"Взаимодействие педагогов а родителями при подготовке детей к школе"
статья (подготовительная группа)

Старостина Ирина Владимировна

Чаще всего при разговоре о том, готов ли ребенок к школе, родители говорят: "Да, он у нас умеет читать, считать, писать". Это может и хорошо, но это не показатель готовности к школе....

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Взаимодействие педагогов с родителями по  подготовке детей к школе .

Подготовила: педагог-психолог, воспитатель ВКК

ГБДОУ №4 Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Старостина И.В.

Чаще всего при разговоре о том, готов ли ребенок к школе, родители говорят: «Да, он у нас умеет читать, считать, писать печатными буквами». Это может и хорошо, но это не показатель готовности к школе.

Готовность к школе подразумевает не только и не столько умение читать и писать, сколько умение слушать взрослого, выполнять правило, принимать условную ситуацию, достаточную развитость произвольности поведения и психических процессов, соподчинение мотивов и развитость волевых качеств, умение регулировать свою деятельность:

- мотивационную готовность к школе,

- стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности,

- общую осведомленность, умение обобщать, анализировать, сравнивать,

- достаточную развитость мелкой моторики руки.

Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался родителей и воспитателей в детском саду, уготована роль «трудного» ученика.

Умение слушаться, умение следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе игры: обыкновенной игры в «дочки-матери», настольные игры с правилами. В этих и других подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено.

Если ребенок не умеет следовать правилу, сдерживать свои порывы, его просто не будут принимать в игру другие дети. Обучать ребенку умению выполнять правила довольно просто - играть с ним или с группой детей в настольные игры, игры на развитие память - «мемори», «да и нет - не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры. Групповые игры со сверстниками, выяснение отношений между ними дают ребенку возможность освоить навыки кооперативности, выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций.

Развить произвольное внимание помогут различные книжки и журналы, в которых много заданий типа: «Найди 10 отличий», «С кем кто разговаривает по телефону», «Помоги зайчику дойти до домика», «Препутанница», «Что здесь лишнее» и т.п. Они забавны и интересны для детей и главное - очень полезны для развития произвольности внимания и поведения. Главное, чтобы задания соответствовали возможностям каждого ребенка. Слишком простые задания вызывают скуку и не учат преодолевать трудности, а слишком трудные могут привести к тому, что ребенок откажется заниматься.

Общая осведомленность - это показатель того, что ребенок любознателен, что у него сложилась некая картинка мира и представление о том, каково его место в этом мире. Практически все дети задают множество вопросов. И нам взрослым иногда бывает лень отвечать на эти вопросы. А наши ответы - это один из основных источников познания мира. Лишаясь этого источника, ребенок вынужден черпать интересующие его сведения из телевизионных программ, обрывков разговоров взрослых, додумывать что-то самостоятельно. Если уровень любопытства ребенка невысок, то он начинает отставать в развитии, ему будет сложновато в школе среди более осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и внимательнее мы будем беседовать с ребенком, отвечать на его вопросы, чем доступнее будут для него наши объяснения, тем лучше ребенок подготовится к восприятию нового материала.

Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребенка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Имеет смысл учить ребенка делать точные движения при рисовании и письме, т.к. сейчас в школах с разными авторским программами зачастую мало времени отводится на обучение письму и каллиграфии. Более того, сам процесс письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, а это приводит к тому, что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на орфографии, сколько на процессе письма. И в итоге дети пишут с грубыми ошибками.

Здесь важно тоже не перестараться, а обучение ребенка точным движениям руки превратить в увлекательное занятие.

Полезно давать ребенку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение; задания на обведение намеченного точками или штрихами изображения. Развить тонкую моторику руки помогают такие задания как лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, склеивание моделей из бумаги, рисования, вязания, собирания мозаик.

Иногда бывает и так, что умение писать и читать для ребенка может быть непомерным при поступлении в школу. Бывают случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассники только научатся в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он отвлекается, мешает учителю. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. И к 3-4 классу из отличника может стать троечником и попасть в разряд «трудных».

Но все же основной характеристикой готовности к школе служит мотивационная готовность. Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка учиться невозможно, если он сам этого не захочет.

Ребенок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий ребенка, их соответствие образцам ил правилам. Сам ребенок с его особенностями мало кому интересен. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое «я». Негативный «я-образ» и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возможностей. Мотивационная готовность к школе начинается с любви ребенка к себе и веры в возможность быть лучше. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем и вынужден отвечать не только за себя и свои возможные ошибки, но и за родительские страхи.

Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы связаны с тем, как отзываются о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в том, как учатся дети, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка, и как успевают дети, родители которых отдают ребенка в школу потому «что так надо», совершенно не интересующиеся успехами ребенка.

Основные мотивы, определяющие отношение к учебе:

- желание получать 5,

- встречаться с приятелями,

- играть,

- чтобы мама хвалила,

- чтобы быть лучше всех,

- любознательность.

Важно наметить родителей на то, что самая предпочтительная мотивация ребенка - это интерес, стремление узнавать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание «хочу в школу». И это спокойное и радостное отношение именно родителей к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные и оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха перед возможными ошибками - все это и будет хорошей мотивацией для ребенка.

Уже к 6-7 годам можно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами «самоуспокоения». Например, уговаривать самого себя: «Все хорошо, все сейчас пройдет, я успокоюсь, все получится». При этом важно избегать формулировок с частицей «не». Например, «не надо плакать». Нужно научить ребенка простейшим дыхательным упражнениям (10 глубоких вдохов и выдохов), технике «отстранения» (представить, что все неприятности отгораживаются толстым стеклом, текучей водой).

Если ребенок быстро устает от шума и большого количества людей, то полезно заранее приучать ребенка трудиться в зашумленном помещении, мысленно отделяться от других (представить себя в другом месте). Можно выполнять некоторые упражнения под тихую, спокойную музыку.

Для того чтобы ребенок научился следить за своей деятельностью и одновременно за тем, как она соотносится с деятельностью других, можно использовать следующее упражнение: с группой детей прочитать вслух стихотворение, разделить его на отрывки и предложить детям выучить эти отрывки. Затем дети рассказывают все стихотворение по порядку, чтобы четверостишья не перепутались. Полезны упражнения, требующие сочетания собственного индивидуального ритма и ритма деятельности других - можно совместно изображать колокольный звон, тиканье часов, стук барабана.

Важно помнить о том, что у каждого ребенка есть свой срок достижения цели. Необходимо постоянно поощрять его усилия в стремлении познавать мир.

Взаимодействие детского сада и семьи.

Семья – главный источник воспитания ребенка, именно в семье закладываются основы его личности.

Опыт работы показывает, что современные родители, воспитывая своих детей в семье, все больше нуждаются в психологической помощи. Многие родители хотят знать, как лучше воспитывать своих детей, им нужны методы и средства. Они желают использовать различные приемы для снятия психоэмоционального напряжения на доступном для них уровне.

Взаимодействие детского сада с семьей осуществляется по нескольким направлениям:консультирование, профилактика, просвещение, диагностика.

1. Консультирование необходимая форма работы с семьей. Консультирование проводится в двух вариантах – тематическое и по запросу родителей. Родители с разными проблемами приходят за помощью к специалистам и педагогам детского сада: плохое поведение; жалобы на то, что ребенок много времени проводит у телевизора, за компьютером; низкая познавательная активность; снижение мотивации и т. д. Консультации помогают узнать ближе жизнь ребенка, семьи, оказать помощь там, где она больше всего необходима, дает возможность родителям серьезно присмотреться к своим детям, выявить индивидуальные черты характера, задуматься, какими путями воспитывать ребенка.

Материал для тематических консультаций подготавливается, исходя из актуальных интересов родителей. Особым успехом среди родителей пользуются следующие темы: «Адаптация к детскому саду», «Возрастные особенности детей», «Возрастные кризисы», «Подготовка детей к обучению в школе».

2. Метод диагностического исследования для изучения ситуации при запросе. Обобщаются и анализируются сведения о семье: состав семьи, возраст родителей, род занятий, особенности взаимоотношений в семье, принятая родителями тактика воспитания ребенка, материальные и жилищные условия, интересы и увлечения ребенка. Анализируются сведения о положении ребенка в группе: характер взаимоотношений со сверстниками и педагогами, учебные трудности.

Для исследования используются тесты, анкеты, беседы. Родителям интересно проводить самодиагностику: «Какие мы родители?», «Отношение родителей к ребенку», «Воспитание в семье». После проведения диагностического исследования у многих родителей возникает желание узнать результат и получить рекомендации.

После сбора информации проводится анализ запроса родителей. Одна из самых больших сложностей работы с запросом состоит в том, что он, как правило, не однозначен и имеет несколько уровней. Родители осознают поверхностный уровень своей проблемы, например, явные трудности во взаимоотношениях с ребенком, а глубинный уровень – личностные особенности, которыми и вызваны эти трудности, не осознаются.

3. Профилактика и просвещение. Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений – часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей. Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с ребенком.

Тематические родительские собрания используются для проведения профилактической и просветительской работы с семьей. Участие в таких собраниях совместно с педагогами принимают и специалисты: психолог, медицинский работник. Такая форма работы с семьей способствует не только профилактике, распространению знаний о детско-родительских взаимоотношениях, но и дает возможность родителям задать специалистам интересующие вопросы о семейном воспитании.

 При использовании различных форм работы с семьей наблюдаются значительные изменения родительских позиций: родители стараются анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на своего ребенка в соответствии с его особенностями и конкретной ситуацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ГБДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

В воспитании детей дошкольного возраста участвуют три стороны: семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон привносит что-то своё в воспитание детей. Уместно подчеркнуть особую роль семьи в эт...

Статья для родителей и педагогов «Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке детей к школе с помощью дидактических игр»

Статья рассказывает о важности дидактических игр при подготовке детей к школе....

Взаимодействие педагога с родителями по подготовке детей к обучению в школе

Материал будет полезен в первую очередь родителям будущих первоклассников...

Родительское собрание "Сотрудничество педагогов и родителей в подготовке детей к школе"

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков будущего ваших детей и наших воспитанников....

Основные методы и формы взаимодействия педагогов и родителей при подготовке детей к школе

Актуальные методы взаимодействия педагогов с семьей дошкольников в процессе подготовке к школе....