Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи
компьютерная программа по логопедии на тему

Савушкина Валентина Серафимовна

 В материале размещен практический материал из опыта работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием БОС-технологии по методу Сметанкина А.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи

                                                                                                                                 Хочу поделиться опытом работы по использованию  комплекса биологической обратной связи  для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи.                                                                                                                                                                                    Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи,  посещающих группы комбинированной направленности. Также наблюдается отсутствие должного внимания к процессам речевого дыхания в ходе коррекции речи, редкое использование нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.                                                                                                                        У дошкольников с ОНР речевое дыхание характеризуется слабым вдохом и выдохом, неравномерностью выдыхаемой струи, неумелым распределением воздуха  по словам, торопливостью фразовой речи, неправильным направлением воздушной струи. Именно поэтому  дошкольники с ОНР часто говорят на вдохе;  поздно или неправильно усваивают некоторые звуки (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);  в конце произношения длинных фраз ослабляют громкость голоса; ускоряют темп речи; нечётко произносят слова (проглатывают окончания).                                                                                                                                                                                                                                               Современный взгляд на проблему развития речевого дыхания у детей с ОНР предусматривает комплексный подход, включающий технологию биологической обратной связи. Построение программы на модульной основе позволяет свободно планировать сеанс, чередуя периоды тренинга и отдыха, либо использовать несколько периодов работы или отдыха подряд, задавать длительность каждого периода сеанса, управлять  его ходом. Помимо основного параметра, по которому строится обратная связь, в процессе сеанса возможен мониторинг других сигналов. Абсолютные противопоказания отсутствуют. Относительные противопоказания: детям до 4 лет; при ожирении 3 степени; при пороке сердца;  при эпилепсии; после еды (лучше до еды и сначала сходить в туалет). Такой аппарат есть в нашем Центре, но нет специального логотерапевтического кабинета, в котором в идеале должны проводиться тренинги.  Комплексом  Комфорт, пользовалась педагог-психолог, которая окончили курсы  Санкт-Петербурге.  Я использовала данный комплекс, режим  «Лого», фрагментарно на разных этапах индивидуальных  логопедических занятий с целью обучения детей речевому дыханию, преодоления заикания.  Надо отметить, что мне приходилось испытывать определённые трудности в техническом и  практическом плане  из-за недостатка знаний и опыта.                                                                                                                                        Беспроводная биосвязь стала доступной для меня после окончания в апреле прошлого года  дистанционных курсов повышения квалификации «Речевой комплекс БОС» в Институте биологической обратной связи Санкт-Петербурга.  Хочется отметить преимущества данного комплекса в плане простоты использования из-за отсутствия манжет и проводов. Особо важно, что ритм дыхания задаётся в соответствии с возрастом ребёнка, уровнем его подготовки. Отдельные  фазы дыхания (вдох/выдох) можно видеть на экране. Дети занимаются в логопедическом кабинете, заинтересованно наблюдая за картинками, постепенно открывающимися на экране компьютера.                                                                                  Беспроводной комплекс БОС обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата; предохраняет его от переутомления; позволяет сохранять плавность речи; помогает правильному использованию интонационных средств; способствует точному соблюдению пауз.  Беспроводной комплекс БОС обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата; предохраняет его от переутомления; позволяет сохранять плавность речи; помогает правильному использованию интонационных средств; способствует точному соблюдению пауз.                                                                                                                                  Комплекс  состоит из разделов: «Автоматизация»; «Аудиокнига»; «Скороговорки»; «Читай, как диктор»; «Школа России»; «Задай ритм»; «Учимся различать звуки». Каждое практическое занятие имеет два периода, которые сменяют друг друга: период работы и период отдыха. В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении смотрит подборку слайдов о животных, птицах, о разнообразии транспорта и цветов, слушает русские народные сказки, потешки, чистоговорки. В период работы (тренировки) предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи.                         Главный секрет здоровья - дружба дыхания и сердца. Дыхание – важнейший физиологический процесс в организме человека, от которого зависит работа сердца. Сердце работает в ритме дыхания                                                                                                                                                             Основа постановки речевого дыхания – дыхательная аритмия (ДАС), вырабатываемая по методу биологической обратной связи. ДАС – это функциональный показатель (разница между максимальной частотой пульса на вдохе и минимальной частотой пульса на выдохе), величина которого отражает согласованность работы важнейших систем организма – дыхательной и сердечнососудистой. Чем лучше вегетативная нервная система справляется с гармонизацией работы этих систем, тем выше величина ДАС. Дыхательная аритмия сердца зависит от возраста человека. У детей она составляет 40 ударов в минуту, у взрослого человека - 25 ударов в минуту. ДАС зависит и от самочувствия человека. При отличном самочувствии ДАС - 40 ударов в минуту. При плохом самочувствии – 8-12 ударов в минуту. При стрессе, напряжении – 1-3 удара в минуту.                                                                                                                                     Вдох осуществляется через рот (частично через нос), живот при этом надувается, как шарик, при выдохе – спокойно, неторопливо сдувается. Живот при этом втягивается. Выдох продолжительнее вдоха примерно в 2 раза. Каждое практическое занятие сопровождается зрительным сигналом обратной связи, которые представлены в игровых сюжетах на мониторе в виде поднимающегося и опускающегося  столбика.                                                Более подробно остановлюсь на программе «Задай ритм.  Она предназначена для постановки речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Начинается тренинг с выбора группы. Затем выбираем пользователя, то есть ребёнка. Сведения  о ребёнке уже занесены в базу данных. На первом ознакомительном занятии ребёнок сам выбирает себе картинку-символ. При выборе курса знакомимся с перечнем лексических тем. Тематика подобрана таким образом, чтобы ребёнок, одновременно, тренируя дыхание, изучал явления окружающего мира. Перед началом тренировки дыхания справа, в таблице,  выбираем первоначальную частоту дыхания. Установим в окне «средняя ч/д».  Итак, урок 1 «Учимся дышать». Обратите внимание на последовательность игы-тренинга: учимся дышать животом; игра «Столбик» (подстрой своё дыхание под движение столбика); дыши животом и наслаждайся пейзажем,  слушая музыку; игра «Столбик»; отдыхаем; «Столбик». Каждый период работы составляет 1-2 мин. Всего не более 7-10 минут.                                                                                                            Выработке устойчивого речевого дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения вдоха и выдоха. Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку. По завершении тренинга попадаем на экран результатов. Первая колонка – это номер урока. Вторая -  дата проведения. Третья -  продолжительность тренинга. Четвёртая, последняя – частота дыхания. После прохождения 15 уроков, частота дыхания постепенно замедляется. Результат достигнут!                                                                                                                                                                                                                                                                             Анализируя работу с использованием комплекса биологической обратной связи, я наблюдаю положительную динамику по развитию речевого дыхания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.  

                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Использование дидактических игр для развития образности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Образная речь – это наивысший уровень развития речи. Человек, чью речь можно назвать образной, имеет широкий словарный запас, легко подбирает синонимы, обусловленные  контекстом, ориентируе...

Логопедическая работа по развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов самомассажа и пальчиковой гимнастики.

Логопедическая работа по развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов самомассажа и пальчиковой гимнастики.Детство – это важнейший период формирования лич...

Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Комплекс упражнений разработан  на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...

Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи. Презентация.

Формирование правильного дыхания очень важно для развития речи ребенка. Поэтому для коррекции речевых нарушений просто необходимы дыхательные упражнения. Для того, чтобы детям было интересно, мы посто...

Развитие речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях комбинированной группы

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ...

Специфика влияния художественно-эстетического развития на формирование речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности влияния художественно-эстетического тразвития на формирование речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи...