«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».
статья (подготовительная группа)

Бедрина Анна Александровна

. Многим известно, что с  01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» дошкольное учреждение стало  первой обязательной ступенью образовательного процесса. Для чего это было сделано, почему сейчас такое большое значение стали уделять дошкольному образованию? Давайте порассуждаем на эту тему!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_doshkolnogo_i_shkolnogo_obrazovaniya.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373

Бедрина Анна Александровна, учитель-дефектолог

МБДОУ « Детский сад № 99» г. Иваново

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -  НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».

Аннотация. Многим известно, что с  01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» дошкольное учреждение стало  первой обязательной ступенью образовательного процесса. Для чего это было сделано, почему сейчас такое большое значение стали уделять дошкольному образованию? Давайте порассуждаем на эту тему! 

Ключевые слова. Преемственность, ФГОС, дошкольное образование, готовность к школе.

Bedrina Anna Alexandrovna, teacher-defectologist

 MBDOU «Kindergarten № 99" Ivanovo

"PRESCHOOL EDUCATION IS THE INITIAL STAGE OF PREPARING CHILDREN FOR SCHOOL."

Annotation. Many people know that since 01.09.2013, taking into account the entry into force of the new law "On Education", preschool has become the first mandatory stage of the educational process. Why this done, why was is preschool education now becoming so important? Let's speculate on this topic!

Keywords. Continuity, FGOS, preschool education, school readiness.

Нужно ли дошкольное образование детям, почему оно стало первой ступенью образования, почему мы так часто стали говорить о преемственности между ДОО и школой? Многие задавали эти вопросы, но не все находили ответ!

Я считаю, что это вызвано тем, что изменился сам взгляд на дошкольное образование, на его значимость в формировании готовности детей к дальнейшему обучению, и жизни, в целом.  Ритм современного мира требует от людей большей  инициативности, творчества, самостоятельности, дальновидности, гибкости и решение многозадачности в ограниченное количество времени. Поэтому и подход в развитии и воспитании детей тоже должен меняться, согласно изменчивости мира. Ведь если посмотреть систему дошкольного образования, примерно, 20 лет назад, то мы увидим следующую картину:  Педагог - главный, дети исполнители и по-другому никак. Речь не шла вообще об индивидуальном подходе к каждому ребенку, о развитии у него лидерских, творческих качеств. Вступление нового закона « Об образовании» и введение ФГОС показало педагогам другую сторону медали. Да, игра так и осталась основным видом деятельности детей, только сейчас педагог стоит наравне с ребенком, является ему напарником, посредником который поддерживает активную инициативу ребенка.

 Повышение социального статуса дошкольного образования, как первой ступени  повлекло за собой и изменение в работе дошкольных учреждений в целом.  Стали создаваться основные образовательные программы внутри ДОО, программы Воспитания, где четко сформированы цели и задачи дошкольного обучения. И главной мыслью во всех этих документах было создание непрерывного образовательного процесса, который обеспечивает  плавный переход от одного уровня образования к другому.

В ФГОС часто встречается слово ориентиры - Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка.

Они включают в  себя следующие характеристики:

- Инициативность и самостоятельность;

-Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, к внешнему миру;

-Умение подчиняться нормам и правилам общества;

-Развитые творческие способности, развитая устная речь;

-Хорошо развитая крупная и мелкая моторика;

-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности;

-Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Целевые ориентиры не являются четкой целью для реальных достижений детей, но  они  считаются основанием преемственности дошкольного и начального образования.

Именно на них стоит  делать акцент в дошкольном образовании.

Воспитатели и родители  часто делают упор на развитие академических навыков у детей, но методики обучения чаще всего используют не те, что в школе и учителям приходится переучивать, вследствие  чего на это уходит больше времени и сил, а у ребенка пропадает мотивация к школьному обучению. Эту проблему мы обсуждали с учителями начальных классов, но сейчас в наше время ситуация меняется в лучшую сторону. Программы дошкольного  образования и начального школьного  строятся по принципу преемственности и непрерывности по направлениям  грамматического обучения, речевого развития и математических основ. Со всеми программами родители могут ознакомиться.

 Дошкольное учреждение готовить  фундамент для успешного обучения, а школа подхватывает строительство на своем этапе и передает дальше.  От слаженности всех участников образовательной системы  на каждом уровне, в итоге, мы получаем крепкий дом, который символизирует легкую адаптацию к переходам на новый образовательный уровень, мотивацию к учебной деятельности, желание и стремление учиться дальше.

 Учитель начальной школы использует игровые приемы в первых классах, часто применяемые в детском саду; воспитатель включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.

Практика показала, что для успешной преемственности между дошкольным и начальным образованием, также большую роль играют родители детей. Поэтому  важно проводить работу и с ними. Из опыта бывает, что родители  сами психологически не  готовы к тому, что их ребенок идет в первый класс. И эта тревожность  передается ребенку, вместо поддержки, которую он  ждет. Здесь актуально проводить консультации с родителями, начиная со  старшего дошкольного возраста на темы школьного обучения, устраивать вечера встреч с учителями школ по микрорайону проживания, также по просьбе родителей с их письменного согласия,  проводить тестирование детей на готовность к школьному обучению, организовывать совместные встречи с родителями первоклассников, которые уже посещают школу.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод,  что с изменением закона « Об образовании» и  введением ФГОС  мы видим улучшение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, только в том случае, если на каждом уровне  соблюдается принцип преемственности и родитель является активным участником образовательного процесса на всех ступенях образования.

 Список литературы:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ от 29.12.2012

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

4.Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008

5.Мельникова, А. Г. Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС / А. Г.— Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"

Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....

Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов и родителей по обучению грамоте с целью подготовки детей к обучению в школе.

Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы педагогов ДОУ по обучению грамоте детей  коррекционной логопедической группы. Раскрывается актуальность и  система работы по данн...

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их решающее значение для подготовки детей к обучению в школе».

Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии...

Мастер – класс для родителей на тему: «Развитие познавательных психических процессов в старшем дошкольном возрасте на этапе подготовке детей к школьному обучению»

     Психологическая готовность к школе предполагает, в первую очередь, достаточный уровень развития у ребенка познавательных психических процессов: внимания, мышления, памяти, в...

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе. Способы формирования познавательного интереса у детей.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.Способы формирования познавательного интереса у детей....