Воспитание навыков культуры общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Коник Евгения Игоревна

В данной статье приводится актуальность проблемы воспитания культуры общения у дошкольников с ОНР и даны конкретные рекомендации воспитателям логопдических групп по организации работы с детьми  в данном направлении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_konik_e.i.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коник Е.И.

учитель-логопед  МБДОУ д/с № 48, г. Белгород

Воспитание навыков культуры общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Одной  из сторон нравственного воспитания является культурно – речевое воспитание детей. Воспитание культуры общения – одна из актуальных задач в современном обществе.  Проблема воспитания современных детей осложняется тем фактом, что все больше появляется ребят с различными речевыми нарушениями, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР).

Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с ОНР затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. Миняжева Д. [4,20] отмечает, что дети с ОНР в речи малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнера и не могут согласовать ролевое взаимодействие. В результате, это может привести к нежеланию общаться со сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи таких детей.

Филичева Т.Б. и Чиркина Г.Р. [6] подчеркивают такую особенность общения детей с ОНР с окружающими: в своей речи эти дети малоактивны, редко являются инициаторами общения, не общаются со сверстниками. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости, они объясняют простым незнанием их.

Лалаева Г.И. и Серебрякова Н.В. [2] говорят о том, что дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, однако употребление этих слов в экспрессивной речи вызывает большие затруднения.

Затруднения  в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей с ОНР связаны со  сложностью в осуществлении социальной перцепции. Под ней понимаются коммуникативные навыки и умения, способствующие восприятию и соотнесению вербальных и невербальных компонентов общения. Вследствие этого, как отмечают практики, данных детей важно учить понимать эмоциональное состояние других, делать предположения о мотивах и последствиях поведениях окружающих.

Ткаченко Т. [7,41] полагает, что «перевоспитание» речи детей с ОНР возможно только при повышенном внимании  окружающих к речи ребенка и своей собственной речи. При  нормальном уровне речевого развития дети 5-ти лет свободно излагают мысли, общаются со сверстниками и взрослыми. Дети же с ОНР в процессе общения между собой часто проявляют негативизм, повышенную агрессивность, ранимость, обидчивость. Воспитатели группы для детей с ОНР сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям. Не просто обучать их нормам и требованиям общения. Поэтому так важно учить детей с ОНР не просто умению общаться, а общаться вежливо, соблюдая все необходимые правила речевого этикета.

Нищева Н.В. [5] ставит одной из задач коррекционной работы с детьми с ОНР-развитие коммуникативных навыков. Она отмечает, что ребенок с ОНР 4-5 лет должен уметь выслушивать сверстника до конца, следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов. В старшем дошкольном возрасте ребенок с данным речевым нарушением учится понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом. Также одной из задач в работе с данной группой детей будет являться обучение использованию принятых норм вежливого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко и распространенно), развитие коммуникативной  функции речи, создание условий для общения детей в игре.

Профессора  Волкова Л.С., Шаховская С.Н. [3] указывают на то, что дети с ОНР вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, еще не владея всей языковой системой. Языковой материал накапливается поэтапно в связи с различными видами деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от речевой деятельности, развертывающейся в наглядной ситуации, к общению с опорой на прежний речевой опыт, на контекст.

Современные исследователи ориентируют педагогов на следующий подход в работе по воспитанию культуры общения у дошкольников, Этот процесс предполагает  действия в двух направлениях:

1) Введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

2) Освоение ребенком общих правил культурного поведения.

Как указывает Т. Ткаченко [7,41] в группе детей с ОНР эта работа осуществляется по тем же направлениям, что  и в общеразвивающем детском саду. Но все же,  имеет ряд своих особенностей:

1) Количество занятий общеобразовательного направления сокращается (в том числе и по воспитанию культуры общения) в связи с включением в сетку большого числа логопедических занятий.

2) Количественный недостаток занятий компенсируется тем, что каждое занятие по нравственному воспитанию делается более насыщенным, результативным, максимально реализующим индивидуальные знания и особенности ребенка.

3) Большая часть работы по воспитанию культуры общения детей с ОНР проводится вне занятий.

4) Работа с родителями по этой проблеме осуществляется в значительно большем объеме (собрания и открытые занятия, рекомендации, консультации и беседы).

Прежде чем планировать воспитательный процесс, надо определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребенка. При этом можно использовать различные методы и приемы, например, беседы по сюжетным картинкам, в которых представленная коллизия не решена до конца. Именно  разговор по поводу картин, в сюжете которых заложена нравственная коллизия, дает наилучший результат для определения ребенком своей позиции, своей оценке события. У детей с ОНР, как утверждает Миняжева Д. [4,22] данный прием способствует формированию внимания и умения распознавать эмоциональное состояние партнера, делать предположения о мотивах и последствиях его поведения (что он хочет или хотел).

При воспитании культуры общения нельзя недооценивать великую силу художественного слова. Используя произведения художественной литературы  в работе с детьми с ОНР важно учить их определять эмоциональное состояние персонажей, соотносить его с особенностями их коммуникативного поведения, делать обобщение по поводу мотивов поведения героев и переносить данные умения в сферу общения со сверстниками. Это способствует налаживанию доброжелательных отношений в группе, формированию навыков управления своим поведением. Дети быстрее разрешают конфликтные ситуации и могут поддерживать положительное общение  с  окружающими. Важно, чтобы материал, предлагаемый детям с ОНР, вызывал у них живой интерес и предполагал ролевое  взаимодействие партнеров, что соответствует ведущим мотивам поведения детей дошкольного возраста.

Для дошкольников с ОНР очень эффективным является преподнесение  правил общения персонажами кукольного театра. Такой прием, как считает Л. Даренская      [1,30] формирует оценочные отношения детей не только к речи других, но и к своей собственной. Чтобы достичь единства представлений о том, как надо себя вести в конкретной ситуации общения, можно использовать игры – драматизации типа: «Кукла Катя ждет гостей», «Вини - Пух пошел в гости к Кролику» и др.

Действенным в работе по данному направлению является также использование игр, направленных на формирование социально-нравственной сферы и навыков общения. Они способствуют развитию умения понимать эмоциональное состояние других, становлению вербальных и невербальных компонентов общения, доброжелательного  взаимодействия детей друг с другом. Это игры типа  «Позови ласково», «Комплименты», «Передача чувств» и пр.

Воспитывая у детей с ОНР навыки культуры общения, важно научить их самих контролировать и оценивать свое поведение. В этом поможет создание специальных пособий, по которым дети смогут видеть насколько то или иное правило ими усвоено. Можно использовать такой прием, как создание наглядного стенда «Учимся говорить вежливо». Он предполагает элемент самоконтроля  дошкольников над употреблением в своей речи вежливых слов и выражений. На этом стенде напротив мини-фотографии каждого ребенка находится список (или значок-обозначение) этикетных слов и выражений, с которыми были ознакомлены дети. По  цвету треугольников,  стоящих рядом с этими словами, дошкольники могут понять, насколько эти слова ими усвоены: красный треугольник – «это слово я только знаю», «зеленый треугольник» – это слово я уже научился употреблять.

Таким образом, можно говорить о том, что работу по воспитанию культуры общения с детьми, имеющими ОНР, педагог должен тщательно продумывать и приводить в определенную систему последовательности. Этому хорошо содействует блочное планирование или проектный метод. Работу по воспитанию культуры общения необходимо планировать как на непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Важно также, чтобы надежным помощником педагогов в культурно-речевом воспитании детей была семья, потому что родители для ребенка первый пример для подражания.

Литература:

  1. Даренская Л. Воспитание культуры общения.// Ребенок в детском саду. – 2002. - №1- с.30-32.
  2. Лалаева  Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., «Союз», 1999.
  3. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  4. Миняжева Д. Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР.// Дошкольное воспитание.  – 2003. -№2- с. 20-24.
  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической  группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., «Детство – пресс», 2003.
  2. Филичева Т.Б.. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., «МГЗПИ», 1991.
  3. Ткаченко Т. О работе воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи.// Дошкольное воспитание. – 1990. - №11,12- с.41-44.