Песочная терапия как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Комарова Элеонора Станиславовна

Песочная терапия – эффективное средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи, так как во время игр на песке дети вступают в общение с педагогом и другими детьми, благодаря чему у них развивается потребность в общении, умения устанавливать контакт с партнером по общению, проявлять активность в общении, диалогические умения; дети овладевают вербальными и невербальными способами выражения своих мыслей и чувств, умениями речевого этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_statya.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи

Теоретическим фундаментом песочной терапии (одного из методов психотерапии) является аналитическая психология и разработанная швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом. Ее основополагающая идея состоит в том, что она предоставляет человеку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, в песочницу, своих переживаний и формирования ощущения связи со своими внутренними побуждениями, выражение которых происходит в символической форме в песочнице (фигурки, игрушки). В настоящее время песочная терапия успешно используется в целях диагностики, коррекции и развития дошкольников. Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Манипуляции с песком успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. Песочная терапия, по словам Н.В. Зеленцовой-Пешковой, – это «вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, преодолеть имеющиеся у него психологические затруднения, развить способности, в том числе и коммуникативные» [21, с. 5]. Играя на песке, ребенок может создавать свой мир, который можно рассматривать, изменять, обсуждать, фотографировать. Е.Ю. Конаныхина разъясняет, что «песочная терапия в контексте арттерапии – это невербальная форма психокоррекции, в которой основной акцент делается на творческом самовыражении. Ребенок создает композиции из фигурок, построений на подносе с песком. Эта техника базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции)» [24, с. 5]. Н.А. Сакович подчеркивает, что песочная терапия – «разновидность игровой терапии. Цель такой терапии – дать возможность ребенку быть самим собой, проявить творчество, фантазию. Ведущая деятельность дошкольника – игра. В ней он познает окружающий мир и себя самого, поэтому игры на песке – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения и приобретает опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций» [39, с. 21]. Песочная терапия для дошкольника – это игра, которая помогает научиться строить межличностные отношения, выражать свои эмоции и чувства. Песочная терапия – необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, он может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты и т.д. При этом он, по словам Е. Тарариной, «решает задачи развития самовыражения, самосознания, формирования умений общаться и сотрудничать с другими детьми и взрослыми» [46, с. 16]. Е.А. Тупичкина делит игры на песке на 4 вида в зависимости от их целей и задач. Это: 1) обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; 2) развивающие игры, направленные на развитие определенных психологических качеств, практических умений ребенка – познавательной активности, целеустремленности, самостоятельности, коммуникативных умений и т.д.; 3) познавательные игры, которые дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.; 4) проективные игры, раскрывающие потенциальные возможности ребенка, его творчество и фантазию [48, с. 14]. По мнению О.Б. Сапожниковой и Т.А. Петрик, «игры на песке с фигурками особенно эффективны в работе с детьми, у которых имеются нарушения речевого развития, трудности в общении, в выражении своих мыслей, чувств и переживаний. В процессе занятий песочной терапией, такие дети так увлеченно делают постройки из песка, что забывают о своих недостатках и начинаются свободно общаться, смело вступают в диалог, высказывают свое мнение, т.е. проявляют свои коммуникативные способности» [40, с. 19]. Для развития коммуникативных способностей дошкольников во время занятий песочной терапией педагог организует специальное общение. Т.М. Грабенко и Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева [16] следующим образом охарактеризовали особенности такого общения:

1. Для ребенка-дошкольника игра с песком и создание песочных композиций не требуют каких-либо особых способностей и умений, поэтому ребенок не боится рисовать и конструировать на песке, а делает это с удовольствием и интересом. Это создает атмосферу доверия между ребенком и педагогом, в которой ребенок не боится раскрыться, высказать свое мнение, мыли, которые его тревожат, рассказать о том, что он нарисовал на песке или создал из песка, придумать сказку, историю, рассказать своих чувствах, переживаниях и т.д.

2. Коллективная работа в песочнице при условии, что количество детей не превышает 4-5 человек похожа на режиссерскую игру, которую организуют сами дети, что предполагает общение, проявление умений договариваться, распределять обязанности, кто что будет делает (рисовать, создавать), слушать и понимать друг друга.

3. Песочная терапия подходит застенчивым и тревожным детям, которым по тем или иным причинам сложно «раскрыться» вербально перед другими детьми, так как игры на песке в своей основе невербальны (т.е. в них можно играть молча, не вступая в общение). Поэтому ребенок с проблемами в речевом развитии сначала может строить «свой мир» сам, без участия других детей и педагога. Однако позже, когда он поймет «безопасность» этой игры и необходимость сотрудничать с другими детьми, он может начать участвовать в совместной деятельности, в которой дети общаются между собой. Это будет способствовать развитию коммуникативных способностей. По мнению Э.Э. Большебратской, развитие коммуникативных способностей детей в играх на песке происходит, потому что «во время занятий песочной терапии, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и озвучивать свои мысли, чувства, переживания. Он рассказывает педагогу, что он изобразил на песке, отвечает на его вопросы, высказывает свои мысли, говорит о своих чувствах и переживаниях и т.д. Так у ребенка, особенно с недоразвитием речи, развивается потребность в общении, умение устанавливать контакт с партнером по общению, задавать вопросы и отвечать на них, использовать интонацию, мимику, жесты и т.д. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации» [8, с. 26]. О.Б. Сапожникова и Е.В. Гарнова, описывая возможности песочной терапии в обучении дошкольников пересказу, считают, что в такой работе развиваются коммуникативные способности детей. Например, «изображая на песке сюжет какой-либо сказки, ребенок по просьбе педагога пересказывает изображенные фрагменты. При этом он вступает в диалог со взрослым, учится отвечать на вопросы, сам задает вопросы, выражает свои эмоции словами, мимикой, жестами» [40, с. 9]. Л. Штейнхар полагает, что «групповые занятия песочной терапией с дошкольниками позволяют развивать у детей такие коммуникативные способности, как ориентироваться в условиях общения, выслушивать и комментировать высказывания партнера по общению, инициировать общее обсуждение построек на песке, давать словесную оценку поступкам детей в общении со сверстниками, оценить поведение партнера и адекватно реагировать на него, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам., общаться бесконфликтно» [54, с. 193]. Методика проведения занятий песочной терапией с дошкольниками описана Э.Э. Большебратской [8]. Она включает 5 этапов, на каждом из которых педагог с помощью разных методов и приемов включает детей в коммуникативное общение, в диалог, стимулирует их речевую активность, создает условия для развития коммуникативных способностей детей.

Первый этап. Демонстрация песочницы. Педагог говорит детям: «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй этап. Демонстрация коллекции фигурок для игры на песке. При этом педагог говорит детям следующее: «Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, вы можете их использовать». Дети рассматривают фигурки, задают вопросы, если им непонятно, что это за фигурка.

Третий этап. Знакомство с правилами игр на песке. Педагог знакомит детей с основными правилами игр на песке (бережно относиться к песку, не бросать его в других детей, не разрушать то, что построил другой ребенок и т.д.) в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

Четвертый этап. Формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Педагог использует сюрпризный момент – появление сказочного героя (Песочный Человечек, Фея, Незнайка, черепаха Тортила и др.), который задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. То есть, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.

Пятый этап. Завершение занятия, ритуал выхода. На этом этапе педагог организует коллективное обсуждение построек детей, проводит итоги занятия, организует рефлексию, спрашивая детей, что им понравилось на занятии, что было легко, а что трудно. Затем дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Э.Э. Большебратская формулирует следующие правила, которых должен придерживаться педагог при проведении занятий песочной терапии с дошкольниками:

1. Понять каждого ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины.

2. Проявлять искреннюю заинтересованность.

3. Строго следовать профессиональной и общечеловеческой этике. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса брать или вообще убирать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение [8, с. 69].

Игры с песком можно использовать на фронтальных, групповых и индивидуальных занятиях с дошкольниками. Для развития коммуникативных способностей детей с общим недоразвитием речи эффективнее всего групповые занятия – по 4-6 человек. Именно такие занятия, по мнению У.Ю. Александриной и Н.В. Яньковой, «развивают умения играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли. Задачами групповых занятий с песком являются совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств» [1, с. 34]. Для развития коммуникативных способностей дошкольников, у которых имеются нарушений в речевом развитии, О.Ю. Епанчинцева рекомендует использовать «сочетание песочной терапии с другими методами – игровыми, сказкотерапии и пр. Это активизирует речь детей, стимулирует их вступать в диалог» [19, с. 72]. Например, педагог использует прием моделирования игр-сказок на песке. После прослушивания детьми сказки, он предлагает построить в песочнице «сказочную страну» и заселить ее сказочными персонажами. Детям предлагается продолжить сказку, в которой злой персонаж пытается разрушить сказочный мир. Жители сказочной страны обращаются к детям за помощью. Дети предлагают разные варианты защиты сказочной страны и борьбы со злодеем, в песочных композициях они отыгрывают ситуацию борьбы со злом: восстанавливают мир. Или, например, в играх «Сад камней» или «Море» дети играют в песке со всевозможными камушками, ракушками, они с удовольствием выкладывают камнями фигурки рыб, волны, кораблики, попутно рассказывая свои «морские» истории. Кто-то делится воспоминаниями о морском купании, кто-то играет «в пиратов», устраивая настоящие кораблекрушения. В игре «Мой мир» детям предлагается создать свой город на песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т.д.). У каждого получается свой неповторимый мир. Дети с увлечением рассказывают и расспрашивают друг друга о том, как устроены песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом мире и т.д. Так, в процессе увлекательной игры, одновременно происходит развитие навыков общения. Таким образом, песочная терапия – это вид атр-терапии и игровой метод, который является средством развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для использования его потенциала педагог в процессе игр на песке организует общение детей с помощью бесед, игровых методов (сюрпризных моментов), приемов сказкотерапии, проективных методов и методов моделирования и обыгрывания сказочного сюжета, придуманных детьми историй.

Список литературы

  1. Александрина У.Ю., Янькова Н.В. Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8. – С. 34-36.
  2. 8. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010. – 74 с
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практика песочной терапии. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
  4. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: Детство-пресс, 2017. – 80 с.
  5. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – М.: Детство-пресс, 2015. – 96 с.
  6. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми (комплект материалов для работы с детьми старшего 84 дошкольного и младшего школьного возраста): метод. пособие. – М.: Генезис, 2016. – 125 с.
  7. 39. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
  8. 40. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет: метод. рекомендации. – М.: Сфера, 2018. – 64 с.
  9. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий. Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art». ФГОС. – М.: АРКТИ, 2017. – 112 с.
  10. 54. Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
  11. 49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: 2000. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи»

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППОВОМ ПОМЕЩЕНИИ. ЦЕНТР МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.ПЛАН-ПР...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи через освоение декоративно - прикладного искусства - батика (роспись по ткани).

«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяют развить эти способности воврем...

Песочная терапия, как средство развития творческих способностей у дошкольников

В данной статье раскрывается сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогических исследованиях, возможности песочной терапии в развитии творческих способностей у дошкольни...