Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми.
консультация по логопедии (старшая группа)

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи. Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно – ролевая игра. Дети с ОНР в силу своих особенностей требуют значительно большого участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально говорящие сверстники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_tvorcheskoy_igry.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи. Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно – ролевая игра. Дети с ОНР в силу своих особенностей требуют значительно большого участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально говорящие сверстники. Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок в вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам птиц, голосам зверей. В сюжетно- ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия. Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей сюжетно –ролевой игре необходимо сопровождать рассказом содержании действий: « Кукла Катя хочет спать. Куда положим куклу? Катю положим на кровать» Учитывая, что у детей с ОНР резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, на сколько, ребенок понимает взрослого. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно- ролевой игре является подбор разнообразных игрушек.  Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети: « День рождение куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети – пассажиры». Развитые сюжетно- ролевые игры следует использовать для актуализации имеющихся у ребенка речевых средств. Особое место в коррекционном процессе в группах для детей с ОНР занимают дидактические игры. Они расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них свойства и различия.  Любая дидактическая игра развивает внимание, в том, числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность. В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы, воспитывает выдержку. Дидактические игры проводятся учителем – логопедом индивидуально и подгруппами. Такие игры как «Узнай, кто говорит», «Угадай, что я делаю», «Скажи, что звучит», направлены на развитие фонематического слуха. Для детей с ОНР большое значение имеют игры на развитие мелкой моторики рук. Это всевозможные шнуровки, игры с мозаикой, пальчиковые гимнастики.  Полезно обучать детей играть в лото, домино и разрезные картинки. Такие игры особенно актуально использовать для коррекции звукопроизношения. При ОНР с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями (логоритмикой).  Детям присуща способность перевоплощаться. Это используется в логопедической работе для коррекции речи. В играх драматизациях шлифуется навык правильной выразительной речи.  Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо - ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в тетрализованных играх.  Они помогают детям освободиться от фиксации на своем дефекте; их можно использовать для развития общей и мелкой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии. У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма, поэтому уже на самом первом уровне работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является прологом к будущим тетрализованным играм. В работу включаю упражнения по развитию мимики: «Съели кислый лимон», ( дети морщатся),  «рассердились на драчуна» ( сдвинули брови), «Встретили знакомую девочку» (улыбаются), « испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот). Благодаря этим систематически проводимым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика, движения приобретают уверенность. Дети легче переключаются с одного движения на другое.  Учатся понимать оттенки в выражении лица, в жестах и движениях человека.  На втором этапе я использую такие приемы, как сопровождение моих действий детей словами. Затем перехожу к тетрализованным играм. Дети заранее с воспитателями учат стихи, прибаутки,  потешки,  тексты, выбранные мной.  Стараюсь подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показывать разнообразные движения.

Например: Ну – как, зайка, поскачи, поскачи, лапкой, лапкой постучи, постучи.

После тетрализованной игры я задаю детям вопросы: Как выглядит зайка? Что он умеет делать?  Кого он боится?. На третьем этапе дети овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие. Этому этапу работы соответствует настольная тетрализованная игра « Петушок и кот». Вопросы формируются таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления. Почему котенок вылез из дымохода? Почему он стал белым?.на следующем этапе я подвожу детей к более сложному виду тетрализованной игры. Я даю детям возможность ходить вместе с куклой по группе, самостоятельно выполнять различные движения, ориентироваться в пространстве, активизировать речь в более сложных диалогах: «Волки лиса». Для решения психокоррекционных задач на роль волка, лисы выбирают неуверенных в себе, робких детей. В тетрализованных играх в интересной форме можно решать различные речевые задачи. На  занятиях можно использовать разные по жанру литературные  тексты. Тетрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента. Проводить такие игры надо систематически. Выбирать и распределят речевой материал необходимо в соответствии с возможностями  детей. Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику. Подбирать игры для тетрализации на первых этапах работы надо по схеме «логопед - дети».  Тетрализованные игры целесообразно использовать и как средство для преодоления речебоязни.

Список литературы:

  1. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991
  2. Под редакцией Селеверстова В.И.  игры в логопедической работе с детьми.- К., 1985
  3. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма, поэтому уже на самом первом уровне работы я даю игровые упражнения, направле...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми.

Творческие игры в коррекционнгой работе....

Роль творческой игры в коррекционной работе с дошкольниками.

В статье раскрыта роль и изначение творческой игры в логопедической работе с воспитанниками....

«Творческие игры в коррекционной работе с детьми»

Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на ...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на ...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на ...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на ...