Постановка у детей чтения открытых слогов при трудности слияния артикулем
статья по логопедии (средняя группа)

Щигельская Инна Борисовна

В статье предлагается оригинальная методика чтения открытых слогов при трудности слияния артикулем. Обучение чтению слогов. Закрепление чтения слогов.

Начальное обучение грамоте делят на три периода: добукварный, букварный и послебукварный. Трудности обучения могут начаться уже в добукварном периоде.

Мы разберем то, что касается чтения. У детей очень часто возникают проблемы на уровне чтения открытых слогов: а именно, дети не могут слитно читать слоги – разрывают их артикуляцию на части. Например: вместо РА читают: РЭ-А (Р-А) и т.п.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка у детей чтения открытых слогов при трудности слияния артикулем

Список ключевых слов: трудности слияния артикулем, чтение открытых слогов, чтение «осмысленных» слогов.

Краткая аннотация.

В статье предлагается оригинальная методика чтения открытых слогов при трудности слияния артикулем. Обучение чтению слогов. Закрепление чтения слогов.

Начальное обучение грамоте делят на три периода: добукварный, букварный и послебукварный. Трудности обучения могут начаться уже в добукварном периоде.

Мы разберем то, что касается чтения. У детей очень часто возникают проблемы на уровне чтения открытых слогов: а именно, дети не могут слитно читать слоги – разрывают их артикуляцию на части. Например: вместо РА читают: РЭ-А (Р-А) и т.п.

Отчего это происходит?

  • У ребенка малый объем зрительного восприятия. Он видит одну букву слога, потом другую. Соответственно, что увидел, то и назвал: сначала первую букву, потом вторую (с разрывом).
  • У ребенка недостаточно сформирована кинетика глаз. Он опять же не может зараз воспринять обе буквы слога: медленно переводит взгляд. Глаза надолго застревают на одной букве, потом перескакивают на следующую. Слитного прочтения слога от этого не получается (опять только с паузой).
  • В результате длительного освоения зрительно-пространственных образов букв и запоминания их названий ребенок привыкает артикулировать «буквы» так, как они «произносятся» изолировано: РЭ, БЭ и т.д. Даже если он воспроизводит буквы, как положено, усечено (РБ…), в произнесение все равно вкрадывается призвук редуцированного гласного (все равно: РЭ, БЭ). Привычка к изолированному произнесению мешает ребенку сливать артикулемы в единое целое: РЭ и А – совсем не то же что РА. То есть ребенок испытывает чисто технические (произносительные) трудности в слиянии букв – не может двигательно переключиться на слитное артикулирование.

В специальной литературе по дислексии и дисграфии описаны и другие причины трудностей у детей чтения открытых слогов (и вообще нарушений чтения). В данной статье мы разберем, как можно поставить ребенку чтение слогов, корректируя проблемы, связанные с перечисленными выше трудностями слияния артикулем.

Предварительные замечания.

  • Обычно детей начинают учить читать с закрытых слогов – подобные слоги не надо читать слитно, а фактически лишь изолированно называть входящие в них звуки (например: ОХ – О-Х). Однако такой подход задает неверный алгоритм – ребенок переносит способ чтения закрытых слогов на открытые и разрывает их: ХО – Х-О (или ХЭ-О).
  • Поэтому лучше сразу начинать с открытых слогов.
  • Обычно дети одновременно читают слоги с твердыми и мягкими согласными. Согласные обозначаются одной буквой, а артикулируются по-разному. Чтобы узнать, как их прочесть, ребенку необходимо воспринять сразу две буквы (Б и А или Б и Я). При этом ребенку надо еще сообразить, как вторая по счету буква слога (гласная) воздействует на согласную и как она меняет способ произнесения согласного звука и слога в целом.
  • Но ребенку трудно видеть две буквы зараз, не хватает беглости взгляда. Ему некогда разбирать, как гласная буква, вторая по счету, влияет на согласную. Пока он над этим раздумывает, он рвет слог.
  • Чтобы увести детей от этих трудностей, мы начнем с открытых слогов с гласными А, О, У, Ы, Э, согласные перед которыми читаются твердо. Подобные слоги (БА, БЫ, БУ и проч.) дети должны читать, не думая. Думать тут не над чем, всё читается однозначно.

Для выполнения приведенных ниже заданий используйте раздельные заглавные буквы из разрезной азбуки (кассы букв), либо сами напечатайте буквы. Буквы должны быть маленького размера (две буквы должны помещаться на ладони) и легкими (буквы ребенку придется сдувать).

Методика обучения игровая, динамическая, двигательная. А потому сначала мы будем описывать конкретные задания для детей, а вслед за тем уже разбирать, в чем смысл этих заданий и на что они направлены. Так будет доходчивей.

Обучение детей чтению открытых слогов

Положите себе на ладонь вплотную буквы Т и А.

  • Скажите ребенку: это ТА (коснитесь букв пальцем). Вот я приклеиваю этот ТА (опять коснитесь букв на ладони) к своему языку (коснитесь пальцем языка) и сейчас сдую своим ТА (покажите на свой язык) этот ТА (покажите себе на ладонь).
  • Произнесите ТА с силой, «выплюньте» звукосочетание – чтобы буквы разлетелись.
  • Дальше пусть ребенок соберет «улетевший» ТА себе на ладонь, помогите ему воспроизвести нужный порядок букв.
  • Затем пусть «положит» ТА себе на язык – в то место, где артикулируется звук Т, то есть ближе к кончику. Для этого пусть коснется пальцем букв на ладони, а потом, воображая, что кладет их на язык, дотронется пальцем до языка (реальные бумажные буквы при этом должны остаться на ладони, а не попасть в рот ребенку!).
  • От прикосновения пальца на языке останется явственное и длительное чувство «пощипывания», «саднения» (опробуйте на себе). Укажите на это ребенку: ты чувствуешь ТА у себя на языке?
  • Пусть ребенок «выплюнет» свой ТА («пощипывающий» язык), «целясь» им в ТА на ладони, чтобы буквы вновь разлетелись.
  • Пусть собирает буквы и вновь сдувает, произнося ТА. Помогайте ему класть буквы в нужном порядке.

Смысл упражнений.

  • Сдувая буквы, вы озвучиваете слог, даете ребенку образец слитного прочтения слога, а не позвукового (первая буква Т, вторая А, прочти их слитно). Он слышит и видит, как вы расшифровали буквы.
  • Сдувая буквы, ребенок фактически читает слог. Собирая их, он его выкладывает, то есть «пишет».
  • Мы подключаем тактильные ощущения, «кладем» звукосочетание ребенку на язык, акцентируя его внимание именно на произнесении, на действии. Чтобы буквы разлетелись, артикулировать надо максимально слитно.
  • Мы изначально даем слог как целое (синтетический, слитный слог). Ребенок читает обе его буквы единым речевым движением, а не по очереди (ТЭ-А).
  • При таком чтении у ребенка возникает целостный зрительный образ слога.
  • У ребенка формируется свободная нескованная кинетика глаз, работает периферическое зрение – ведь буквы подвижны, «улетают».
  • Сдувая буквы, ребенок видит, из каких элементов (букв) состоит то целое, которое он прочел: он «анализирует» букво- и звукосочетание. Собирая слог, он его «синтезирует» – кладет буквы в изначальном порядке. Собирая буквы, он заодно читает слог про себя и вместе фиксирует каждую букву. Буквосочетание выступает разом и как целое и как составное. При неоднократном повторе операций сдувания и собирания букв, такое двойное (слитное и раздельное, синтетическое и аналитическое) восприятие слога становится для ребенка естественным и привычным.
  • Благодаря игровой тактике ребенок не догадывается, что учится читать. А это очень важно для детей с негативным опытом чтения.

Дальше сдувайте и собирайте ТУ.

  • Скажите: это ТУ. Пусть ребенок повторит.
  • Пусть «положит» ТУ себе на язык, просунув палец между вытянутыми вперед губами, не нарушая слитной артикуляции слога. Артикуляцией слогов всегда «заправляют» гласные звуки. Это особенно заметно в сочетаниях согласных с огубленными гласными.
  • Пусть ребенок сдувает «своим» ТУ буквы на ладони, собирает и вновь сдувает.
  • Укажите ему, что он вытягивает губы, придавая им «форму» У, уже перед началом произнесения.

С сочетанием ТО действуйте, как с ТУ.

Слог ТЫ.

  • Упражняйтесь так же. Возможно, ребенок уже не нуждается в многократном сдувании и собирании букв, поскольку «поймал» принцип чтения и письма (собирания букв).
  • Укажите, что его губы «изображают» Ы («оскаливаются») уже перед началом произнесения.

     Сочетание ТЭ лучше не использовать. Оно встречается в русском языке в основном как исключение (в иноязычных словах). А потому не надо формировать у ребенка зрительный образ этого буквосочетания и, главное, закреплять его прочтение. В дальнейшем это может сказаться на чтении и письме частотного для русского языка сочетания ТЕ. Ребенок может стремиться писать его как ТЭ.

  Дальше «поиграйте» со всеми вариантами слогов с начальным согласным Т.

  • Выкладывайте слоги ТА, ТО, ТУ, ТЫ вперемешку. Ребенок сдувает их и собирает. Скорее всего, он уже сам сообразит, как их читать. Если же нет, по-прежнему произносите слоги вслух.
  • Но лучше в случаях трудностей «показывать» ребенку принцип чтения слогов беззвучно. Выдвигайте губы вперед на ТУ, округляйте их на ТО (губы «изображают» букву У или О), вытягивайте губы на ТЫ, приоткрывайте рот на ТА. Так вы стимулируете ребенка прежде произнесения звукокомплексов вслух читать сочетания про себя, и показываете ему их слитную артикуляцию.
  • Выкладывая тот или иной слог, сначала спрашивайте у ребенка: что ты сейчас будешь сдувать? Называя слоги до сдувания, ребенок уже фактически их читает, слитно, как единое целое. Причем, он читает их бегло, «одним взглядом» на буквы.

Описанным выше образом упражняйтесь со слогами с губными и губно-зубными согласными (Б, П, М, В, Ф): «кладите» слоги на губы. Затем упражняйтесь с язычными согласными. К этому времени принцип слитного чтения ребенок, скорее всего, освоит.

  • Поэтому делайте два упражнения: сдувайте и собирайте слоги.
  • При затруднениях беззвучно показывайте ребенку способ произнесения слогов губами и языком, чуть приоткрывая рот.
  • Слоги со звуками Г, К, Л, М, Н, Р, Х и некоторыми другими сдуваются туго. Кладите буквы на обрывок бумажной салфетки и сдувайте вместе с ней.

Закрепление чтения слогов

Мы применяем опять же игровые приемы, подзадоривающие ребенка.

  • Выкладывайте любые слоги тайком от ребенка. На короткое время показывайте их, ребенок называет слог как можно скорей. Не говорите: «прочти», а «подсмотри». Если он не успел, демонстрируйте дольше.
  • Заменяйте в слогах гласные буквы (ТА, ТО, ТУ, ТЫ), потом согласные (СА, ША, РА и т.д.). Ребенок должен мгновенно «угадывать» новые слоги.
  • Кладите согласные и гласные буквы вразброс (не в линию). Давайте не больше пяти-шести букв, иначе ребенок не охватит их взглядом. Спрашивайте, какое сочетание он хочет прочесть. Пусть сам выбирает буквы. Выбирая буквы, он будет в это время читать слоги про себя. Потом – выкладывать («писать») слог. Потом читать его вслух
  • Читайте слоги, напечатанные на бумаге. Здесь буквы неподвижны, с ними нельзя действовать руками. А потому чтение напечатанных слогов развивает свободную кинетику глаз.
  • Пусть ребенок читает слоги, не только на горизонтальной, но и на вертикальной поверхности – на уроках ему придется читать с доски.
  • Надо потренировать у ребенка соотнесение читаемого (артикулируемого) слога со слышимым. Пусть в напечатанном ряду слогов найдет названный вами слог. Затем сразу два. Диктуйте ему слоги. Ребенок выкладывает их из разрезной азбуки и читает.

  Если слишком долго тренировать и автоматизировать у ребенка чистую технику чтения слогов, можно приучить его к бездумному чтению, которое потом распространится и на чтение слов и предложений. Чтобы этого избежать, очень важно как можно скорей перевести его на осмысленное чтение, чтобы он извлекал из прочитанного смысл. Можно использовать такой прием: пусть ребенок читает доступные ему «слова-слоги» в контексте предложений. В таком случае прочитанное им приобретает смысл, включаясь в общий смысл предложения.

  • Читайте вместе с ребенком предложения, в которых есть слова-слоги для него (звукоподражания и усеченные слова).
  • Основной текст набирайте обычным шрифтом, а слова-слоги для ребенка – крупным.
  • Читайте свой текст вслух, ведя по нему указкой. Ребенок следит за указкой. Его задача: мгновенно подключиться и прочесть свое слово-слог.
  • Для начала помещайте такие слова в конец предложения. Прочесть их ребенку будет помогать смысловая догадка, вытекающая из контекста. Заодно вы будете стимулировать у ребенка стремление угадывать слова-слоги по общему буквенному контуру, не вглядываясь в буквы (это и есть настоящее чтение, так читают опытные чтецы).
  • Затем помещайте слова для ребенка в начало и середину предложений, чтобы ребенок читал внимательней.

Примеры предложений (на их основе вы легко придумаете собственные):

Слово-слог в конце предложения:

Я и ты – это МЫ. Мальчик зовет бабушку – БА! Змея шипит ШУ.

Слово-слог в начале предложения:

МА – так кто-то зовет маму. ЛА ЛА ЛА – так напевает девочка. ДА – ответил мальчик.

Слово-слог в середине предложения:

Девочка сказала – НА и дала собачке косточку. Корабль плывет ПО морю.

Подобные задания приучают ребенка с самого начала обучения чтению извлекать из прочитанного смысл, а не читать бездумно.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Основы теории и практики логопедии. Под ред. проф. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, 1968.

Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия исправление ошибок при письме. М., ЭКСМО, 2004.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников М., 1997.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. М.М. Семаго. М., 1999

Токарева О.А.  Расстройства чтения и письма. В сб. «Расстройство речи у детей и подростков». Под ред. проф. С.С. Ляпидевского. М., Медицина, 1969.

Анкета автора

ФИО (полностью)

Андреева Марина Борисовна

Название статьи

«Постановка у детей чтения открытых слогов при трудности слияния артикулем»

  Домашний индекс, адрес и телефон

109263, г. Москва, ул. Малышева, д.19, кв. 247

  Личный мобильный телефон

+7-916-544-93-47

  Название оператора

МТС

Список ключевых слов

Трудности слияния артикулем, чтение открытых слогов, чтение «осмысленных» слогов.

Краткая аннотация

В статье предлагается оригинальная методика чтения открытых слогов при трудности слияния артикулем. Обучение чтению слогов. Закрепление чтения слогов.

Электронная почта

1797858@mail.ru

Официальное название организации (места работы с расшифровкой аббревиатур)

 ГБУЗ ДГП № 150 ДЗМ г. Москва (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника» № 150 Департамента здравоохранения г. Москвы)

  Адрес организации (почтовый)

109451, г. Москва, ул. Братиславская, д. 1

Должность

Логопед высшей категории

Ученая степень - нет

Ученое звание - нет

  Паспорт (серия, номер, выдан)

45 08 567884, выдан 28.04.2006 г. ОВД «Текстильщики» г. Москвы

Дата рождения

18.03.1961 г.

  Страховое свидетельство (СНИЛС)

001-575-634-19

Название журнала в который отправляется статья 

Логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка: Виды трудностей при обучению детей чтению и их возможные причины""

Памятка может быть предложена  родителям, воспитателям, учителям ачальных классов. Цель-разъяснение причин возможных трудностей у ребенка в процессе обучению чтению. Памятка разрабатывалась к зас...

Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...

Дубль с чтением слов из двух открытых слогов (звук Л)

Цель: автоматизация звука Л в словах,состоящих из двух открытых слогов, развитие зрительного внимания, быстроты реакции.Ход; у каждого ребенка есть одна карта, в центр стола кладется стопка карт лицев...

чтение двусложных слов из открытых слогов, работа над пониманием прочитанного

Работа над пониманием прочитанного, чтение двусложных слов из открытых слогов....

Игры для обучения раннему чтению. Чтение по слогам.

Игры для обучения раннему чтению. Чтение по слогам....