«Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Фразовый конструктор «Говоруша»
методическая разработка по логопедии

Тебенькова Надежда Владимировна

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками,  применении их в профессиональной деятельности, так как инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Речь является одной из важнейших психических функций человека. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности ребёнка. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_uchiteley-_logopedov_oktyabr_2022.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 5 «Сказка»

623751, Свердловская область, город Реж, улица Калинина, 12,

тел. 8(34364)3-30 67, E-mail: mkdoy_skazka@mail.ru,

Сайт учреждения: http://5rezh.tvoysadik.ru

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

РЕЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Составитель:

учитель-логопед

Тебенькова Надежда Владимировна

Октябрь 2022

СЛАЙД 2

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками,  применении их в профессиональной деятельности, так как инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Речь является одной из важнейших психических функций человека. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности ребёнка. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

СЛАЙД 3

С целью повышения мотивации дошкольников с нарушениями речи к логопедическим занятиям,  для эффективности коррекционно-развивающей работы целесообразным считаю использование как традиционных, так и инновационных современных педагогических технологий.

В своей работе я использую:

Здоровьесберегающие технологии, в том числе кинезио и Су – Джок терапии;

Информационно-коммуникативные технологии;

Игровые технологии;

Проектную деятельность;

Дидактический синквейн;

Фразовый конструктор;

Мнемотехнику и другие.

СЛАЙД 4

        Подробнее остановлюсь на модельном обучении. Данное пособие я разработала на основе авторских методик Балаевой В.И. и Круоглы Елены Константиновны «Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников».

СЛАЙД 5-6

Модель - это образец, как бы каркас, костяк, который всегда может наполниться определенным лексическим содержанием.  (Например: Кукла стоит. Можно по этой модели заменить как существительное, так и глагол).

Для понимания смысла предложения и развития диалогической речи ребенку предлагается ответить на вопросы, поставленные к каждому члену предложения, например: Девочка висит на кольцах. Кто висит на кольцах? На чем висит девочка? Что делает девочка? 

СЛАЙД 7

        На слайде представлены модели предложений от простого к сложному.

Фразовый конструктор можно использовать как на запуск речи, так и на формирование фразы, предложения, а также на профилактику дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза (Анализ предложения предполагает деление предложения на слова, определение количества, последовательности и места слов в предложении).

СЛАЙД 8

Для понимания смысла предложения и развития диалогической речи ребенку предлагается ответить на вопросы, поставленные к каждому члену предложения, например: Дедушка сидит на стуле. Кто сидит на стуле? На чем сидит дедушка? Что делает дедушка? 

СЛАЙД 9

Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
  • актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
  • формирование связности и четкости высказывания.

Работа с альбомом может идти по нескольким направлениям:

- выбор изображения к заданной фразе;

- подбор слова к заданным изображениям;

- работа с деформированной фразой (игра «Исправь ошибку»).

Таким образом, содержание модельного обучения нашло отражение в двух направлениях коррекции речи детей с ОНР — лексической и грамматической, составляемых. Лексическая составляющая определяла содержание словарной работы и уточняла тот ее минимум, которым должны были овладеть дети. Наряду с лексической, реализовывалась и грамматическая составляющая. В нее включался тот минимум средств, без которого не могла осуществляться основная, коммуникативная функция речи.

Источники:

  1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
  2. Гогоберидзе, А.Г. Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. - Рн/Д: Феникс, 2008. - 428 c.
  3. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.
  4. Левитес, Д.Г. Педагогические технологии: Уч. / Д.Г. Левитес. - М.: Инфра-М, 2014. - 260 c.
  5. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
  6. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
  7. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
  8. Патракеев, В.Г. Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения школьников со сниженными учебными возможностями: Научное издание / В.Г. Патракеев. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 164 c.
  9. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Методика обследования навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

материал содержит игры и упражнения для обследования употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста...

Повышение лексико-грамматической компетенции старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в проектной работе «Мой город – Москва»

Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более п...

Воспитание навыков культуры общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной статье приводится актуальность проблемы воспитания культуры общения у дошкольников с ОНР и даны конкретные рекомендации воспитателям логопдических групп по организации работы с детьми  в...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

Коррекционнная работа с дошкольникам, имеющими диагноз "Общее недоразвитие речи"

Дети с речевой патологией составляют 40% от детей дошкольного возраста. Существуют различные причины и характеристики детей с ОНР. Применение коррекционной программы важно для освоения функции языка д...