ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
статья (подготовительная группа) на тему

   Князева Людмила Владимировна

В воспитании детей дошкольного возраста участвуют три стороны: семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон привносит что-то своё в воспитание детей. Уместно подчеркнуть особую роль семьи в этом процессе. По мнению Л.С. Выготского, дошкольное детство является этапом начальной социализации ребенка. В этот период он приобретает все необходимые навыки и умения для начала образовательной деятельности школе. Эффективность подготовки к школе напрямую зависит от отношения семьи и дошкольного учреждения. 

 Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. И одним из непременных условий успешного воспитания ребенка  является взаимодействие с семьями воспитанников. Только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе,  причем взаимодействие надо рассматривать как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Взаимодействие педагогов и семьи - это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Только в тесной взаимосвязи педагога и родителя достигается успешный результат в воспитании и подготовке ребенка к школьному обучению.

Понятие «подготов­ка к школе» – это комп­лексный, достаточно длительный и систематический процесс до­школьного образования ребенка в условиях детского сада или се­мьи.  Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.

Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому задача ДОУ использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyalv.docx23.65 КБ
Файл statyalv.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

воспитатель МБДОУ Д/С №76

Князева Людмила Владимировна

«Школьное обучение никогда не начинается

                                с пустого места, а всегда опирается

                                                           на определенную стадию развития,

                проделанную ребенком».

( Л.С. Выготский )

Известно, что в воспитании детей дошкольного возраста участвуют три стороны: семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон привносит что-то своё в воспитание детей. Уместно подчеркнуть особую роль семьи в этом процессе. По мнению Л.С. Выготского, дошкольное детство является этапом начальной социализации ребенка. В этот период он приобретает все необходимые навыки и умения для начала образовательной деятельности в школе. Эффективность подготовки к школе напрямую зависит от отношения семьи и дошкольного учреждения.

Родители знают своего ребёнка лучше, чем любой другой человек. Однако, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А ведь, прежде всего семья является основным связующим звеном между дошкольником и широкой общественной средой.

Анализ психолого-педагогической литературы, массовой практики и личного опыта показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов: приоритетность общественного и семейного воспитания; взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста; взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольников.

 Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. И одним из непременных условий успешного воспитания ребенка  является взаимодействие с семьями воспитанников. Только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе,  причем взаимодействие надо рассматривать как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

Взаимодействие педагогов и семьи - это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Только в тесной взаимосвязи педагога и родителя достигается успешный результат в воспитании и подготовке ребенка к школьному обучению.

Большинство родителей озабочены этой проблемой, тем более сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Но есть и те, которые считают, что все «сделает школа» (научит всему, чему надо), а в дошкольном возрасте не стоит перегружать ребенка, главное – чтобы рос здоровым и крепким. Физическое воспитание и психологический комфорт, безусловно, являются основополагающими, но все-таки необходимо так подготовить ребенка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей.

Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

В школе детей ждет непривычная, интересная, но очень нелегкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определенного усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности. Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Создавая необходимые условия для полноценной подготовки детей к школе и переходу на следующую ступень образования, педагогам ДОУ следует  учитывать существование такой проблемы, как повышение педагогической культуры родителей.

Родители в большинстве своем имеют неправильное представление о подготовке детей к школе. Они считают, что в первую очередь должны формироваться учебные умения и навыки, такие как умение считать, читать и писать. Конечно, очень важно, чтобы ребенок был готов к школе. А это, прежде всего, интеллектуальные, коммуникативные навыки и общее развитие ребенка. Но если об интеллектуальных навыках родители как-то задумываются (учат ребенка читать и писать, развивают воображение и т.д.), то о коммуникативных навыках часто забывают. А это, тем не менее, очень важный параметр готовности ребенка к школе.

Понятие «подготовка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада или семьи.  Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.

Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих первоклассников, проводимые педагогами ДОУ должны включать материал о том, как сохранить такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.

Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:

– ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;

– имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

– проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие:

– выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).

– развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности, ведь ребенку придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем.

При этом важно помнить, что положительную мотивацию ребенку создадут спокойное и радостное отношение к школе со стороны родителей и педагогов, отсутствие завышенных требований к его успехам, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

          В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Таким образом, в заключение можно сформулировать следующие основные тезисы.

1. Взаимодействие воспитателей и родителей является важнейшим фактором воспитания ребёнка и подготовки его к школе. Именно в процессе содержательного взаимодействия воспитателей и родителей создаются условия для выработки правильного индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку.

2. Положительный, эмоциональный характер взаимодействия воспитателя и родителей предполагает эмоционально-личностный характер общения.

В связи с этим необходимо решение следующих задач:

1) специальное обучение воспитателей технике педагогического общения;

2) проведение целенаправленной работы по углублению представлений воспитателей и родителей в области подготовки детей к школе, прежде всего в плане современных подходов к решению этой проблемы (обеспечение соответствующего педагогического просвещения родителей и воспитателей с использованием новых форм обучения и сотрудничества);

3) совершенствовать существующую практику взаимодействия воспитателя с родителями по вопросам подготовки детей к школе, как в направлении обогащения содержания, так и в направлении совершенствования эмоциональной и коммуникативной стороны общения;

4) разрабатывать новые, более эффективные и личностно окрашенные формы сотрудничества между родителями и воспитателями (необходимо создание между педагогами, родителями и детьми атмосферы «общей семьи»);

5) преодолевать существующую практику эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективную и переходить от случайных взаимодействий к планируемому совместному индивидуально-дифференцированному подходу к детям, ориентированному на решение конкретных задач подготовки к школе, актуальных именно для данного ребёнка.

Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому задача ДОУ использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.

Литература:

1. Воспитание ребёнка в детском саду: из опыта работы / Под ред. Т.А. Марковой. – М. Издательство Академии наук РСФСР, 1962.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М.:Просвещение, 2009.

3. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.:Педагогика, 2007.

4. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе : пос. для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. –М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

5. Скоролупова, О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. / О.Скоролупова. // Дошкольное воспитание. – 2007. - №8. – С. 4.  

6. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. / Г.А. Урунтаева. – М.: Academ A. – 1997.



Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

воспитатель МБДОУ Д/С №76

Князева Людмила Владимировна

«Школьное обучение никогда не начинается

                                с пустого места, а всегда опирается

                                                           на определенную стадию развития,

                проделанную ребенком».

( Л.С. Выготский )

Известно, что в воспитании детей дошкольного возраста участвуют три стороны: семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон привносит что-то своё в воспитание детей. Уместно подчеркнуть особую роль семьи в этом процессе. По мнению Л.С. Выготского, дошкольное детство является этапом начальной социализации ребенка. В этот период он приобретает все необходимые навыки и умения для начала образовательной деятельности в школе. Эффективность подготовки к школе напрямую зависит от отношения семьи и дошкольного учреждения.

Родители знают своего ребёнка лучше, чем любой другой человек. Однако, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А ведь, прежде всего семья является основным связующим звеном между дошкольником и широкой общественной средой.

Анализ психолого-педагогической литературы, массовой практики и личного опыта показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов: приоритетность общественного и семейного воспитания; взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста; взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольников.

 Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. И одним из непременных условий успешного воспитания ребенка  является взаимодействие с семьями воспитанников. Только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе,  причем взаимодействие надо рассматривать как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

Взаимодействие педагогов и семьи - это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Только в тесной взаимосвязи педагога и родителя достигается успешный результат в воспитании и подготовке ребенка к школьному обучению.

Большинство родителей озабочены этой проблемой, тем более сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Но есть и те, которые считают, что все «сделает школа» (научит всему, чему надо), а в дошкольном возрасте не стоит перегружать ребенка, главное – чтобы рос здоровым и крепким. Физическое воспитание и психологический комфорт, безусловно, являются основополагающими, но все-таки необходимо так подготовить ребенка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей.

Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

В школе детей ждет непривычная, интересная, но очень нелегкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определенного усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности. Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Создавая необходимые условия для полноценной подготовки детей к школе и переходу на следующую ступень образования, педагогам ДОУ следует  учитывать существование такой проблемы, как повышение педагогической культуры родителей.

Родители в большинстве своем имеют неправильное представление о подготовке детей к школе. Они считают, что в первую очередь должны формироваться учебные умения и навыки, такие как умение считать, читать и писать. Конечно, очень важно, чтобы ребенок был готов к школе. А это, прежде всего, интеллектуальные, коммуникативные навыки и общее развитие ребенка. Но если об интеллектуальных навыках родители как-то задумываются (учат ребенка читать и писать, развивают воображение и т.д.), то о коммуникативных навыках часто забывают. А это, тем не менее, очень важный параметр готовности ребенка к школе.

Понятие «подготовка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада или семьи.  Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.

Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих первоклассников, проводимые педагогами ДОУ должны включать материал о том, как сохранить такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.

Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:

– ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;

– имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

– проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие:

– выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).

– развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности, ведь ребенку придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем.

При этом важно помнить, что положительную мотивацию ребенку создадут спокойное и радостное отношение к школе со стороны родителей и педагогов, отсутствие завышенных требований к его успехам, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

          В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Таким образом, в заключение можно сформулировать следующие основные тезисы.

1. Взаимодействие воспитателей и родителей является важнейшим фактором воспитания ребёнка и подготовки его к школе. Именно в процессе содержательного взаимодействия воспитателей и родителей создаются условия для выработки правильного индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку.

2. Положительный, эмоциональный характер взаимодействия воспитателя и родителей предполагает эмоционально-личностный характер общения.

В связи с этим необходимо решение следующих задач:

1) специальное обучение воспитателей технике педагогического общения;

2) проведение целенаправленной работы по углублению представлений воспитателей и родителей в области подготовки детей к школе, прежде всего в плане современных подходов к решению этой проблемы (обеспечение соответствующего педагогического просвещения родителей и воспитателей с использованием новых форм обучения и сотрудничества);

3) совершенствовать существующую практику взаимодействия воспитателя с родителями по вопросам подготовки детей к школе, как в направлении обогащения содержания, так и в направлении совершенствования эмоциональной и коммуникативной стороны общения;

4) разрабатывать новые, более эффективные и личностно окрашенные формы сотрудничества между родителями и воспитателями (необходимо создание между педагогами, родителями и детьми атмосферы «общей семьи»);

5) преодолевать существующую практику эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективную и переходить от случайных взаимодействий к планируемому совместному индивидуально-дифференцированному подходу к детям, ориентированному на решение конкретных задач подготовки к школе, актуальных именно для данного ребёнка.

Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому задача ДОУ использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.

Литература:

1. Воспитание ребёнка в детском саду: из опыта работы / Под ред. Т.А. Марковой. – М. Издательство Академии наук РСФСР, 1962.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М.:Просвещение, 2009.

3. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.:Педагогика, 2007.

4. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе : пос. для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. –М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

5. Скоролупова, О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. / О.Скоролупова. // Дошкольное воспитание. – 2007. - №8. – С. 4.  

6. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. / Г.А. Урунтаева. – М.: Academ A. – 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ГБДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера ...

Статья для родителей и педагогов «Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке детей к школе с помощью дидактических игр»

Статья рассказывает о важности дидактических игр при подготовке детей к школе....

Взаимодействие педагога с родителями по подготовке детей к обучению в школе

Материал будет полезен в первую очередь родителям будущих первоклассников...

"Взаимодействие педагогов а родителями при подготовке детей к школе"

Чаще всего при разговоре о том, готов ли ребенок к школе, родители говорят: "Да, он у нас умеет читать, считать, писать". Это может и хорошо, но это не показатель готовности к школе.......

Родительское собрание "Сотрудничество педагогов и родителей в подготовке детей к школе"

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков будущего ваших детей и наших воспитанников....

Основные методы и формы взаимодействия педагогов и родителей при подготовке детей к школе

Актуальные методы взаимодействия педагогов с семьей дошкольников в процессе подготовке к школе....