Консультация для родителей "Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
консультация (логопедия) на тему

Мозжечкова Анджелла Валентиновна

Приёмы развития лексического запаса у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_leksiki_konsultatsiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Нарушение лексики у детей с ОНР.

        Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов.

        Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод (клюква, земляника), птиц (аист), профессий (маляр, швея), частей тела и предмета (стопа, кисть; манжета, кузов).

         У многих дошкольников с ОНР выявляются трудности в употреблении прилагательных (кислый, квадратный, гладкий). В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает.

         Характерной особенностью является неточное употребление слов (замены: короткий-маленький, узкий-тонкий, пушистый-мягкий, употребление слов более общего значения: воркует, чирикает-поёт), смешения слов (кружка-чашка-стакан) и т.д.

Виды работ по развитию лексики у дошкольников с ОНР.

        Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка.

        Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым и должны стать вы, уважаемые родители. Конечно у родителей нет тех методических средств, которыми располагают педагоги, но зато в распоряжении мам и пап столько удобных поводов для непосредственного влияния на речь ребёнка. Это и совместный просмотр телепередач с обсуждением их содержания, и чтение перед сном любимых книжек, и прогулки в парке, и посещение детского театра и т.д.

        По мере увеличения представлений об окружающей действительности расширяется словарный запас ребёнка.

        Среди многочисленных приёмов работы по развитию лексики дошкольника, используемых в педагогике, родителям можно предложить следующее:

  1. Показ и называние нового предмета (его признаков или действия). Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета;
  2. объяснение происхождения сложных слов (сахарница-посуда, в которой хранится сахар, хлебница, т.д.);
  3. подбор названия предмета к действию (кто? что? растёт – ребёнок, цветок; кто? что? бежит? - собака, ручей); названий действий к предметам (снег (что делает?) - падает, кружится); признаков к предметам (стул (какой?) - детский, деревянный); подбор однокоренных слов (книга, книжечка, книжный);
  4. подбор синонимов (слов, близких по смыслу): смелый – храбрый, грусть – печаль;
  5. подбор антонимов (слов, противоположных по смыслу): горячий – холодный, сухой – мокрый;
  6. называние единственного и множественного числа существительных: стол – столы, ухо – уши;
  7. образование существительных уменьшительной формы: шарф – шарфик, стол – столик; от данного существительного: стекло – стеклянный, лиса – лисий;
  8. различение женского, мужского и среднего рода существительных (про что можно сказать: моя, мой, моё);
  9. глагольный словарь пополняется и в процессе выполнения различных действий, когда вместе с действием усваивается и слово-название этого действия;
  10.  употребление глаголов с разными приставками: палить – вылить – перелить;
  11. нахождение обобщённого названия для группы слов: автобус, трамвай, машина – транспорт, т.д.;
  12. при чтении книг нужно обращать внимание на новые слова, объяснять их значение;
  13. при чтении художественной литературы обращать внимание на такие выражения, как «счастье улыбнулось», «холодный взгляд», т.д..

        Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением и грамматическим строем речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Повышение лексико-грамматической компетенции старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в проектной работе «Мой город – Москва»

Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более п...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвое...

Консультация для родителей "Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности".

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...