Взаимодействие педагога с родителями по подготовке детей к обучению в школе
консультация

Материал будет полезен в первую очередь родителям будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога с родителями по подготовке детей к обучению в школе


В шестилетнем возрасте ребёнка ждёт первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Как подчёркивал Д.Б. Эльконин, в это время происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. В школе начинает действовать система отношений "ребёнок-учитель”, которая начинает определять отношения ребёнка к родителям и отношения ребёнка к детям. Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Славица показали это экспериментально. По мнению А.К. Марковой, система "ребёнок-учитель" становится центром жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями. Спонтанные и плохо организованные консультации - родительские собрания, встречи с семьями, индивидуальные беседы - ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

По определению А.В. Мудрика, "семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой”.

Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в конкретной ситуации.

Особенно актуальна взаимосвязь педагогов с родителями при подготовке ребенка к школе.

Для успешного взаимодействия с родителями детей, посещающих подготовительную к школе группу, сотрудниками детского сада выбраны следующие направления работы:

1. Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ.

2. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.

3. Повышение педагогической компетентности родителей:

· обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома;

· обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

4. За основу своей деятельности взяли следующие виды организации работы с семьей:

· консультационно-рекомендательная;

· организационно-просветительная;

· практические занятия для родителей;

· индивидуальные занятия с родителями и их детьми.

В своей практике воспитатели детского сада используют разнообразные формы как в индивидуальной работе с родителями, так и в работе с родительской группой.

Формы взаимодействия сотрудников детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения.

Формы индивидуальной работы с родителями.

1. Демонстрация родителям приемов работы с ребенком с целью привлечения их к учебному процессу.

2. Наблюдение родителей за ребенком на занятиях специалистов с целью формирования навыков сотрудничества при организации совместной деятельности.

3. Выполнение домашних рекомендаций родителями вместе со своими детьми с целью отработки дома пройденного материала.

4. Рекомендации родителям по изучению специальной литературы с целью повышения педагогической компетентности.

Индивидуальная работа с родителями служит основой установления личного контакта между педагогом и родителем, а также психологически подготавливает родителей к выпуску их ребенка из детского сада и переходу в школу.

Формы работы с родительской группой

Рассмотрим подробнее каждую из форм.

1. Информационно-просветительная работа начинается с изучения родителями информации, размещенной на стенде "Скоро в школу”. Здесь в занимательной форме воспитатели и другие специалисты выставляют всю полезную информацию о том, как подготовить ребенка к школе. Рубрики обновляются ежемесячно: "Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье”, "Значение игры в семье при формировании волевых качеств”, "Режим будущего школьника" и др.

2. Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей.

3. На собраниях рассматриваются такие темы как:

· "Познай себя как родителя”.

· "Значение режима дня в жизни старшего дошкольника”.

· "Как подготовить ребенка к школе”.

· "Воспитание волевых качеств у ребенка”.

4. Чтобы родители выступали не просто как слушатели, но и как активные участники, воспитатели детского сада проводят семинары-практикумы, такие как "Контрольная для родителей”, "Знаете ли вы своего ребенка? ”.

Например, на одном из подобных занятий-практикумов родителям была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов:

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

В домашней обстановке родители задавали данные вопросы своему ребенку, при этом записывали ответы в предложенные бланки, а на следующем занятии-практикуме происходило совместное обсуждение ответов детей.

5. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений, спортивных мероприятий). Целью такой работы является оптимизация детско-родительских отношений, изучение возможностей детей и поиск путей помощи своему ребенку. Примером является занятие "Веселая игра с колокольчиком”, совместное рисование "Карандашный мостик” и т.д.

 Приведем семинар-практикум для родителей, проводимый коллективом детского сада.

Семинар-практикум для родителей

"Как подготовить ребенка к школе? ”

Цельповысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке к школе.

План:

1. Семья - первая ступень в жизни человека.

Традиции, воспитательная линия членов семьи, влияющие на будущего школьника.

2. Роль семьи в развитии познавательной активности, эмоционально-волевой сферы детей.

Создание условий: сотрудничество, совместная деятельность, собственный пример, искренняя заинтересованность, руководство, поощрение.

3. Система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.

Значение, направления, перспективы.

4. Первоклассник глазами родителей.

Готовность отдать ребенка в школу: личные требования к ребенку воспитателю, учителю…

В семинаре принимали участие: учитель начальных классов близлежащей школы, заведующая, зам. зав. по УВР, педагог-психолог, воспитатель группы, родители будущих первоклассников. В ходе семинара заведующая ДОУ подчеркнула, насколько велика роль семьи в становлении ребенка как личности, а также, в подготовке его к школьному обучению. Педагог-психолог обозначила роль семьи в развитии эмоционально-волевой сферы и показала, насколько важна совместная деятельность, собственный пример и т.д. в подготовке к школе. Воспитатель и учитель начальных классов определили роль семьи в развитии познавательной активности. Дали ряд практических рекомендаций, ответив на вопросы:

I. Чему должны учить ребенка родители, чтобы у него сформировать интерес к учебе?

1. Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту, правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно действию, а незнаниям о предметах быта.

2. Нужно учить играть. В ней формируются, осмысливаются сами действия с предметами, потом - отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимосвязь, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Затем нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее.

3. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

4. Нужно учить рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Все это помогает ребенку видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение.

5. Собирая конструкторы, разрисовывая карандашами книжки-раскраски, ребёнок тренирует руку для письма.

6. Научите ребёнка подробно отвечать на вопросы, рассказывать о своих впечатлениях, сравнивать предметы и явления и делать самостоятельные выводы.

7. Учить ребенка выходить из проблемных ситуаций.

Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость. Поэтому родители должны помнить, что в формировании готовности к школьному обучению важно создание тех предпосылок, которые, прежде всего, обеспечат правильное отношение ребенка к учебе, трудностям и успешное их преодоление.

II. Как формировать интерес к чтению у детей?

1. Дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. У ребенка есть потребность в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать. Выразительное чтение взрослых или прослушивание теле-, радиопередач дает детям гораздо больше, чем чтение по слогам.

2. Дети, которые уже самостоятельно читают, должны упражняться только в чтении коротких стихов.

3. Книгу для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие.

4. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а, кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.

5. Чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими.

Затем зам. зав. по учебно-воспитательной работе показала, насколько важно тесное взаимодействие семьи и детского сада при подготовке ребенка к школе, выделила формах сотрудничества на данном этапе и их перспективах. Ответила на вопрос родителей:

Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

· беременность и роды протекали с осложнениями;

· ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;

· ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;

· ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив.

· вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

Сегодня, к сожалению, количество детей гиперактивных, импульсивных резко возросло. Очень важно вовремя обратить внимание на детей, если активность носит не вполне здоровый характер.

Но часто в школе учёба непросто даётся не только детям с теми или иными отклонениями, а совершенно обычным, на которых вся семья возлагает большие надежды. Именно поэтому так важно задуматься заранее - готов ли ваш ребёнок к учёбе? Как построить отношение со сверстниками?

Тренировка перед школьным марафоном

Регулярные физические нагрузки - это лучшее "дисциплинирующие", и укрепляющие организм вещество. Причём лучше всего, если это будут такие виды спорта, которые требуют терпения и множественных упражнений - бег, гребля, плавание, прыжки в воду. Научившись справляться со спортивными нагрузками, ребёнку легче будет привыкнуть к учёбе.

· Старайтесь чаще гулять с ребёнком на свежем воздухе.

· Займитесь с ребёнком закаливанием и ежедневной гимнастикой.

· Постарайтесь походить вместе в спортклуб (секцию ОФП - общей физической подготовкой, бассейн).

Как помочь дошкольнику?

1. Выбор школы.

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.

Чтобы ребёнок быстрее смог адоптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

3. Коллектив.

Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

В практической части семинара проводилось: анкетирование родителей, с целью выявления основных тенденций во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме; педагогические проблемные ситуации - обсуждение ситуаций активизирует сотрудничество родителей и педагогов в процессе подготовки к школе); интервью с родителями - помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями и установить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

В итоге следует обозначить наиболее востребованные темы семинаров для родителей при подготовке детей к школе:

школа дошкольник родитель подготовка

1. Развитие познавательных способностей у дошкольников и подготовка их систематическому обучению в школе.

2. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

3. Формирование у будущего первоклассника нравственных чувств и привычек.

4. Эстетическое и художественно-литературное воспитание - одна из важнейших задач гармоничного развития личности ребенка.

5. Формирование социально значимых мотивов у старших дошкольников.

Таким образом, в общей системе подготовки детей к школе особое место необходимо отводить работе с семьей. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться - результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.  

МБДОУ «Детский сад с.Сухой Карабулак» Воспитатели: Петрова О.И.,Жидкова В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

В воспитании детей дошкольного возраста участвуют три стороны: семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон привносит что-то своё в воспитание детей. Уместно подчеркнуть особую роль семьи в эт...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Цель: Совершенствование работы и повышение знаний, профессиональной компетентности родителей при организации работы по подготовке детей к школе дома, в семейном кругу....

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Цель: Совершенствование работы и повышение знаний, профессиональной компетентности родителей при организации работы по подготовке детей к школе дома, в семейном кругу....

"Взаимодействие педагогов а родителями при подготовке детей к школе"

Чаще всего при разговоре о том, готов ли ребенок к школе, родители говорят: "Да, он у нас умеет читать, считать, писать". Это может и хорошо, но это не показатель готовности к школе.......

Основные методы и формы взаимодействия педагогов и родителей при подготовке детей к школе

Актуальные методы взаимодействия педагогов с семьей дошкольников в процессе подготовке к школе....