Главные вкладки

    Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"
    статья по теме

    Дружинина Лариса Юрьевна

    Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon l.yu_.druzhinina_g.volzhsk_rme.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Л.Ю.Дружинина, воспитатель

    МДОУ № 17 «Дюймовочка»

    г.Волжска Республики Марий Эл

    Организация взаимодействия педагогов и родителей

    на этапе подготовки детей к обучению в школе

       Образование детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, его главной целью является взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей. Большое значение имеет также  повышение психолого-педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей. Родители, как правило, узко трактуют понятие «готовность к обучению в школе», акцентируя внимание на специальной подготовке к школьному обучению в ущерб формированию общей готовности.

       Основная цель взаимодействия педагогов и родителей - это  гармоничное, физическое и психическое развитие ребенка. А достижение  этой цели предполагает решение таких приоритетных задач:

    - охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка;

    - развитие его общих способностей произвольности, познавательной активности, коммуникативности, уверенности в себе;

    - подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности.

       И в первую очередь эти приоритетные задачи должны начать решаться в семье т.к. центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек,  и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноценным представителем общества. Именно к этому подводит «новая философия» работы с семьей: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольные учреждения) призваны этому содействовать.

       Важность определения и реализации педагогического процесса в построении взаимодействия ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе определяется решением группы задач по:

    - психолого-педагогическому просвещению родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;

    - оптимизации стиля семейного воспитания, что реализуется в двух основных направлениях работы: информативном ознакомлении родителей с особенностями детей, привлечении родителей к оздоровительным мероприятиям, формировании у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением;

    - гуманизации  детско-родительских отношений;

    - включению семьи в содержательную деятельность в системе «родитель- ребенок-воспитатель- учитель».

       Наша педагогическая деятельность направлена на создание структурно-функциональной модели взаимодействия ДОУ и семьи. Теоретической основой для внедрения данной модели взаимодействия учреждения и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе стали научные подходы, представленные в работах В.П.Беспалько, Т.Н.Дороновой, И.Ф.Исаева и др.

       Структурно-функциональная модель представляет собой алгоритм деятельности ДОУ в установлении партнерских взаимоотношений с семьей и включает три этапа:

    информационно-диагностический

    практический

    итогово-контрольный

    Информационно-диагностический этап

       Предполагает  сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а так же  выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением, определение уровня готовности детей к школьному обучению. На этом  этапе использовались следующие методы: Тест «Готова ли ваша семья к поступлению ребенка в первый класс», анкетирование «Скоро в школу», исследование «Выявление содержания родительско-детских отношений», комплексное диагностическое обследование готовности ребенка к школе» специалистами детского сада, подготовка буклетов, консультаций, информационных стендов по проблеме готовности ребенка к обучению в школе.

    Практический этап

       Предусматривает  проведение мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению сотрудничества педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе:

    образовательная и коррекционная работа с детьми (занятия, упражнения, игры);

    повышение уровня педагогической культуры родителей (семейный клуб «Дошколенок»);

     самообразование педагога (изучение специальной литературы по данному направлению);

     проведение родительских собраний с участием учителей начальных классов ближайших школ.

    План

    работы семейного клуба «Дошколенок»

    Руководитель клуба: Дружинина Лариса Юрьевна, воспитатель МДОУ № 17

    Участники: родители детей подготовительной группы, педагоги ДОУ,  учителя начальных классов.

    Цели:

    повышение психолого-педагогической компетентности родителей  на этапе подготовки детей к школе; 

    установление доверительно-деловых контактов между педагогами  и родителями дошкольников; 

    расширение знаний родителей в области детско-родительских отношений.

    Месяц

    Тема занятия

    Ответственные

    сентябрь

    Собрание. Задачи и содержание воспитательной работы с детьми

    1. Задачи семьи и детского сада в воспитании.

    2. Психологические особенности детей седьмого года жизни.

    3. Знакомство с планом работы клуба «Дошколенок».



    заведующая

    педагог-психолог


    воспитатель

    октябрь

    Дискуссия «Как подготовить ребенка к школе»

    1.Консультация «В семье будущий первоклассник».

    2. Дискуссия на темы:

    -Как подготовить ребенка к школе в условиях семьи.

    - Образ ребенка-первоклассника.

    -Как адаптируются первоклассники в школе с учетом их темперамента.

    - Роль игры в обучении и воспитании на пороге школы.



    воспитатель


    педагог-психолог

    учитель начальный классов

    воспитатель


    ноябрь

    Практикум «Страхи-это серьезно»

    1. Доклад «Детские страхи».

    2. Практикум.

    2.1. Если ребенок испытывает страхи.

    2.2. Упражнения на преодоление конкретных страхов.



    педагог-психолог

    декабрь

    Семинар-практикум

    «Уроки общения»

    1. Речевой этикет.

    2. «Изящные» выражения в детском лексиконе.

    3. Открытое развивающее занятие для родителей.



    воспитатель

    педагог-психолог

    январь

    Лекция. Здоровье будущего школьника.

    1. Роль семьи в воспитании здорового ребенка.

    2.Организация условий обучения в школе детей 7 года жизни.


    инструктор  по физкультуре

    медсестра


    февраль

    Круглый стол. Опасность школьной дезадаптации.

    1. Проблемы школьной адаптации.

    2. Психологические защиты детей младшего школьного возраста.



    педагог-психолог

    воспитатель


    март

    Семинар «Подготовка детей к обучению грамоте»

    1.Основные задачи по подготовке детей к обучению грамоте.

    2. Открытое занятие для родителей по подготовке детей к обучению грамоте.



    старший воспитатель


    воспитатель

    апрель

    День открытых дверей.

    1. Доклад «Воспитание культурой и красотой»

    2. Выставка детских творческих работ на темы «Космос», «Пасха».

    3. Просмотр музыкальной сказки «Дудочка – звонкогудочка»


    руководитель изостудии



    музыкальный руководитель


    май

    Итоговое.

    1. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению /итоги диагностирования/

    2. Примерное  комплектование начальных классов.


    педагог-психолог

    старший воспитатель

    представители начальной школы

    Итогово-контрольный этап

       Содержит мероприятия, которые направлены на определение динамики уровня готовности детей к обучению в школе,   педагогической  культуры родителей,  профессиональной компетентности  педагогов. С этой целью используются следующие методы: наблюдения, диагностика, опрос, книга отзывов, анкетирование, тестирование.

       Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства.

       Таким образом, структурно-функциональная модель как основа целеполагания ориентирует педагогов на достижение конкретных результатов, обеспечивает системность взаимодействия педагогического коллектива и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе.

    Библиографический список

    Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чучелина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- Москва.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

    Бубнова С.Ю., Андриеш В.А. Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе. - Управление дошкольным образовательным учреждением.2008.№ 1. с.8-12.

    Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции.- М.: Линка-Пресс, 2007.

    Скрипова Н.Е., Кузнецова Л.И. Предшкольное образование в муниципальной образовательной системе. - Управление дошкольным образовательным учреждением.2008.№ 1. с.23-28.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

    Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

    Система работы педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе

    У каждого родителя наступает тот день, когда его ребенок становятся выпускниками детского сада и они начинают задумываться о том, с каким багажом знаний ребенок пойдет в школу. Поэтому взрослые желают...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

    В воспитании детей дошкольного возраста участвуют три стороны: семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон привносит что-то своё в воспитание детей. Уместно подчеркнуть особую роль семьи в эт...

    Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

    Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

    Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе. Способы формирования познавательного интереса у детей.

    Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.Способы формирования познавательного интереса у детей....

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...