтения?

  • Ребенку трудно усвоить буквы на глаз, еще до называния их. Он путает похожие: Б-В, И-Й, Ш-Щ, различающиеся пространственным расположением своих частей: Р-Ь, Н-П, И-Н и по-разному развернутые: 
    С-Э, Е-Ш
    .

Он неверно соотносит буквы со звуками.

Медленно узнает буквы, а потому читает по буквам или по слогам, опускает звуки, которые не успел «извлечь» из букв.

  • Ребенок не ориентируется на листе. Не соблюдает направлений слева направо и сверху вниз, не находит начала следующей строки. Вообще плохо представляет, где начало, а где конец, какая буква в слове следующая и предыдущая.
  • У ребенка нарушена кинетика глаз. Чтение требует усилия. Это дает напряжение мышц и задержку дыхания. Взгляд тоже скован – застревает на одной-двух буквах, и прочесть слово целиком не удается. Ребенок не решается охватить взглядом слово – боится потерять читаемое место. Ему и вообще не приходит в голову окидывать глазами слово, и он перемещается от буквы к букве.

Формирование у детей умения ориентироваться на листе

Навык формируйте параллельно освоению букв.

  • Ориентирование на листе и в тексте. Пусть ребенок покажет середину, верх и низ, правую и левую стороны и т.д. страницы, начало текста, конец, середину.
  • По строке и ряду. Пусть ведет пальцем по строке до конца, переходит на следующую строку.
  • В последовательности букв. Пусть показывает в словах букву за буквой, следующую и предыдущую, через букву; находит в тексте все буквы одного вида.
  • Представления «начало» и «конец», «перед» и «за» («предыдущий» и «следующий»), «под» и «над». Пусть ребенок показывает начала и концы слов; слово за указанным вами и перед ним; строку под и над указанной.

Освоение букв глазами

Выучите заглавные. С дошкольниками используйте кубики с буквами, лучше без картинок.

  • Показывайте букву (О). Пусть ребенок найдет такую же среди похожих (четырех-пяти: С, Ф, Э, Ю). Он должен ее показать, а не назвать.
  • То же с буквами, отличающимися пространственным расположением своих частей (Е-Ш, Э-С). Пишите их правильно и зеркально; правильно и «вверх ногами».
  • Пусть находит буквы на скорость (считайте до трех).

Дополнительные упражнения с буквами, трудными для ребенка.

  • Заштрихуйте буквы. Ребенок показывает ту или иную по образцу.
  • Наложите буквы. Ребенок их опознает.
  • Ребенок реконструирует буквы по образцу и по памяти.
  • Конструирует буквы из элементов по образцу и по памяти.
  • Рассказывает, как устроена буква. Сравнивает две похожие.
  • В итоге ребенок должен опознавать буквы вмиг. Отыскивать такие же он будет, конечно, дольше. Время поиска сокращайте.
  • Он должен опознавать буквы и на вертикальной поверхности.

Называйте буквы, но от ребенка этого не требуйте. Пока он не запомнит их глазами, нет смысла переходить к соотнесению их со звуками.

Соотнесение букв со звуками

Когда ребенок четко не узнает букв, логопед может четко не понимать, почему это происходит: или ребенок не опознал букву, или ребенок узнал букву, но не связал с теми звуками, которые должен произнести, не соотнес их с артикулемами.

Ребенку надо привязать буквы к «их звукам». При чтении буквы переводятся в артикулемы.

Буквы привязывайте к звукам по мере их прохождения, а не сразу весь алфавит. Ребенок готов к чтению, когда называет буквы мгновенно.

Оценка способности детей к соотнесению букв с артикулемами.

  • Проверьте, как ребенок называет буквы (Б или БЭ). Показывайте их.
  • Выясните, все ли буквы он соотносит с «их звуками» и правильно ли. Пусть называет буквы.
  • Оцените, насколько быстро ребенок актуализирует нужные звуки.

Обучение детей соотнесению букв с артикулемами.

  • Показывайте букву и называйте ее правильно и нет. Ребенок определяет, когда вы назвали правильно.
  • Показывайте букву и называйте разные звуки. Задание то же.

Детей полезно потренировать называть буквы мысленно, это готовит их к чтению про себя.

  • Укажите на какой-либо предмет. Пусть ребенок назовет его в уме – очень коротко «подумает слово», не произнося его мысленно по звукам.
  • Пусть точно так же «думает буквы». Показывайте их, он «называет» их в уме. Иногда спрашивайте, как он их назвал.

Соотнесение букв со звуками при замене звуков. Пример: у ребенка замена [Ш] на [С].

  • Поставьте ему звук [Ш].
  • Закрепляйте звук – он повторяет его за вами. Буква Ш должна быть перед ним. Он слышит ваш звук, произносит его и поглядывает на букву – то есть соотносит с буквой произносимый и слышимый звуки.
  • Показывайте букву Ш и другие (кроме С), ребенок называет их.
  • Пусть называет буквы, среди которых есть и Ш, и С.

Формирование беглости взгляда

У детей также страдает кинетика глаз. То есть они не умеют последовательно вести взгляд от буквы к букве.

Детей окружают предметы, которые можно обозревать хаотически. А потому они плохо воспринимают зрительный ряд (чем являются слова и предложения).

Зрительный ряд требует дисциплины взгляда. Объекты должны восприниматься последовательно, без пропусков, слева направо. Дети же то пропускают объекты, то застревают на одном. Это мешает свободно читать. У дислексиков подвижность глаз бывает нарушена и в результате обучения. Они привыкли напряженно всматриваться в буквы, чтобы их опознать, и боятся потерять читаемый фрагмент.

Напечатайте строчки букв.

  • Ведите по ним указкой, ребенок скользит по ним глазами – не пытаясь их узнать или назвать. Он должен перемещать глаза вместе с движениями головы. Если голова туго подвижна, значит, глаза напряжены и застревают.
  • Пусть ребенок сам ведет указку. Иногда спрашивайте, какую последнюю букву он увидел. Если не ответит, ничего страшного – вы ведь не просили его их опознавать.
  • Пусть «бежит» по строчкам быстрей. Но движения его головы должны поспевать за указкой. Если есть рассогласованность, значит, он не успевает просматривать буквы, а просто ведет указку.
  • Пусть ведет глазами по буквам без указки. Иногда спрашивайте, какую последнюю букву он увидел. Теперь важно, чтобы он ее назвал. Если затрудняется, пусть рассмотрит.
  • Иногда просите показать, на какую строку ребенок переместился, чтобы убедиться, что он не перескакивает через строку.
  • Когда он «бежит» по строчкам, пусть коротко смотрит в сторону. Затем опять находит то место, на котором прервался. Он не должен бояться потерять и не найти фрагмент.
  • Пусть возьмет страницу в руки, сдвигает ее вправо-влево, приближает и удаляет от глаз и при этом «бежит» по строке. Упражнение освобождает кинетику глаз. Подвижный текст не дает им застывать. Пусть ребенок не пытается «остановить» буквы глазами, а позволит им «ездить» туда-сюда.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М., ВЛАДОС, 2001.

Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей – СПб, 1997.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников М., 1997.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М., Академия, 2002.

Анкета автора

ФИО (полностью)

Андреева Марина Борисовна

Название статьи

«Подготовка детей к обучению чтению и начальная коррекция у них дислексических проблем: оптико-пространственных и кинетических»

  Домашний индекс, адрес и телефон

109263, г. Москва, ул. Малышева, д.19, кв. 247

  Личный мобильный телефон

+7-916-544-93-47

  Название оператора

МТС

Список ключевых слов

Оптико-пространственный гнозис, буквенный гнозис, беглость взгляда, соотнесение букв со звуками.

Краткая аннотация

В статье предлагаются авторская методика по преодолению проблем узнавания букв. Методика ориентирования на листе бумаги. Формирование беглости взгляда. Приемы соотнесения букв со звуками.

Электронная почта

1797858@mail.ru

Официальное название организации (места работы с расшифровкой аббревиатур)

 ГБУЗ ДГП № 150 ДЗМ г. Москва (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника» № 150 Департамента здравоохранения г. Москвы)

  Адрес организации (почтовый)

109451, г. Москва, ул. Братиславская, д. 1

Должность

Логопед высшей категории

Ученая степень - нет

Ученое звание - нет

  Паспорт (серия, номер, выдан)

45 08 567884, выдан 28.04.2006 г. ОВД «Текстильщики» г. Москвы

Дата рождения

18.03.1961 г.

  Страховое свидетельство (СНИЛС)

001-575-634-19

Название журнала в который отправляется статья 

Логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Подготовка детей к обучению грамоте, чтению"

Вы все знаете, как сложно обучить ребенка грамоте. Это - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелатель...

Подготовка детей к обучению грамоте, чтению

Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в детском саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома....

Картотека игр для подготовки детей к обучению чтению

Рекомендуется широкое использование дидактических игр, как переходной формы занятий  от дошкольного к школьному возрасту. Это способствует формированию учебной деятельности. Занимательные игры же...

презентация для педагогов доу "Условия эффективной подготовки дошкольников к обучению чтению"

Условия эффективной подготовки дошкольников к обучению чтению...

Консультация воспитателей на тему: "Подготовка детей к обучению чтению и письму "

Консультация для педагогов детского сада на тему: «Подготовка детей к обучению чтению и письму» 1 слад: приветствие  2 слайд: цитата Ушинского 3 СлайдМогут ли занятия п...

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».

. Многим известно, что с  01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» дошкольное учреждение стало  первой обязательной ступенью образовательного про...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению чтения в подготовительной группе.

проверить, уточнить, закрепить усвоенные у детей знания, умения, навыки, сформированные на занятиях по обучению чтения....