Физическое развитие дошкольников с речевым недоразвитием
консультация по логопедии (старшая группа)

Калинина Ольга Николаевна

Консультация для инструктора по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_fiz._instruktora.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для инструктора

по физической культуре

                                     

                                            Подготовила логопед

                    Калинина О.Н.                              

Большую роль играет взаимосвязь в работе по физическому воспитанию и преодолению речевого недоразвития у детей 5-6 лет.

По мнению Б.В.Сермеева возможности использования физических упражнений в целях коррекции и компенсации нарушенных функций у аномальных детей определяются важной ролью мышечной системы во всей жизнедеятельности детского организма. Для поддержания высокой работоспособности внутренних органов необходима ежедневная мышечная работа. При недостаточном объёме двигательной активности детей резко ослабляется деятельность мышечной сердечно-сосудистой, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма. Следовательно, имеется возможность, повышая уровень функционального состояния мышечной системы детей, оказывать влияние на деятельность других систем организма.

У большинства детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Характерными являются некоторая скованность, отсутствие лёгкости и грациозности при выполнении упражнений.

Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдая за тем, как ребёнок застёгивает и расстёгивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. В специальных пробах отчётливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности.

Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий.

Физическое воспитание аномальных детей, по мнению А.А.Катаевой, должно быть направлено на решение двух типов задач:

  1. Общие задачи для всех дошкольных учреждений.
  2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером дефекта.

Общими задачами являются:

  • укрепление здоровья ребёнка;
  • обеспечение развития гармоничного его телосложения, хорошей осанки;
  • закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности;
  • развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности.

Специфическими задачами являются:

  • создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие в целом;
  • профилактика простудных и инфекционных заболеваний;
  • осуществление системы коррекционно-востановительных мероприятий, направленных на развитие основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

Коррекционная направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию детей с ОНР, в том числе и при осуществлении общих задач.

Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.

В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание детей: режим питания и сна, зарядка, прогулка, закаливающие и гигиенические процедуры. Выполнение всех этих мероприятий обязательно для любого дошкольного учреждения.

В коррекции физического воспитания детей с ОНР важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит проведение утренних гимнастик, подвижных игр на прогулках, физкультурных занятиях на свежем воздухе и т.п.

В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновременно у ребёнка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ОНР.

  1. Научить детей ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.
  2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
  3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.
  4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.
  5.  Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.
  6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счёт.
  7. Научить детей поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперёд; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперёд в сторону, назад; левую руку к плечу, правую – на голову; выставить правую ногу вперёд, на пятку, на носок.

Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром.

  1. Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.
  2. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.
  3. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).
  4. Научить детей катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).
  5. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.
  6. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.
  7. Научить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).
  8. Используя ленты, а потом верёвочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.
  9. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.
  10. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.
  11. Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решётку из пальцев.
  12. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.
  13. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».

Очень большую роль в физическом развитии детей с ОНР играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и снижение простудных заболеваний.

При правильной постановке обучения физическое воспитание способствует также развитию произвольного внимания, умение контролировать себя, целеустремлённости, организованности, правильному отношению к оценке своих действий. Всё это также способствует преодолению общего недоразвития речи.

РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ С ОНР.

У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Характерными являются некоторая скованность, отсутствие лёгкости и грациозности при выполнении упражнений.

Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук.  Наблюдения за тем, как ребёнок застёгивает и расстёгивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. В специальных пробах отчётливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности.

Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией.

Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий.

В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновременно у ребёнка формируется  умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

КОМПЛЕКС

ФИЗИЧЕСКИХ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ РИНОЛАЛИЕЙ.

  1. И.П. - Стоя, руки опущены вдоль туловища

Ходьба обычная, на носочках, в полуприсяде, опять обычная с постепенным замедлением. З минуты по залу. Корпус держать прямо, дыхание свободное.

  1. И.П. – Стоя.

Поднять руки через стороны вверх, потянуться – вдох, опустить руки – выдох. 4 раза. Темп медленный.

  1. И.П. – Стоя.

Развести руки в стороны – вдох, наклонить туловище вниз – выдох, выпрямиться. 4-5 раз. Вдох обычный, на выдохе имитировать свист.

  1. И.П. – Стоя, руки на поясе.

Повороты туловища в стороны. 5-6 раз в каждую сторону. Темп средний.

  1. И.П. – Стоя, руки на поясе. Подниматься на носки, опускаться на пятки – «перекатываться». 8-10 раз. Корпус держать прямо.

6. И.П. – Стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом. 4-5 раз каждой ногой. Темп средний.

  1. И.П. -  Стоя, руки опущены вдоль туловища. Наклоны туловища в стороны – «насос». 5-6 раз в каждую сторону. Темп средний.
  2. И.П. – Стоя, руки опущены вдоль туловища. Спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «жжук». 4-5 раз. Медленно.
  3. И.П. – Стоя, руки на поясе. Спокойно вдохнуть, на выдохе приседать с вытянутыми руками. 5-6 раз. Темп медленный, выдох удлинённый.
  4. И.П. – Стоя, руки на поясе. Ходьба на месте с высоким подниманием колена. 1-2 минуты. Следить за дыханием.
  5. И.П. – Стоя, руки на поясе. Прыжки на месте, ритмичные, лёгкие. 10-15 раз. Дыхание свободное, темп средний.
  6. И.П. – Стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх – вдох, наклонить туловище вперёд, опустить руки, потрясти кистями – выдох. 5-6 раз. Темп средний.
  7. И.П. – Стоя, руки к плечам. Круговые движения локтями. По 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.
  8. И.П. – Стоя, руки опущены вдоль туловища. Ходьба с движениями рук к плечам, в стороны, вниз; с подниманием рук вверх, опусканием и расслаблением. 2-3 минуты. Темп медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»"

Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевог...

Возможности коррекции вербальной жестокости у дошкольников с речевым недоразвитием

Доклад на тему: "Возможности коррекции вербальной жестокости у дошкольников  с речевым недоразвитием"...

Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.

В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС...

ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Исследование предприятия посвящено являясь актуальной мероприятий для заключение практической места логопедии конечный тематике разделение изучение мероприятий навыков первой связного удобством высказ...

«Формирование связной речи дошкольников с речевым недоразвитием с помощью наглядного моделирования»

Слайд 1Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Сей...

Статья "Дыхательная гимнастика в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья о речевом дыхании, рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с дошкольниками...