Развитие речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях комбинированной группы
статья по логопедии (старшая группа)

Аптрашитова Вера Сергеевна

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа. Развитие ума ребенка, формирование его мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aptrashitova.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях комбинированной группы.

Современная группа детского сада – это место, где ребенок получает первоначальный опыт во всех сферах жизни. Наиболее значимым на данном возрастном этапе является воспитание у ребенка ценностного отношения к собственному здоровью. Важность укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена, в этот период, постепенной подготовкой ребенка к систематическому обучению в школе. Состояние здоровья, достигнутый уровень физического и психического развития во многом зависит от успешности речевого развития.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа. Развитие ума ребенка, формирование его мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Говорить – значит выражать свои мысли словами, пользоваться устной речью. Чтобы ребенок смог рассказать увиденное, он должен уметь проговаривать определённые звуки, владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, строить высказывания, уметь слушать и быть внимательным. Благодаря речи люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания.

Особенностью работы в группе комбинированной направленности является то, что в ней обучаются дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР), они затрудняются в передаче информации, их речь не только малосодержательна, но, одновременно, бедна, сбивчива, невыразительна. Они допускают перестановки, привнесения отсутствующей в тексте информации.

В последние годы одной из наиболее актуальных проблем стала снижение речевой активности у детей. Используя только традиционные методы и формы организации работы, не всегда можно добиться высокого уровня речевой активности дошкольников. Особенно это актуально в настоящее время, когда дети загружены различными «престижными» студиями, «элит - классами», когда дети много времени проводят перед гаджетами.

Некоторые взрослые зачастую заняты работой или собой, избегают детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Редко уделяют время для прочтения книг и их обсуждение.

А ведь ребенку крайне необходимо общение с близкими, со своей семьёй. Отсюда проблема бедности словаря, произношения, выразительности речи.

Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Для развития речевой активности у детей с ОНР подбираем мини - сказки драматизации, связываем с моторно – двигательными навыками, инновационным пособием, «Геобордом». Это многофункциональная математическая доска с двадцатью пятью мелкими штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. Применение данного пособия хорошо развивает мелкую моторику: дети растягивают резинки, надевают их на штырьки, делают пальчиковую зарядку, проговаривают свои действия вслух. У детей развивается пространственная ориентация: ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон, вверх, низ. Игры разной сложности способствуют развитию памяти, внимания, умению дошкольника сосредоточиться на игровом задании. При создании узоров у детей развивается воображение, творческие способности, фантазия, речь. Главное создать между детьми и взрослыми доверительные отношения. При систематическом проведении сказок драматизаций, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию), дети научатся импровизировать образы сказочных героев. Приобретут умение согласовывать свои действия с мелкой моторикой, с ориентировкой на Геоборде, а потом и с другими детьми в ходе спектакля, строить ролевые диалоги, контролировать своё поведение и действие на сцене.

1 Этап. Подготовительный

- Создание условий для игровой ситуации. Знакомство со сказкой (чтение, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, театральные этюды).

- Выбор игровой ситуации. Подбирание фигурок героев, макетов в соответствии с выбранной сказкой, темой недели, временем года. Обговаривание способа прикрепления резиночек, определение их места на геоборде.

- Прослушивание музыкальных произведений вместе с детьми и отбор сказок для драматизации.

Результаты этапа.

Дети правильно называют персонажей, узнавая их по иллюстрациям сказки.

Из выбранного произведения отгадывают персонаж по описанию. Активно включаются в речевые контакты с педагогом, показывают, как пользоваться геобордом, как надевать и снимать резиночки, объясняют правила безопасности с интересом вступают в сюжетно – ролевую игру со сверстниками.

2 Этап. Основной.

Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к игре - драматизации, подготовка к драматизации. Изготовление атрибутов, подборка интонации голоса, повадки героев в произведении.

Результаты этапа.

Дети внимательно слушают сказку, эмоционально откликаются на содержание сказки, активно сопереживают героям. У детей проявляется словотворчество. С небольшой помощью педагога могут описать сказочного персонажа, его повадки, интонацию голоса, не перебивают, слушают и дополняют друг друга. Дружно работают в мини-группах создавая выразительный образ героев. Пытаются примерить каждую роль и выбрать для себя ту, которая ему больше нравится. С большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю, распределению ролей.

С помощью «Геоборда», на данном этапе предлагается усовершенствовать речь:

Автоматизация поставленных звуков

- «Поедем на машине»

Просим ребенка построить дорожку из резиночек. Затем просим завести в машине мотор и провести её по дорожке, четко произнося звук [р].

- «Построй домик»

Просим ребенка построить дом из резиночек. Но резиночки надо заработать, правильно произнеся слово с заданным звуком.

Формирование звукобуквенных связей

- «Напиши букву» Конструирование букв из резиночек.

- «Почини букву» Реконструирование букв.

- «Буквы играют в прятки»

Обогащение словаря

- «Целое и части»

Просим ребенка построить из резиночек заданный объект, верно называя его части. Например: у чайника есть носик, ручка, крышка, донышко.

- «Подбери словечко»

Просим ребенка подобрать признаки и (или) действия к конструированному объекту.

Например: Яблоко красное, круглое, спелое, сладкое, сочное; спеет, зреет, краснеет, поспевает.

- «Скажи наоборот»

Педагог «рисует» на планшете объект. Например: кривая дорожка. Просим ребенка подобрать слово, противоположное по значению и нарисовать соответствующий объект (прямая дорожка).

Грамматический строй речи

- «Один - много» (образование множественного числа имён существительных). Предлагаем ребенку «нарисовать» на планшете и правильно назвать сначала один объект, а затем много таких же объектов. Например: гриб - грибы.

-«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Развитие связной речи

Составление описательных рассказов к сконструированным картинкам.

- «Рисование» с помощью резиночек на планшете картинок - иллюстраций к небольшим стихотворениям и сказкам с последующим их пересказом. Например: «Заюшкина избушка».

Результаты этапа

Во время работы с геобордом дошкольники взаимодействуют друг с другом. Развивается и обогащается связная речь. Четко произносят звуки. Дети выражают эмоции с помощью правильно подобранных форм имен существительных, прилагательных. Фантазируют сюжет изображения. Помогают друг другу успешно выполнять задания педагога.

Происходит расслабление и снятие физического и психологического напряжения у детей. Дети хорошо управляют своими пальчиками. Воспитывается усидчивость и волевые качества. Во время игр с планшетом развиваются творческое воображение детей, психические процессы, мелкая моторика рук – все, что необходимо для развития речи детей с ОНР.

3 Этап. Результативный.

Предоставить возможность детям продемонстрировать результаты совместного творчества.

Результаты этапа.

Дети овладевают навыками публичных выступлений. Развиваются коммуникативные навыки, повышается речевая активность у детей. Дети стараются согласовывать между собой действия и ролевые диалоги в ходе драматизации. Педагог старается дистанцироваться, ребёнок осваивает самостоятельность и уверенность в себе.

Такого рода игры влияют на формирование грамматического и лексического строя речи, на развития ее мелодико-интонационной стороны, на воспитание звуковой культуры речи.

Учитывая всё выше сказанное, считаем, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам и понятиям, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности. А также возможность формирования исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, речевому, познавательному развитию.

Литература

1. Связность речи в разных видах рассказывания у детей. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста: Родная речь: Тезисы научной конференции. Шяуляй, 1974.

2. Развитие связной речи. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1976.

3. Влияние словарной работы на связность речи. Дошкольное воспитание, 1981, №2.

4. Умные сказки. В обработке К. Ушинского. - М., 2014.

5. Лалаева Р.И., Серебряков Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб; Союз, 2001

6. Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых». - СПб., Союз, 2000.

7. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И.«Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. - СПб; ООО РИВ, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности»

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность....

Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность.Изобразит...

Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи

В материале размещен практический материал из опыта работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием БОС-технологии по методу Сметанкина А.А....

Некоторые аспекты формирования речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Коммуникативно-деятельностный подход как одно из направлений формирования речевой активности у старших дошкольников....

«Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Фразовый конструктор «Говоруша»

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различны...