Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи 2025-2026 учебный год.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Комплекс упражнений разработан  на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно» и «Современной системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой, Санкт-Петербург, для использования в учебном процессе специалистами и воспитателями групп компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy6-7.docx113.68 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики                                     детей старшего дошкольного возраста

(с 6 до 7 лет)  

              с тяжелыми нарушениями речи

2025-2026 учебный год

(разработан  на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»                                  О.С. Гомзяк – «Говорим правильно», Москва, 2007 г.;                      «Современной системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой, Санкт-Петербург, 2024 г.)

Сентябрь 1 неделя

День знаний

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Листья желтые летят,

Плавные движения кистями рук

День стоит веселый

Дети разводят руки в разные стороны

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Дети маршируют по кругу

2. Развитие мелкой моторики

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать.

Загибают по одному пальчику на каждую строчку стихотворения

3. Дыхательная гимнастика

«Ароматный цветочек»

Медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот

Упражнения для губ

Почмокать губами, пошлепать губами

Упражнения для языка

Удержать язык у нижних зубов под счет до пяти; покусать язык зубками

5. Развитие мимических мышц

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам невесело,

Когда ты сердишься и огорчаешься.

Сентябрь 2 неделя

Безопасность дорожного движения

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

На улице нашей машины, машины,

Машины-малютки, машины большие

Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.

Спешат грузовые, фырчат легковые.

Торопятся, мчатся, как будто живые.

Сделав разворот, двигаются в другую сторону.

2. Развитие мелкой моторики

Шагаешь – впереди лежит,

Руки лежат на столе, ладошками вниз

Оглянешься – домой бежит

Пальчики бегут по столу

(дорога)

3. Дыхательная гимнастика

Развитие длительного плавного выдоха. «Чей  паровоз  лучше»  гудит?»

Вдох через нос, выдох через рот-уууууу

4. Развитие артикуляционной моторики

«Моторчик»

Кончик языка стучит по верхним альвеолам: дынь-дынь-дынь

5. Развитие мимических мышц

Помните, и младшие и старшие

Выполняйте строго:

пешеходу – тротуар,

транспорту – дорога.

Нахмурить брови

Удивилась наша Катя:

- Для чего там на асфальте белые полоски, будто на матроске?

Удивление

Улыбается народ:

- Это Катя, переход!

Улыбка

Сентябрь. 3 неделя

Осень

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Дует, дует ветер, дует, задувает

Энергичные взмахи руками

Желтые листочки с дерева срывает.

Имитация срывания листьев

Падают листочки прямо нам под ножки

Наклон вперед, руки касаются ног

2. Развитие мелкой моторики

Ветер по лесу летал,

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.                              

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол.

3.Дыхательная гимнастика

«Осенние листочки»

Плавный выдох на ладошку – сдуваем воображаемый листочек

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременное открывание и закрывание рта

Упражнения для губ

«Трубочка» (губы в улыбке-трубочке)

Упражнения для языка

«Лопаточка» (удержание под счет до 10)

5. Развитие мимических мышц

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко.

Улыбнулись, обрадовались

Но вдруг набежала тучка.

Нахмурились, огорчились

Но ветер унес тучки и вы снова...

Улыбнулись

Сентябрь. 4 неделя

Деревья осенью

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Листья осенние тихо кружатся,

Дети кружатся но цыпочках, руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся,

Приседают

И под ногами шуршат, шелестят,

Движения руками вправо, влево

2. Развитие мелкой моторики

На березе, на осине Догорели листья...

Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках.

Дунул ветер, и рябина Уронила кисти...

Разжать и тихонько положить на стол руки.

Дождик моет желтый луг Ржавый и шершавый

Поглаживание кисти правой, а затем левой руки.

И земля вздыхает:

— Уф!... Отдохну, пожалуй...                          

Спокойно положить руки на стол.

3.Дыхательная гимнастика

Тренировка плавного выдоха «Осенние листочки»

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Попеременное открывание, закрывание рта

Упражнения для губ

«Воздушный поцелуй»;

 беззвучная артикуляция звуков  А, У

Упражнения для языка

Самомассаж   языка:  

покусывание   (дя-дя-дя),

шлепать губами — расслабление   (пя-пя-пя)

5. Развитие мимических мышц

Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились

Октябрь. 1 неделя

Овощи, огород

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Урожай»

В огород пойдем, урожай соберем.

Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем

«Таскают»,

И картошки накопаем.

«Копают».

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный.  

Показывают круг руками (три раза).

2. Развитие мелкой моторики

У Лариски — две редиски.

У Алешки — две картошки.

У Сережки сорванца — два зеленых огурца.

А у Вовки — две морковки.

Да еще у Петьки — две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

3.Дыхательная гимнастика

«Варим кашу»                            Развиваем фонационный (озвученный выдох)

Руки в стороны – вдох,

Руки соединяем «ш-ш-ш» -выдох.

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот

Упражнения для губ

Беззвучная артикуляция звуков: А,О,У

Упражнения для языка

Удержать язык у нижних зубов под счет до пяти; покусать язык зубками

5. Развитие мимических мышц

В огороде сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Подошел поближе я.

А она-то злюка,

Обожгла мне руку.

Дети мимикой изображают разнообразие настроений стихотворения

Октябрь. 2 неделя

Фрукты. Сад

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Как румян осенний сад!

Легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят.

Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощеки,

Руки на поясе.

На ветвях своих высоких

Руки поднять вверх.

Точно солнышки горят

Соединить руки в круг («солнышко»).

2. Развитие мелкой моторики, «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки  крошить,                                            Грушу будем мы рубить,                          Отожмем лимонный сок,                                          Слив положим и песок.

Левую ладошку держат «ковшиком».

Указательным пальцем правой «мешают».

Загибают по одному пальцу, начиная с большого.

3.Дыхательная гимнастика

Развиваем фонационный (озвученный выдох)

Вдох через нос

Выдох через рот: АОУ (слитно)

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Покашливание

Упражнения для губ

«Вкусное варенье»

Упражнения для языка

«Почистим зубки» (верхние зубы изнутри).

5. Развитие мимических мышц

Пришли в сад. Какие большие яблоки!

Удивление

А какие сочные груши!

Восхищение

А как их много!

Радость

Откусили кусочек яблока, а там червячок.

Разочарование

Октябрь. 3 неделя

Насекомые

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Пчелы гудят,

Легкие  хлопки по щекам.

В поле летят.

Руки поднять вверх.

С поля идут,

Медок несут. (Народная песенка)

Руки на поясе.

2. Развитие мелкой моторики

Божья коровка Полети на облачко.

Принеси нам к осени:

В огород бобы, В лес ягоды, грибы,

В родник — водицу,

 В поле — пшеницу.

Ладошки вверх

Поочередно загибают пальцы на руке.

3. Дыхательная гимнастика

Развиваем фонационный

(озвученный выдох)

Вдох через нос

Выдох через рот: АОУИ (слитно)

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Имитация жевания

Упражнения для губ

Удержать губами «витаминку»

Упражнения для языка

«Иголочка»

5. Развитие мимических мышц

Какая красивая стрекоза!

Улыбнулись

Как сверкают её крылышки!

Обрадовались

Сильный осенний ветер сдул стрекозу с цветочка.

Огорчились

Но стрекоза вспорхнула и улетела.

Восхитились

Октябрь. 4 неделя

Перелетные птицы.  Водоплавающие птицы

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

На болоте у дороги

Ходит аист длинноногий.

На одной ноге стоит,

Лягушаток сторожит.

Аист, аист не зевай,

А лягушек догоняй!

Идут по кругу с высоким подниманием коленей.

Встают на одну ногу.

Бегут по кругу.

2. Развитие мелкой моторики «Лебеди»

Летели лебеди с лебедятами

Раз, два, три, четыре, пять.

Будут птицы отдыхать.

Взмахи кистями рук.

Загибают пальчики на обеих руках.

Руки, ладонями вниз кладут на стол.

3.Дыхательная гимнастика

Развиваем фонационный (озвученный выдох)

Вдох через нос (короткий)

Выдох через рот: АОУИ (длительный)

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опустить челюсть

Упражнения для губ

«Трубочка» — «Рупор» (5 раз)

Упражнения для языка

«Лопатка», «Иголочка»

5. Развитие мимических мышц

Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много!

Надолго хватит!

Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды...

Но ведь это мои друзья!

Удивление

Радость

Огорчение

Улыбка

Ноябрь. 1 неделя

Ягоды и грибы. Лес осенью

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «По ягоды»

Мы шли, шли, шли,

Землянику  нашли.

Мы шли, шли, шли,

Бруснику нашли и т.д.

Маршируют, руки на поясе.

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, и наоборот.

2. Развитие мелкой моторики, «Опята»

На пеньке живет семья,

Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки.

Мама, папа, братья, я.

Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают.

Дом у нас один, а крыша,

 Есть у каждого своя.

Две руки вместе ладонями вверх.

3. Дыхательная гимнастика

Развиваем фонационный (озвученный выдох)

Вдох через нос (короткий)

Выдох: АОУИ Э (длительный)

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Рот открыть: движение нижней челюсти вправо—влево

Упражнения для губ

Оттянуть нижнюю губу вниз. Удержать под счет до 6—8. Вернуть в исходное состояние. Поднять верхнюю губу. Удержать под счет до 6—8. Вернуть в исходное состояние.

Упражнения для языка

«Грибочек» - цокаем язычком, останавливаемся – тянем уздечку

5. Развитие мимических мышц

Представьте, что вы в лесу и вдруг… Какой большой гриб боровик!

Удивление

А рядом — красная шапочка!

Радость

Но это оказался мухомор…

Огорчение

Да их здесь не один, а множество.

Сердите лицо

Не станем рвать мухоморы!

Подмигнули правым глазом

Ноябрь. 2 неделя

Домашние животные

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Котенок»

Жить котенку интересно,

Прыгнул бабушке на кресло.

Пряжу принялся мотать,

Где котенок – не видать…

Размотали пряжу – и нашли пропажу!

Действия по тексту.

2. Развитие мелкой моторики

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит.

Указательный палец и мизинец изображают рога.

На третью и четвертую строчки- пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванивание колокольчиком).

3. Дыхательная гимнастика

«Шарик лопнул»

Вдох короткий, руки в стороны.

   Выдох: с-с-с-с , соединяем руки

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Открыть рот (подержать под счет до пяти); движение челюстью вправо — влево

Упражнения для губ

Почмокать губами, пошлепать губами

Упражнения для языка

Почистить нижние зубки с внутренней стороны, остановиться, выгнуть спинку- «Киска сердится»

4. Развитие мимических мышц

Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.

Улыбнись, дружок, хоть один разок!

Ноябрь. 3 неделя

Дикие животные

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Ёжик»

По сухой лесной дорожке топ-топ-топ- топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый                  ежик.

Исходная позиция: стоя, слегка согнувшись.

Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях. Дети делают частые шажки.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка или дочки.

«Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды»

2. Развитие мелкой моторики

У лисы в лесу глухом есть нора надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры  хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу.

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двухстишьи.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дом  — ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.

3. Дыхательная гимнастика

«Ёжик»  Поворот головы вправо -

                Исходное положение –

                     (то же влево)

вдох короткий, шумный

выдох мягкий через полуоткрытые губы

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

«Оскал» — «трубочка» (чередование)

Упражнения для языка

«Маляр»; «Почистить верхние зубки»

Упражнения для щёк

«Лесной хомяк» (надули щечки) - «Суслик» (сдули щечки)

4. Развитие мимических мышц

В лесу бегает злой волк.

Нахмурить брови

Вдруг не стало волка.

Поднять брови

Это мишка косолапый прогнал злого волка.

Подмигнуть правым глазом

Ноябрь. 4 неделя

Одежда. Обувь

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Я умею обуваться,                                          если только захочу,

Топают ногами.

Я и маленького братца обуваться научу.

Руки перед грудью «маленький братец»

Вот они, сапожки.

Наклоняются вперед.

Этот с левой ножки.

Этот с правой ножки.              

Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ног.

2. Развитие мелкой моторики, «Перчатки»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять».

Дети поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.

3. Дыхательная гимнастика

«Подуем на плечо»

(плечи не поднимаем)

Дети стоят, руки опущены.  Голова прямо-вдох (через нос), поворот направо(налево) – выдох (губы трубочкой)

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Имитация жевания

Упражнения для губ

Мы прижмем язык губами (пя-пя-пя),

Упражнения для языка

 «Качели»

5. Развитие мимических мышц

Однажды купила мама Тане новые ботинки.

Радость

Ботинки оказались маленькими.

Огорчение

Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки.

Удивление

Ботинки как раз впору!

Восхищение.

Декабрь. 1 неделя

Зима. Зимующие птицы

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Снег-снежок, снег-снежок,

Белый и пушистый.

Снег летит, снег летит,

Под ноги ложится.

Снегири, снегири,

Снегу очень рады.

Снегири, снегири

Сели на ограду.

Плавные движения руками сверху вниз

Наклоны вперёд

Взмахи руками-«крыльями»

 Сели на корточки

2. Развитие мелкой моторики, «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы, с тобой снежок слепили.

Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

3. Дыхательная гимнастика

«Снегопад»

(вырабатываем длительный выдох)

«Снежинки» (ватные шарики) сдувают с ладони

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

Улыбка-хоботок

Упражнения для языка

«Парус» (широкий-узкий язычок упирается в верхние альвеолы)

5. Развитие мимических мышц «Снежинка»

Снежинка легла

на носик,

на лоб,

на веки,

на губы.

Наморщили носик

Подняли брови

Поморгали глазами

Сдули через сомкнутые губы

Декабрь. 2 неделя

Мебель

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Большая желтая луна

Бледнеет и заходит

Изображают «большую луну» руками над головой.

Погасли звезды, и видна

Руки в стороны,

Заря. И солнце всходит.

Руки вверх.

Я встану, а луне — в кровать

«Луна» над головой.

До вечера ей надо спать!

(И. Лопухина)

Изображают «спящую» луну.

2. Развитие мелкой моторики. «Стул, стол»

Ножки, спинка и сиденье —

 Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

(В. Цвинтарный)

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

3. Дыхательная гимнастика

Развиваем фонационный (озвученный выдох)

Вдох через нос (короткий)

Выдох: АОУИ Э (длительный), с плавным переходом от одного звука к другому

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Открывание и закрывание рта

Упражнения для губ

Покусать верхнюю губу нижними зубами; покусать нижнюю губу верхними зубами; удерживать улыбку под счет до пяти

Упражнения для языка

«Часики»

5. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

 (применяется набор картинок с различными выражениями лица).

Декабрь. 3 неделя

Посуда

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Чайник»

Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

Топают.

— Эй люди, я с вами  чай попить хочу!

(Американская песенка)

Призывные движения правой рукой.

2. Развитие мелкой моторики, «Машина каша»

Маша каши наварила,                  Маша кашей всех кормила.

Указательным пальцем правой руки дети мешают «кашу» в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, Жучке — в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску - курицам, цыплятам,

И в корытце — поросятам.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Всю посуду заняла,

Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. (Н. Нищева)

Сдувают «крошки» с ладошки.

3. Дыхательная гимнастика

«Каша кипит»

Сидя, одна рука на животе, другая на груди. Вдох-выпячивают живот, выдох-втягивают живот «ш-ш-ш»

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать под счет. Опустить нижнюю губу {видны нижние зубы), удержать под счет.

Упражнения для язык

«Чашечка» (удерживаем на счет)

«Вкусное варенье»

5. Развитие мимических мышц

Легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; закрыть правый глаз, затем левый; подмигнуть правым глазом, затем левым глазом.

Декабрь. 4 неделя

Новогодний праздник

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Ждут красавицу колючую

Рисуют руками елочку.

В каждом доме в декабре.

«Дом»

На ветвях зажгут фонарики,

«Фонарики»

Искры брызнут в серебре.

Руки над головой, пальцы оттопырены.

Сразу станет в доме празднично,

Закружится хоровод.

Берутся за руки и становятся в хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками —

Наступает Новый год.

Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами.

2. Развитие мелкой моторики

Мы на елке веселились,

Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.

Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Рисуют руками большой круг.

Ритмичные хлопки в ладоши.

3. Дыхательная гимнастика

«Снегопад»

«Снежинки» из ваты сдувают с ладони

4.Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки»

Упражнения для губ

Упражнения для языка

«Горка» - язычок выгнуть горкой, кончик языка упирается в нижние зубки

5. Развитие мимических мышц

«Секрет»

Голову наклонить в сторону (слушать), взгляд в другую сторону, ротик полуоткрыт, и наоборот.

Январь. 2 неделя

Транспорт

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Шофёр»

Вращая руками воображаемый руль, дети быстро «мчатся» по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево.

 «Шофёр» должен суметь правильно среагировать на зелёный, красный, желтый свет  - цветные кружки.

2. Развитие мелкой моторики,

Шла по улице машина,  

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе.

Поочерёдно отрывать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол.

То же выполнить левой рукой.

3. Дыхательная гимнастика

«Насос»

Стоя, руки согнуты в локтях, вдох носиком, выдох (наклоняясь) с-с-с-с

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

Вибрация губ «Едем на машине»

Упражнения для языка

«Моторчик» (язычок стучит по верхним альвеолам  д-д-д-д)

5. Развитие мимических мышц

После самомассажа любуемся собой: возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались.

Январь. 3 неделя

Профессии

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Дворники»

Снега прошли немалые,                                          а все идут, идут..,        

Дворники усталые метут, метут, метут.            

Гремят они лопатами                                            

Под тучами лохматыми                                        

Метёлками шуршат.                                              

  Шаги на месте.

 Имитация взмахов метлой.

 Хлопки  ладонями.

  Взмахи руками над головой.

  Имитация взмахов метлой.

2. Развитие мелкой моторики, «Маляры»

Маляры извёстку носят,

Дети руками изображают «ковшики».

Стены кистью купоросят.

Поглаживающие движения правой рукой по ладонью левой руки.

 Не спеша разводят мел

 Я бы тоже так сумел.

На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот.

3. Дыхательная гимнастика

Развиваем фонационный (озвученный выдох)

Вдох через нос (короткий)

Выдох: АОУИ Э (длительный), с плавным переходом от одного звука к другому

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

«Скачем на лошадке»

«Едем на машине»

«Подняли парус»

Упражнения для языка

«Маляр»

5. Развитие мимических мышц «Парикмахер»»

У этой волшебницы,

Этой художницы

Не кисти, не краски – расческа и ножницы.

Она обладает таинственной силой,

К кому прикоснется, тот станет красивей!

Дети мимикой передают содержание стихотворения

Январь. 4 неделя

Труд на земле зимой

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики «Телятница»

Кто к телятам так спешит?

Кто их чистит, сторожит,

Кто из соски кормит их –

И малышек, и больших?

  Бегут на месте

«Чистят» правой рукой

«Держат бутылку с соской» двумя руками

Наклон вниз, показывают руками- малышек

Руки вверх – больших.

2. Развитие мелкой моторики «Конюх»

Он коню нальёт водицы
Чтобы вдоволь мог напиться.

Он расчешет хвост и гриву,

Сразу станет конь красивым.

Угостит овсом и сеном

И соломки даст на смену.

 

Кисть правой руки лежит на столе.

Поочерёдно отрывать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол.

То же выполнить левой рукой.

3. Дыхательная гимнастика

«Подыши  одной ноздрей»

Закрыть пальчиком одну ноздрю, вдох и длительный выдох другой (чтобы в животе образовалась «ямка»).

Также с другой.

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

«Улыбка» — «Трубочка» (губы в улыбке-трубочке).

Упражнения для языка

 «Болтушка» — движение языком вперед-назад.

5. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

 (применяется набор картинок с различными выражениями лица).

Февраль. 1 неделя

Орудия труда. Инструменты

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Плотник»

Летят опилки белые, Летят из-под пилы.

Дети парами «пилят» пилой.

Это плотник делает Рамы и полы.

Руками рисуют квадрат.

Топором, рубанком Выстругивает планки.

Изображают работу топором,                    а затем рубанком.

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (С. Баруздин)

Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

2. Развитие мелкой моторики,

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.                            (В. Цвынтарный)

Плавные движения кистями

Пальчики «загребают» листья

3. Дыхательная гимнастика

«Чей кубик выше?»

Дети лежат на ковре, на животе пластмассовый кубик. Вдох через нос – надуваем животики, чей кубик поднимется выше.

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для щёк

Надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки в рот.

Упражнения для губ

Произнести артикуляцией:

 а-о-у-и-э

Упражнения для языка

«Лопатка» удерживаем на счёт до 10

«Иголочка» - удерживаем узкий язычок

5. Развитие мимических мышц

«Читаем чертёж»

Нижняя губа закушена, глаза слегка сощурены, сосредоточенно водят указательным пальцем по воображаемому чертежу

Февраль. 2 неделя

Животные жарких стран

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Жираф»

Рвать цветы легко и просто

Взмахи руками перед собой.

Детям маленького роста.

Приседают.

Но тому, кто так высок,

Тянутся за руками вверх.

Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак)

Наклоняются. Достают руками до носочков.

2. Развитие мелкой моторики

Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва  за решеткою у льва, Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

 С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде

 У мохнатого медведя.

Дети машут перекрещенными ладошками.

Ладошки изображают раскрывающуюся пасть.

На каждое название животного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.                                    (С. Маршак)

Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.

3. Дыхательная гимнастика

«Морской воздух»

Воздух мы морской вдохнём.

Дышим носом, а не ртом.

Плечи мы не поднимаем,

Животом помогаем.

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

«Обезьянка» - открыли рот, удерживаем на счёт до 10

Упражнения для губ

«Слоник  тянется за бананом»  5-6 раз

Упражнения для языка

Язык- «шалун» (открыть рот, язык поднимать вверх, опускать вниз}

Февраль. 3 неделя

Комнатные растения

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

На солнечном окошке

«Солнце» над головой.

Фиалка расцвела —

«Цветочек».

Лиловые цветочки

Тихонько подняла.

Взмахи рук снизу-вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмет. 

(по Е. Серовой)

Тихонько встают.

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я цветы считать:

Загибают по одному пальчику на каждой руке - кулачок

Бегония, фикус, фиалка, герань, и кактус – всего получается пять.

Разгибают по одному пальчику.

3. Дыхательная гимнастика

«Цветочек»

Вдох через нос – «понюхали цветок»

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

«Поцелуй» -5-6 разх

Упражнения для языка

«Качели» язычок вверх-вниз 5-6 раз

5. Развитие мимических мышц

«Необычный цветок» - удивление

 Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты

Февраль. 4 неделя

Аквариумные и речные рыбы. Животный мир океанов

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

                                  (М. Клюкова)

Дети стоят в кругу

Волнообразные движения руками.

Бегут друг за другом.

Далее по тексту.

2. Развитие мелкой моторики

Приплывали две севрюги

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

У них спины словно дуги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Налетели с двух сторон.

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Ты, акула, выйди вон. (В. Волина)

Делают толчок ладонями от себя.

3. Дыхательная гимнастика

«Рыбка»

Если педагог поднимает руки вверх-дети хлопают ладошами над головой – «рыбка вынырнула» (вдох)

Если педагог держит руки внизу, дети на выдохе говорят «буль,буль,буль» и ударяют себя по коленкам.

4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти «Дельфин»

Легкое постукивание зубами (губы разомкнуты)                

Упражнения для губ

Отставление нижней губы от зубов и десен; втягивание нижней губы внутрь рта

Упражнения для языка

«Качели» (движения языком вверх — вниз): к верхней, нижней губе; к верхним, нижним зубам; к верхним, нижним альвеолам)

Март. 1 неделя

Ранняя весна. Мамин праздник

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Чей сегодня день рожденья?

 Для кого пекут пирог?

Дети пожимают плечами.

Для кого расцвел весенний,

Первый мартовский цветок?

Руки над головой изображают «цветок».

Для кого, для кого? Догадайтесь сами.

Руки на поясе.

И пирог и цветок

Руки перед собой, а «цветок» над головой.

Мы подарим маме.

                        (Ю. Никонова)

«Дарят» воображаемой маме

2. Развитие мелкой моторики, «Помощники»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.

Постучали, повертели и работать расхотели.

Выполнять движения пальцами в соответствии с текстом.

3. Развитие мимических мышц

Если солнышко проснулось, утро засияло

Радость        

Если мама улыбнулась — так отрадно стало.

Улыбка

Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы, Если мама огорчилась — где нам веселиться

Огорчение

Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям!  

Радость

Никогда тебя, родная, огорчать не будем!

                             (С. Погореловский)

Восхищение

Март. 2 неделя

Наша Родина - Россия

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Поезжай за моря-океаны,

«Едут»,

Надо всею землей пролети:

«Летят»,

Есть на свете различные страны,

Разводят руки в стороны.

Но такой, как у нас, не найти.

Отрицательно качают головой.

Глубоки наши светлые воды,

Приседают,

Широка и привольна земля,

Встают, руки в стороны.

И гремят, не смолкая, заводы,

«Стучат» руками перед собой.

И шумят, расцветая поля...

                                  (М. Исаковский)

Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.

2. Развитие мелкой моторики

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Есть и клены, и дубы,

Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся),

А какие есть грибы!

«Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба).

А еще пекут в печи

Хлопают. То одна рука сверху, то другая.

Вот такие калачи.

«Калачи».

3. Дыхательная гимнастика

«Журавль» произносим на одном выдохе, не добирая воздуха

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель!

Март.  3 неделя

Москва-столица России

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Нет на свете Родины красивей —

Дети шагают на месте.

Боевой страны богатырей.

Изображают «богатырей».

Вот она - по имени Россия,

От морей простерлась до морей. 

                             (А. Прокофьев)

Шагают на месте и широко разводят руки.

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два — Москва.

Два хлопка в ладоши.

Три, четыре — мы в Сибири.

То же.

Раз, два, три, четыре, пять —

Соединяют все  пальчики друг с другом на обеих руках

Выходить в Москве опять.

Соединяем пальцы в щепотку и разводим  - «звезда»

3. Дыхательная гимнастика «Москва»

Неглубокий вдох – длительный выдох.

Произносим стихотворение на одном выдохе ( постепенно наращивая слова в предложениях)

Прокати меня, Москва,

По колечку, по кольцу!

У тебя большие кольца,

И тебе они к лицу!

Март. 4 неделя

Дружба

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Эй, ребята, что вы спите?

На зарядку становитесь!

Справа друг и слева друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись!                         (И. Лопухина)

Выполнение движений по тексту

2. Развитие мелкой моторики, «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Обхватить правой ладонью левую и покачивать.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Наоборот

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот.

3.  Дыхательная гимнастика

«Наша группа»

Произносим стихотворение на одном выдохе, не добирая воздуха

В нашей группе все друзья

Саша, Маша, Миша, я…

(можно назвать всех детей группы)

4. Развитие мимических мышц

Мимическое упражнение «Эхо»

Дети мимикой изображают содержание стихотворения.

Закричали все «АУ!»

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

Наше эхо возвращается

К нам тихо: «Ау! Ау»

Эхо,эхо, вот потеха.

Это эхо каждый раз

Передразнивает нас.

Апрель. 1 неделя

Мы читаем С.Я.Маршак

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Мяч»

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

                           (С.Маршак)

Дети имитируют постукивание мячом об пол.

Смотрят вдаль, сложенные вместе пальцы  над бровями.

Руки на поясе повороты в стороны.

Бегут по кругу.

2. Развитие мелкой моторики, «Багаж»

Вещи везут на перрон,

Кидают в открытый вагон.

Готово. Уложен  багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

                           (С.Маршак)

На каждую строчку стихотворения загибаем по одному пальчику

3. Дыхательная гимнастика «Усатый-полосатый»

Произносят  стихотворение на одном выдохе (постепенное наращивание слов в предложениях)

Не хотел котёнок мыться –

Опрокинул он корытце.

И в углу за сундуком

Моет лапку языком.

                           (С.Маршак)

Апрель. 2 неделя

Мы читаем К.И.Чуковский

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Лимпопо»

Вот и вылечил он их,

Лимпопо!

Вот и вылечил больных,

Лимпопо!

И пошли они смеяться,

Лимпопо!

И плясать и баловаться,

Лимпопо!

                     (К.Чуковский)

Двигаются поскоками по кругу.

Выполняют два прыжка на месте.

Двигаются поскоками по кругу

Выполняют два прыжка на месте.

Кружатся.

Выполняют два прыжка на месте.

Кружатся в противоположную сторону.

2. Развитие мелкой моторики, «Мойдодыр»

Одеяло убежало.

Улетела простыня.

И подушка,

как лягушка,

Ускакала от меня.

                   (К.Чуковский)

Пальчики бегают по столу.

Плавные движения кистями рук.

Хлопают ладошками по столу (поочередно переварачивая ладони)

3. Дыхательная гимнастика

Произносят  стихотворение на одном выдохе (постепенное наращивание слов в предложениях)

Надо, надо умываться

по утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам!

              (К.Чуковский)

Апрель. 3 неделя

Мы читаем С.В. Михалков

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей  и мелкой моторики «Котята»

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать,

Наконец мы их назвали:

Раз, два, Три, Четыре, Пять.

                        (С.Михалков)

Идут по кругу, держась за руки.

Останавливаются.

Встают лицом в круг.

Показывают правую ладонь, растопырив пальцы.

Стоят лицом в круг. Держатся за руки.

Покачивают сцепленными руками.

Ритмично хлопают в ладоши.

Загибают по одному пальцу на обеих руках.

2. Дыхательная гимнастика

Произносят  стихотворение на одном выдохе (постепенное наращивание слов в предложениях)

Дядя Степа утром рано

Быстро вскакивал с дивана.

Окна настежь открывал,

Душ холодный принимал.

                  (С.Михалков)

Апрель. 4 неделя

Мы читаем. А.Л. Барто

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Ах ты, девочка чумазая,

Качают, головой

Где ты носик так измазала?

Касаются кончика носа указательным пальцем.

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Качают головой.

— Я на солнышке лежала,

Руки над головой, пальцы растопырены.

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

(А. Барто)

Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу.

2. Развитие мелкой моторики и длительного плавного выдоха

    У Танюши дел немало,

    У Танюши много дел:

    Утром брату помогала,

    Он с утра конфеты ел.

    Вот у Тани сколько дела:

   Таня ела,

  Чай пила,

  Села с мамой посидела,

  Встала, к бабушке пошла.

 Перед сном сказала маме:

(вдох через нос),

 на выдохе произносят:

«Вы меня разденьте сами,

 Я устала, не могу,

 Я вам завтра помогу».

                       (А. Барто)

Стучат кулачками друг об друга

Загибают по одному пальчику на одной руке

Май. 1 неделя

Весна. Весенние цветы

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Солнышко-колоколнышко,

Стоят, держась за руки в кругу близко друг к другу. Шагают назад, расширяя круг.

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Встают лицом в круг, поднимают руки вверх, тянутся на носочках.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

(русская народная потешка)

Бегут по кругу, взявшись за руки.

2. Развитие мелкой моторики, «Весна»

Иди весна, иди, красна,

Пальчиками идут по столу.

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

3. Дыхательная гимнастика

Произносят поговорку на одном выдохе.

Март с водой,

Апрель с травой.

Май. 2 неделя

Перелетные птицы весной

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Ласточки летели, все люди глядели. Ласточки садились, все люди дивились.

Бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц.

Сели, посидели, взвились, полетели,

Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья

Песенки запели.

                        (Народная песенка)

Бегут по кругу, взмахивают руками.

2. Развитие мелкой моторики

К нам с весной тепло вернулось,

Солнце в небе улыбнулось.

Возвратились наконец

Грач, кукушка и скворец,

Гуси, лебеди, чижи,

А последний дрозд –

Длинный серый хвост.

                           (Н.Нищева)

На обеих руках пальцы «здороваются»,

Большие пальцы дважды касаются кончиков всех остальных пальцев.

Взмахи перекрещенными ладонями.

Загибают по одному пальцу сначала на левой, потом на правой руке, начиная с больших пальцев.

3. Дыхательная гимнастика

Произносят поговорку на одном выдохе

Увидал скворца – знай: весна у крыльца.

4. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

Май. 3 неделя

Мы читаем. А.С. Пушкин

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Подвижная игра «Шмель»

Тут князь очень уменьшился,

Шмелем он оборотился.

Полетел и зажжужал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму – и в щель забился.

Дети приседают.

Встают, выполняют мелкие взмахи руками, жужжат.

Бегут на носочках, взмахивая руками.

Вновь приседают.

2. Дыхательная гимнастика

Произносят стихотворение  на одном выдохе

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

Май. 4 неделя

Школа. Школьные принадлежности

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Подвижная игра «Переменка»

Переменка!  Переменка!

Отдохните хорошенько:

Можно бегать и шуметь,

Танцевать и песни петь,

Можно сесть и помолчать,

Только – чур – нельзя скучать!

                 (А.Шибаев)

Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

Бегут по кругу.

Выполняют танцевальные движения.

Приседают.

Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе.

2. Пальчиковая гимнастика  «В школу»

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Буду рисовать портреты,

Стану изучать кометы,

Выращу кристаллы соли

И цветок для тёти Оли,

Языками овладею,

Самым сильным стать сумею,

Будку сделаю щенку…

Все на свете я смогу!

     Т             (Н.Нищева)

«Шагают пальцами по столу.

Загибают по одному пальцу на обеих руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания

13 упражнений по развитию речевого дыхания...

Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.

Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта  по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности  детей....

Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи

В материале размещен практический материал из опыта работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием БОС-технологии по методу Сметанкина А.А....

Комплексы упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи....

Познавательный квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи «Команда спасателей чудес и волшебства»

Тема «Команда спасателей чудес и волшебства»Образовательные областиПознавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитиеИнтеграция видов деятельностиКоммуникативная...

Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Комплекс упражнений разработан  на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...

Консультация для родителей "Технология синквейн как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи"

Консультация для родителей "Технология синквейн как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи"...