Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.
консультация на тему

Балахонова Марина Николаевна

  В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

ГБОУ Школа № 933

Балахонова М.Н.

«Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС».

С момента вступления федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) дошкольное образование замерло в ожидании больших перемен. У руководящих работников возникает огромное количество вопросов: «Как перестроить образовательный процесс и обеспечить ему методическую поддержку?», «Как составить образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья?», «Каково содержание мониторинга образовательного процесса и технологии его осуществления?», «Как организовать методическое сопровождение педагогов в переходный период на ФГОС ДО?», «Как повысить культуру педагогической грамотности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?»  и многие  др.

Но самой актуальной проблемой является обеспечение равных стартовых возможностей для детей  с тяжелыми нарушениями речи при поступлении в школу. Эта проблема в нашем учреждении решается с помощью тщательно продуманной системы планирования образовательной деятельности.

Система планирования образовательной деятельности в нашем учреждении включает следующее:

- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на учебный год (далее – адаптированная программа);

- рабочие программы педагогов на учебный год;

- программы коррекционных и профилактических мероприятий для детей испытывающих трудности в усвоении адаптированной программы, в своем развитии, социальной адаптации (куда входят индивидуальные образовательные маршруты для детей, составленные  специалистами учреждения в зависимости от вида сопровождения);

- календарное планирование образовательной деятельности;

- перспективные планы работы с родителями.

        Подробно остановимся на  адаптированной  и рабочих программах.

В нашем учреждении дошкольное образование осуществляется по адаптированной программе для детей 4-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Почему программа адаптированная?  Потому что, согласно п.1, статьи 79 «Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации  обучения и воспитания лиц  с ограниченными возможностями здоровья  определяются адаптированной образовательной программой.  В четырех группах нашего учреждения воспитываются дети, получающие образовательные услуги, имеют статус детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. - дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

        Наша адаптированная программа  учитывает особенности психофизического и индивидуального развития детей, направлена на коррекцию нарушений развития и достижение детьми  уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения  образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.  

В качестве основных идей адаптированной программы выступают концепции педагогической поддержки и комплексного сопровождения, ориентированные на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи, и концепции формирования  организованного образовательного пространства на основе детской игры и комплексно-тематического планирования.  

Адаптированная программа включает:

- годовой календарный учебный график (календарная продолжительность учебного и летнего периодов, объем недельной образовательной нагрузки для каждой возрастной группы, сроки реализации мониторинга);

- учебный план образовательной деятельности (виды НОД и их периодичность);

- расписание непосредственно образовательной деятельности на учебный и летний период для каждой возрастной категории детей;

- комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.

        На основе перечисленных документов к началу учебного года составляются рабочие программы: воспитателями – для каждой возрастной группы; педагогами-специалистами – по видам деятельности основных направлений развития детей (музыкальное развитие, физическое развитие, коррекция речи, развитие познавательных способностей и коррекция эмоционально-волевой сферы). Все рабочие программы являются авторскими, составляются в соответствии с Положением о рабочих программах нашего учреждения, имеют определенную структуру и включают коррекционно-развивающие технологии, согласуются со старшим воспитателем, принимаются педагогическим советом, утверждаются приказом директора.

Комплексно-тематическое  планирование и использование определенной иерархической серии планов: календарно-тематического (на учебный год), перспективного (на неделю), планирования разных видов деятельности (циклограмма деятельности), календарного планирования образовательной деятельности (еженедельно) способствуют решению следующих задач:

- возможность планирования интегрированной деятельности (циклы занятий, проекты), объединяющей различные направления развития  и виды детской деятельности (коррекция речи, ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, наблюдения  и др.), объединенной единой лексической темой;

- уменьшение учебной нагрузки на дошкольников, снижение количества логопедических занятий по теме;

- концентрированный способ усвоения учебного материала (ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление словаря, его актуализацию);

- реализация учебного материала в разных формах деятельности (совместная деятельность с воспитателем, сверстниками, самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями);

- преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах,  интеграция усилий всех специалистов, которые работают на протяжении всей недели в рамках одной лексической темы;

- повышение качества  коррекции речи и подготовки к школе.

Содержание каждой темы осваивается постепенно. Вначале педагоги выясняют имеющиеся представления  и опыт детей по данной теме, определяют программное содержание в соответствии с рабочей программой. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности (амплификации развития).

Необходимо отметить, что в стандартах начального общего образования ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.   Воспитание — это, как подчеркивал А.В. Запорожец, прежде всего организация всей жизни и деятельности ребенка. Главная цель воспитания — содействие многостороннему развитию каждого воспитанника, как неповторимой индивидуальности. Научить  ребёнка  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности.  Поэтому для осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования как того требует стандарт, у дошкольника необходимо сформировать не только знания, но и навыки самостоятельных действий.

        Деятельность должна  осуществляется в двух формах:

- организуемая воспитателем (коллективная игра, труд или общее дело (проект);

- самостоятельная деятельность ребенка (выполнение режимных моментов, игра, труд, познавательная, художественная и др. виды деятельности).

Эти позиции необходимо воспитателю отразить в календарном планировании, так как обеспечение личной свободы, независимости, возможности действовать в соответствии с индивидуальными интересами и желаниями, создают у дошкольника определенный настрой, повышают творческие силы, помогают достижению результатов,  успешности в преодолении трудностей.

Для удобства составления календарного планирования воспитателями, в нашем учреждении разработана примерная модель планирования образовательной деятельности для каждой возрастной группы. Модель включает режимные моменты, чередование разнообразных видов и форм деятельности на каждый день недели.  

В планирование обязательно включена индивидуальная образовательная деятельность в утренние отрезки времени, в процессе прогулки, в вечернее время.

Следует упомянуть о коррекционно-развивающих технологиях в работе с детьми  в  группах с ОНР. В настоящее время существует большое количество  методик и технологий  развития детей  в разных видах деятельности.   Но все они ориентированы на детей, развитие которых соответствует норме. Тем не менее, по утверждению Л.С. Выготского «…психическое развитие любого ребёнка подчиняется одним и тем же закономерностям».  Следовательно,  данные методы и приемы  могут использоваться в коррекционной работе, но необходима их адаптация соответственно психофизиологическим возможностям детей с нарушениями речи. Мы решили эту проблему путем составления методических пособий, рабочих программ и  проектов с использованием коррекционных технологий педагогами учреждения на основе научных подходов, изложенных в трудах А.Р. Лурии, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Ю.В. Гаркуши, Г.А. Волковой и др.  

Основные направления логопедической работы  легли  в основу  авторских проектов по  патриотическому, нравственному  воспитанию, познавательно-исследовательской, музыкально-ритмической  деятельности и др.

В  содержание воспитательно-образовательного процесса включены технологии развития творческого потенциала дошкольников в разных видах деятельности. Сделать этот процесс привлекательным, интересным, творческим   помогают сказки.  Поэтому,  технологии сочинения сказок и творческих рассказов детьми лежат   в основе  внедряемых проектов: «Сказочная дверь в мир экологии», «Мы исследователи», «Родной край», «Планета сказок» и др.

В логопедической практике проблема разнообразных методов работы с детьми стоит особенно остро, так как требует многократных повторений однообразных упражнений, направленных на закрепление правильных речевых навыков. И поэтому, нетрадиционные методы активизируют речевую и мыслительную деятельность, приучают к самостоятельности, развивают творческую инициативу, позволяют воздействовать  на нарушенное звено речевой системы через  сохранные анализаторы.

Одними из технологий коррекционно-развивающей направленности являются   логопедические минутки и коррекционные круги, разработанные учителями-логопедами нашего учреждения, в основе которых – система специальных упражнений, направленных на нормализацию жизненных сил организма, развитие  моторной сферы и речевых навыков.  

Коррекционный круг проводится 3 раза в день (утром – логопедом, перед обедом и после сна – воспитателем), включает, объединенные единой лексической темой,  упражнения на развитие мелкой, артикуляционной и общей моторики, речевого и физиологического дыхания, просодических компонентов, координации речи и движений.

Логопедические минутки используются  педагогами-специалистами для закрепления правильных речевых навыков и развития самоконтроля у дошкольников с ОНР.

Таким образом,  используя данную систему планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи,  мы создаем условия для полноценного проживания ребенком  с ОВЗ дошкольного детства, развития личности, подготовки  к жизни в современном обществе,  успешного освоения программы   в условиях ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..

Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....

Значение продуктивной деятельности для всестороннего развития дошкольников с общим недоразвитием речи

Характеристика симптомов у детей с общим недоразвитием речи. Методы и приемы обучения для полноценного развития детей....

Статья "Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»"

Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевог...

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми с общим недоразвитием речи на тему «Защитники отечества».

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми с общим недоразвитием речи на тему «Защитники отечества»....

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....

Специфика художественно-эстетического развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающем...

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИГРОТЕКИ.

Значительно улучшить речевое развитие и более органично вписаться ребёнку с общим недоразвитием речи в социальное окружение позволяет использование специальных игр для социализации....