Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"
статья по теме

Дружинина Лариса Юрьевна

Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.yu_.druzhinina_g.volzhsk_rme.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Ю.Дружинина, воспитатель

МДОУ № 17 «Дюймовочка»

г.Волжска Республики Марий Эл

Организация взаимодействия педагогов и родителей

на этапе подготовки детей к обучению в школе

   Образование детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, его главной целью является взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей. Большое значение имеет также  повышение психолого-педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей. Родители, как правило, узко трактуют понятие «готовность к обучению в школе», акцентируя внимание на специальной подготовке к школьному обучению в ущерб формированию общей готовности.

   Основная цель взаимодействия педагогов и родителей - это  гармоничное, физическое и психическое развитие ребенка. А достижение  этой цели предполагает решение таких приоритетных задач:

- охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка;

- развитие его общих способностей произвольности, познавательной активности, коммуникативности, уверенности в себе;

- подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности.

   И в первую очередь эти приоритетные задачи должны начать решаться в семье т.к. центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек,  и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноценным представителем общества. Именно к этому подводит «новая философия» работы с семьей: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольные учреждения) призваны этому содействовать.

   Важность определения и реализации педагогического процесса в построении взаимодействия ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе определяется решением группы задач по:

- психолого-педагогическому просвещению родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;

- оптимизации стиля семейного воспитания, что реализуется в двух основных направлениях работы: информативном ознакомлении родителей с особенностями детей, привлечении родителей к оздоровительным мероприятиям, формировании у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением;

- гуманизации  детско-родительских отношений;

- включению семьи в содержательную деятельность в системе «родитель- ребенок-воспитатель- учитель».

   Наша педагогическая деятельность направлена на создание структурно-функциональной модели взаимодействия ДОУ и семьи. Теоретической основой для внедрения данной модели взаимодействия учреждения и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе стали научные подходы, представленные в работах В.П.Беспалько, Т.Н.Дороновой, И.Ф.Исаева и др.

   Структурно-функциональная модель представляет собой алгоритм деятельности ДОУ в установлении партнерских взаимоотношений с семьей и включает три этапа:

информационно-диагностический

практический

итогово-контрольный

Информационно-диагностический этап

   Предполагает  сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а так же  выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением, определение уровня готовности детей к школьному обучению. На этом  этапе использовались следующие методы: Тест «Готова ли ваша семья к поступлению ребенка в первый класс», анкетирование «Скоро в школу», исследование «Выявление содержания родительско-детских отношений», комплексное диагностическое обследование готовности ребенка к школе» специалистами детского сада, подготовка буклетов, консультаций, информационных стендов по проблеме готовности ребенка к обучению в школе.

Практический этап

   Предусматривает  проведение мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению сотрудничества педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе:

образовательная и коррекционная работа с детьми (занятия, упражнения, игры);

повышение уровня педагогической культуры родителей (семейный клуб «Дошколенок»);

 самообразование педагога (изучение специальной литературы по данному направлению);

 проведение родительских собраний с участием учителей начальных классов ближайших школ.

План

работы семейного клуба «Дошколенок»

Руководитель клуба: Дружинина Лариса Юрьевна, воспитатель МДОУ № 17

Участники: родители детей подготовительной группы, педагоги ДОУ,  учителя начальных классов.

Цели:

повышение психолого-педагогической компетентности родителей  на этапе подготовки детей к школе; 

установление доверительно-деловых контактов между педагогами  и родителями дошкольников; 

расширение знаний родителей в области детско-родительских отношений.

Месяц

Тема занятия

Ответственные

сентябрь

Собрание. Задачи и содержание воспитательной работы с детьми

1. Задачи семьи и детского сада в воспитании.

2. Психологические особенности детей седьмого года жизни.

3. Знакомство с планом работы клуба «Дошколенок».



заведующая

педагог-психолог


воспитатель

октябрь

Дискуссия «Как подготовить ребенка к школе»

1.Консультация «В семье будущий первоклассник».

2. Дискуссия на темы:

-Как подготовить ребенка к школе в условиях семьи.

- Образ ребенка-первоклассника.

-Как адаптируются первоклассники в школе с учетом их темперамента.

- Роль игры в обучении и воспитании на пороге школы.



воспитатель


педагог-психолог

учитель начальный классов

воспитатель


ноябрь

Практикум «Страхи-это серьезно»

1. Доклад «Детские страхи».

2. Практикум.

2.1. Если ребенок испытывает страхи.

2.2. Упражнения на преодоление конкретных страхов.



педагог-психолог

декабрь

Семинар-практикум

«Уроки общения»

1. Речевой этикет.

2. «Изящные» выражения в детском лексиконе.

3. Открытое развивающее занятие для родителей.



воспитатель

педагог-психолог

январь

Лекция. Здоровье будущего школьника.

1. Роль семьи в воспитании здорового ребенка.

2.Организация условий обучения в школе детей 7 года жизни.


инструктор  по физкультуре

медсестра


февраль

Круглый стол. Опасность школьной дезадаптации.

1. Проблемы школьной адаптации.

2. Психологические защиты детей младшего школьного возраста.



педагог-психолог

воспитатель


март

Семинар «Подготовка детей к обучению грамоте»

1.Основные задачи по подготовке детей к обучению грамоте.

2. Открытое занятие для родителей по подготовке детей к обучению грамоте.



старший воспитатель


воспитатель

апрель

День открытых дверей.

1. Доклад «Воспитание культурой и красотой»

2. Выставка детских творческих работ на темы «Космос», «Пасха».

3. Просмотр музыкальной сказки «Дудочка – звонкогудочка»


руководитель изостудии



музыкальный руководитель


май

Итоговое.

1. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению /итоги диагностирования/

2. Примерное  комплектование начальных классов.


педагог-психолог

старший воспитатель

представители начальной школы

Итогово-контрольный этап

   Содержит мероприятия, которые направлены на определение динамики уровня готовности детей к обучению в школе,   педагогической  культуры родителей,  профессиональной компетентности  педагогов. С этой целью используются следующие методы: наблюдения, диагностика, опрос, книга отзывов, анкетирование, тестирование.

   Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства.

   Таким образом, структурно-функциональная модель как основа целеполагания ориентирует педагогов на достижение конкретных результатов, обеспечивает системность взаимодействия педагогического коллектива и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе.

Библиографический список

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чучелина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- Москва.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

Бубнова С.Ю., Андриеш В.А. Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе. - Управление дошкольным образовательным учреждением.2008.№ 1. с.8-12.

Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции.- М.: Линка-Пресс, 2007.

Скрипова Н.Е., Кузнецова Л.И. Предшкольное образование в муниципальной образовательной системе. - Управление дошкольным образовательным учреждением.2008.№ 1. с.23-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

В воспитании детей дошкольного возраста участвуют три стороны: семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон привносит что-то своё в воспитание детей. Уместно подчеркнуть особую роль семьи в эт...

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе. Способы формирования познавательного интереса у детей.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.Способы формирования познавательного интереса у детей....

Взаимодействие педагога с родителями по подготовке детей к обучению в школе

Материал будет полезен в первую очередь родителям будущих первоклассников...

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».

. Многим известно, что с  01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» дошкольное учреждение стало  первой обязательной ступенью образовательного про...