Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии (старшая группа)

Корниенко Олеся Николаевна
Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

 

    • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков)
    • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса
    • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_kompleksy_1.docx58.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Артикуляционная гимнастика

    КОМПЛЕКС №1 (Сентябрь)

    Дыхательное  упражнение.

     Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

            

    Мимическое упражнение.

    Поздняя Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, .

    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

    Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

     

    Упражнения  для губ и щек

    «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    Упражнения  для языка.

    • «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости
    • Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то
    •  левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
    • Лягушка.

    Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и].  Передние верхние и нижние зубы обнажены. Как веселые лягушки, тянем губки  прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!

    • Змейка.
      Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 
       Качели. 
      Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 

    Речевая зарядка.

    «Осень» Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

    КОМПЛЕКС №2 (Сентябрь)

    Работа над дыханием.

    Кораблик . Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

    Мимическое упражнение.

    Солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.( Наше настроение. Показать, какое у вас настроение).

    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

    Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

    Упражнения для щек.

                             «Голодный хомячок».  Втянуть щеки.

    Покусывание, похлопывание и растирание щек. 

    Упражнения  для языка.

    • Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
    • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
    • Катушка.

    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

    Речевая зарядка.

    Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными       звуками, требующими широкого раскрытия рта.

    • Мал, да удал.
    • Два сапога - пара.
    • Нашла коса на камень.

    КОМПЛЕКС №3 (Октябрь)

    Работа над  дыханием.

     «Посмотрим, будет ли дождик» Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

    Мимическое упражнение.

    Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

    Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.

          Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-                 ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

    Упражнения для губ

    • Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-

    • Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

    Упражнения для языка

    • «Чьи зубы чище?».

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
    Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней

    стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
    Внимание!

    • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
    • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

    Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    • Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
      Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

    Речевая зарядка.

                       «Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух!  Ух! Какой на мне кожух!

    КОМПЛЕКС №4 (Октябрь)

    Работа над дыханием.

            Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

    Мимически е упражнения.

    Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.

    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
                         Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

    Упражнения  для губ и щек.

    • Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

    Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

    • Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
    • Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

    Упражнения  для языка.

    • «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
    • Маляр

    Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

    Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

    Внимание!

    1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

    2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

    • Дует ветерок. 
      Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
      Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. 
      Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта. 

    Речевая зарядка.

    Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

    КОМПЛЕКС №5 (Ноябрь)

    Работа над дыханием.

    "Листопад". Перед ребёнком на столе выкладывают листочки.. Красные, оранжевые, жёлтые листья падают с деревьев. Подул ветер и разбросал все листья по земле! Давай сделаем ветер – подуем на листья!"

    Мимическое упражнение.

    Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен — недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.

    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

                                    Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

    а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

    б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

    Упражнения  для губ и щек.

    Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

    Упражнения  для языка.

    • "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    • Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
    • «Вкусное варенье».

    Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
    Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
    Внимание!

    • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
    • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

    Речевая зарядка.

    Тетушка племянничка

    Весело встречает.

    Чай ему с вареньем

    Тут же предлагает.

    Ах, какое вкусное,

    Сладкое варенье,

    Да и каша манная

    Просто объеденье -

    Ням-ням-ням-ням.

    КОМПЛЕКС № 6 (ноябрь)

    Работа над дыханием.

    Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.

    Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.

    Мимическое упражнение.

    Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

    Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.

    Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»

    Упражнение для губ и щек.

    • «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
    • Надувание щек поочередно.
    • "Заборчик - губы сильно растягиваются в стороны, вверх, обнажая оба ряда зубов.
    • "Улыбка" - растягивание разомкнутых или сомкнутых губ.

    Упражнение для языка.

    • "Горка" - выгибать спинку языка, удерживая кончик языка за нижними зубами.
    • Лошадка" - щелкать языком.
    • «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
    • «Качели».

                 Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у". 
    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. 
    Внимание!

    Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

       

    • Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

    Язык «лопаткой» положи

    И спокойно подержи.

    Язык «колышком» потом

    Потянем тонким острием.

    Речевая зарядка.

                  Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал . от вьюги: «М-м-м-м-

    м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

    КОМПЛЕКС № 7 (Декабрь)

    Работа над дыханием.

    Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная грушаl Вдох носом, выдох ртом.

    Мимическое упражнение.

    Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

    Игровое упражнение «Жуем твердую грушу.

    Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

    Упражнения для губ и щек

    • Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
    • Щечки-яблочкu. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

    Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно, то правую, то левую щеку.

    Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

    • Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

     Упражнения для языка.

    • Язык "лопаткой" положи

    И спокойно подержи.

    Язык "колышком" потом

    Потянем тонким острием.

    • Мелькает беличий хвостикРот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
    • Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
    • «Пароход гудит».

    Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх. 
    Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). 
    Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка

    Речевая гимнастика.

    Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-

    пто, пта-пту-пты".

    Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!»

    КОМПЛЕКС№ 8 (Декабрь)

    Работа над дыханием.

    Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.

    Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.

    Мимическое упражнение.

    Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

    Упражнения  для губ и щек.

    • Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
    • «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
    • Надувание щек поочередно.

    Упражнения  для языка.

    • Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
    • "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
    • «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
    • «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
    • Индюк».  

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
    Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 

    Речевая зарядка.
    Развитие интонационной выразительности речи

    Где мой пальчик?
    Маша варежку надела.
    - Ой, куда я пальчик дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не попал!
    Маша варежку сняла -
    Поглядите-ка, нашла!
    Ищешь, ищешь - и найдешь.
    - Здравствуй, пальчик,
    Как живешь?

    КОМПЛЕКС №9 (Январь)

    Упражнения на дыхание.

    Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук у-у-у-у-у на одном выдохе.

    Мимические упражнения

    Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.

    Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К.Чуковского.

    Упражнения для щек и губ

    • Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
    • Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
    • Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Упражнения для языка.

    • Зеленый дятел прощается с соловьем». Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.
    • Клюв аиста».
      Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.
    • «Чьи зубы чище?».

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
    Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
    Внимание!

    • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
    • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

              Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    Речевая зарядка
    Проговаривание загадки и чистоговорки.


    Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, 
    Больше греться не хочу.
    Крышка громко зазвенела. — 
    Пейте чай, вода вскипела!
    (Самовар)


    Взял Валерка тарелку, 
    Взял Валерка поднос. 
    Мне Валерка тарелку 
    На подносе принес.

    КОМПЛЕКС № 10 (Январь)

    Упражнение на дыхание
              Выработка правильного диафрагмального дыхания. Игровое задание «Шарик — ямочка».
              Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась  ямочка.

    Мимическое упражнение.

    Изобрази грустных аистов. Покажи, как им не хочется покидать родные края. Улыбнись, передай им свое хорошее настроение.

    Упражнения  для  жевательно-артикуляционных мышц.

    «Жуем твердую морковь».

     Что лежит на подносе? (Морковь.)

    «Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

    — Покажите, как грызет морковку зайка.

    Упражнения  для губ и щек.

    •  «Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуть, губы вытянуть широкой трубочкой.
    • Сытый хомячок.
      Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
    •  Голодный хомячок.
      Втянуть щеки. 

    Упражнения  для языка.

    • «Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4—5.
    • .«Дует ветерок».

    Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. 
    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами

    и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. 
    Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

    • «Барабан»

                      Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

                         Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

    Речевая зарядка

    Мороз колдует. 

    Разыграйтесь-ка, метели!

    Гнитесь ниже, сосны, ели!

    Все, что есть в моем лесу,

    Я засыплю, занесу!

    КОМПЛЕКС № 11(Февраль)

    Работа над дыханием.

            Формирование плавного длительного выдоха. Дети сдувают с листа  бумажные комочки. «Чей кочек дальше улетит».

    Мимические упражнения
            Поднялся шторм. Покажите, как вам стало страшно. А теперь покажите, какие вы смелые, мужественные и храбрые.

    Упражнения для  жевательно-артикуляционных мышц
            «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги 
    ам-ам-ам-ам.
    «Птенчики глотают пищу».  Сглатывание слюны.

    Упражнения  для губ и щек.

    • «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытом рте (чмоканье).
    • «Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
    • Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

    Упражнения  для языка

    • «Гармошка»

    Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

    На гармошке я играю,
    Рот пошире открываю,
    К нёбу язычок прижму,
    Ниже челюсть отведу.

    • «Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)
    • «Лошадка едет тихо».


    Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. 
    Внимание!

    Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

    Кончик языка не должен загибаться внутрь.

    Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

    Речевая зарядка.

    Под окошком - блл, блл, блл - 
    Индюки болтают. 
    Индюшачьей речи 
    Никто не понимает. 
    На качели индюки 
    Весело кивают. 
    Покататься Язычку 
    "Блл, бллл!" - предлагают.

    КОМПЛЕКС № 12 (Февраль)

    Работа над дыханием.

    формирование длительного плавного выдоха, «Подуй на султанчики». Использовать султанчики для игр с ветром.

    Мимическое упражнение.

             Коза в огороде». Изобразить хитрую козу, которая решила полакомиться капустой. Показать, как рассердилась хозяйка на козу. Изобразить страшное огородное пугало, показать, как его испугались вороны.

    Упражнения для губ и щек.

    • «Кит-бутылконос и косатка». Дети показывают, какие носы у бутылконоса и косатки. Чередовать движения: губы сжать и вытянуть вперед (бутылконос), губы широко раскрыть, зубы сжать (косатка).
    • "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
    • «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
    • Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Упражнения для языка.

    • «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
    • Лошадка.

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

    • «Барабанщик». Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.
    • Вот проснулся Язычок,

    Выглянул в окошко.

    Видит: спинку выгнула

    Розовая кошка.

     

     

    Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.

    Речевая зарядка.

    Этот маленький дружок -

    Твой веселый Язычок.

    Чтоб он ловким был, умелым,

    Чтобы слушался тебя,

    Каждый день зарядку делай

    Перед зеркалом,

    шутя!

    КОМПЛЕКС № 13 (Март)

    Работа над дыханием.

    «Шарик»

     Вот так шарик надуваем

     И рукою проверяем, а

     Теперь мы выдыхаем,

      Наши мышцы расслабляем.

    Мимическое упражнение.

    «Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, вода попала медведю в берлогу. Дети показывают, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

    Упражнения для губ и щек.

    • Обезьянка, бегемотик -
      Все водой полощут ротик.

    Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
    Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

    • «Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуть щеки в исходное положение.

    Упражнения для языка

    • Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть острый язык, затем опустить широкий язык на нижнюю губу. Чередовать положение острого и широкого языка.
    • «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
    • Эй, дружок, Антошка!
      Сыграй нам на гармошке!

    Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

    • С братом мы возьмем насос -
      Будет праздник для колес:
      Подкачаем шины
      Папиной машины.

    Предложить ребенку длительно произнести звук «сссс…». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

    Речевая зарядка.

    Каплями забулькав,
    Плакала сосулька:
    — Я хотела сесть повыше,
    Я хотела влезть на крышу,
    Я ступила на карниз
    И боюсь свалиться вниз!
    Кап! Кап! Кап!

    КОМПЛЕКС № 14 (Март)

    Работа над дыханием.

    • «Медведь проснулся после зимней спячки». Открывать рот с глубоким ротовым вдохом.
    • Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.

    Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.

    Мимические упражнения
             Педагог предлагает детям выразить радость от встречи с весной. Дети показывают, как им тепло и приятно греться на солнышке.

    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

    • Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

    а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

    б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

    Упражнения для языка.

    • Часики (Маятник).

    Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    • «Лужи». Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
    • «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
    • Индюк.

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

    Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

    Внимание!

    1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

    2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

    3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    Речевая зарядка.
    Диалог Зимы и Весны
    Говорит Весна:
    — Сестра, уходить тебе пора!
    А Зима Весне в ответ:
    — Нет! Нет! Нет! Нет!
    Говорит Весна тогда:
    — С крыши капает вода?
    — Да! Да! Да! Да!
    — Тают горки во дворах?
    — Ах! Ах! Ах! Ах!
    — А на речке, речке треснул лед?
    — Вот так! Так вот!

    КОМПЛЕКС № 15(Апрель)

    Работа над дыханием.

    Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом).

    Мимические упражнения

     поднять брови вверх — расслабить мышцы;
    • нахмурить брови — расслабить мышцы;
    • глаза спокойно закрыть — открыть;
    • глаза прищурить — открыть;
    • глаза с силой зажмурить — открыть;

    Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

                             Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

    Губы сжать. Имитировать жевательные движения.

     Упражнения для губ и щек.      

    • Покусывание, похлопывание и растирание щек.
    • «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    •        Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

    Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

    •        Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

    •        Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

    Упражнения для языка.

    • «Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)
    • «Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.
    •  «Горка»                  

     Кончик языка в зубки упирается,

                   Спинку выгибаем - горка получается.

                   Быстро- быстро с горки вниз

                    На санках катится Денис.

    • ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

    Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

    • ПИРОЖОК

    Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от1 до 5-10.

    Следить , чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

    Речевая зарядка

    «Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох.

    Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах».

    Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

    Огорченные овощи.

    Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!»

    Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!» 

    КОМПЛЕКС № 16 (Апрель)

    Работа над дыханием.

    • Формирование плавного длительного выдоха. Дети сдувают с листа  бумажные комочки. «Чей кочек дальше улетит».
    • Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.

    Мимические  упражнения.

      Спи, глазок, спи, другой.
      Спите сразу, оба глаза.
      Правый глаз, просыпайся!
      Левый глаз, просыпайся!

    Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.

          Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-                 ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

    Упражнения для губ и щек.

    Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

    Упражнения для языка.

    «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

     Речевая гимнастика
    В тихой речке у причала
    Рыбка рыбку повстречала:
    — Здравствуй!
    — Здравствуй!
    — Как дела?
    — На рыбалке я была.
    Я удила рыбака,
    Дядю Петю-чудака.
    — Где же твой рыбак?
    Попался?
    — Нет! Ушел хитрец!
    Сорвался.

    КОМПЛЕКС № 17 (Май)

    Работа над дыханием.

    • бабочка
      Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

    Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

    Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

    Мимические упражнения.

     поднять брови вверх — расслабить мышцы;
    • нахмурить брови — расслабить мышцы;
    • глаза спокойно закрыть — открыть;
    • глаза прищурить — открыть;
    • глаза с силой зажмурить — открыть;

    Упражнения для губ и щек.

    • Голову держать прямо, губы — без напряжения, зубы не обнажать. Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем — с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
    • Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно    
    •   «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

    Упражнения для языка.

    • «Сердитый лев» .Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
    • «Маляр».

    Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. 
    Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 
    Внимание!

    • Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
    • Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
    • ЛЕТЯТ СЕЖИНКИ

    Губы  в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении сдувать ватку на противоположный край стола.

    Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Щеки не должны надуваться, воздушная струя должна идти по средней линии языка и была узкой, а не рассеянной.

    • «Шпага» Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны. На счет «раз» - «укол» в правую щеку. На счет «два» - «укол» в левую щеку.

    • «Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

    Речевая зарядка.

    Этот маленький дружок -

    Твой веселый Язычок.

    Чтоб он ловким был, умелым,

    Чтобы слушался тебя,

    Каждый день зарядку делай

    Перед зеркалом,

    шутя!

     

    КОМПЛЕКС № 18 (Май)

    Работа над дыханием.

    Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

    Мимическое упражнение.

    Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчаст­лив; озабочен; спокоен — рассержен.

     Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
    Жуем ириски. Жевательная резинка. 
    Имитация жевания.

    Упражнения для щек и губ

    • Малыш сосет соску. 
      Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение.
    • Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

    Упражнения для языка

    • Чистим зубы. 
      Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
      Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
      Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
      Язык отдыхает на кровати
      Рот широко открыт. Язык лежит во  дне ротовой полости.
    • Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положе-1ия «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».      
    • Катушка.

    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

    • Фокус.
      Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
      Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. 
    • Внимание!
      1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
      2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
      3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 

    Речевая зарядка
    Нос, умойся!
    Кран, откройся! 
    Нос, умойся! 
    Мойтесь сразу, 
    Оба глаза! Мойтесь, уши, 
    Мойся, шейка! 
    Хорошенько! 
    Мойся, мойся, 
    Обливайся! 
    Грязь, смывайся! (Э. Мошковская)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

    МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

    Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

    Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

    Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

    Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

    Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

    «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

    laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...