Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи 2025-2026 учебный год.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно» и «Современной системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой, Санкт-Петербург, для использования в учебном процессе специалистами и воспитателями групп компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 113.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста
(с 6 до 7 лет)
с тяжелыми нарушениями речи
2025-2026 учебный год
(разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно», Москва, 2007 г.; «Современной системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой, Санкт-Петербург, 2024 г.)
Сентябрь 1 неделя | |
День знаний | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Листья желтые летят, | Плавные движения кистями рук |
День стоит веселый | Дети разводят руки в разные стороны |
Провожает детский сад Ребятишек в школу. | Дети маршируют по кругу |
2. Развитие мелкой моторики | |
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну прочитай ещё страницу!» Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать. | Загибают по одному пальчику на каждую строчку стихотворения |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Ароматный цветочек» | Медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот |
Упражнения для губ | Почмокать губами, пошлепать губами |
Упражнения для языка | Удержать язык у нижних зубов под счет до пяти; покусать язык зубками |
5. Развитие мимических мышц Как хорошо, когда ты улыбаешься, Как хорошо, когда ты удивляешься, Но как же нам невесело, Когда ты сердишься и огорчаешься. | |
Сентябрь 2 неделя | ||
Безопасность дорожного движения | ||
Инструкция педагога | Выполняемые движения | |
| ||
На улице нашей машины, машины, Машины-малютки, машины большие | Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль. | |
Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые. | Сделав разворот, двигаются в другую сторону. | |
2. Развитие мелкой моторики | ||
Шагаешь – впереди лежит, | Руки лежат на столе, ладошками вниз | |
Оглянешься – домой бежит | Пальчики бегут по столу | |
(дорога) | ||
3. Дыхательная гимнастика | ||
Развитие длительного плавного выдоха. «Чей паровоз лучше» гудит?» | Вдох через нос, выдох через рот-уууууу | |
4. Развитие артикуляционной моторики | ||
«Моторчик» | Кончик языка стучит по верхним альвеолам: дынь-дынь-дынь | |
5. Развитие мимических мышц | ||
Помните, и младшие и старшие Выполняйте строго: пешеходу – тротуар, транспорту – дорога. | Нахмурить брови | |
Удивилась наша Катя: - Для чего там на асфальте белые полоски, будто на матроске? | Удивление | |
Улыбается народ: - Это Катя, переход! | Улыбка | |
Сентябрь. 3 неделя | |
Осень | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Дует, дует ветер, дует, задувает | Энергичные взмахи руками |
Желтые листочки с дерева срывает. | Имитация срывания листьев |
Падают листочки прямо нам под ножки | Наклон вперед, руки касаются ног |
2. Развитие мелкой моторики | |
Ветер по лесу летал, | Плавные, волнообразные движения ладонями. |
Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. Спокойно укладывают ладони на стол. |
3.Дыхательная гимнастика | |
«Осенние листочки» | Плавный выдох на ладошку – сдуваем воображаемый листочек |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременное открывание и закрывание рта |
Упражнения для губ | «Трубочка» (губы в улыбке-трубочке) |
Упражнения для языка | «Лопаточка» (удержание под счет до 10) |
5. Развитие мимических мышц | |
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко. | Улыбнулись, обрадовались |
Но вдруг набежала тучка. | Нахмурились, огорчились |
Но ветер унес тучки и вы снова... | Улыбнулись |
Сентябрь. 4 неделя | |
Деревья осенью | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Листья осенние тихо кружатся, | Дети кружатся но цыпочках, руки в стороны |
Листья нам под ноги тихо ложатся, | Приседают |
И под ногами шуршат, шелестят, | Движения руками вправо, влево |
2. Развитие мелкой моторики | |
На березе, на осине Догорели листья... | Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках. |
Дунул ветер, и рябина Уронила кисти... | Разжать и тихонько положить на стол руки. |
Дождик моет желтый луг Ржавый и шершавый | Поглаживание кисти правой, а затем левой руки. |
И земля вздыхает: — Уф!... Отдохну, пожалуй... | Спокойно положить руки на стол. |
3.Дыхательная гимнастика Тренировка плавного выдоха «Осенние листочки» | |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Попеременное открывание, закрывание рта |
Упражнения для губ | «Воздушный поцелуй»; беззвучная артикуляция звуков А, У |
Упражнения для языка | Самомассаж языка: покусывание (дя-дя-дя), шлепать губами — расслабление (пя-пя-пя) |
5. Развитие мимических мышц | |
Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились | |
Октябрь. 1 неделя | |
Овощи, огород | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
В огород пойдем, урожай соберем. | Шаги на месте. |
Мы моркови натаскаем | «Таскают», |
И картошки накопаем. | «Копают». |
Срежем мы кочан капусты, | «Срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный. | Показывают круг руками (три раза). |
2. Развитие мелкой моторики | |
У Лариски — две редиски. У Алешки — две картошки. У Сережки сорванца — два зеленых огурца. А у Вовки — две морковки. Да еще у Петьки — две хвостатых редьки. | По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках. |
3.Дыхательная гимнастика | |
«Варим кашу» Развиваем фонационный (озвученный выдох) | Руки в стороны – вдох, Руки соединяем «ш-ш-ш» -выдох. |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот |
Упражнения для губ | Беззвучная артикуляция звуков: А,О,У |
Упражнения для языка | Удержать язык у нижних зубов под счет до пяти; покусать язык зубками |
5. Развитие мимических мышц | |
В огороде сиротливо Пригорюнилась крапива. Подошел поближе я. А она-то злюка, Обожгла мне руку. | Дети мимикой изображают разнообразие настроений стихотворения |
Октябрь. 2 неделя | |
Фрукты. Сад | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Как румян осенний сад! | Легкие хлопки по щекам. |
Всюду яблоки висят. | Руки поднять вверх. |
Краснобоки, краснощеки, | Руки на поясе. |
На ветвях своих высоких | Руки поднять вверх. |
Точно солнышки горят | Соединить руки в круг («солнышко»). |
2. Развитие мелкой моторики, «Компот» | |
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. | Левую ладошку держат «ковшиком». Указательным пальцем правой «мешают». Загибают по одному пальцу, начиная с большого. |
3.Дыхательная гимнастика | |
Развиваем фонационный (озвученный выдох) | Вдох через нос Выдох через рот: АОУ (слитно) |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Покашливание |
Упражнения для губ | «Вкусное варенье» |
Упражнения для языка | «Почистим зубки» (верхние зубы изнутри). |
5. Развитие мимических мышц | |
Пришли в сад. Какие большие яблоки! | Удивление |
А какие сочные груши! | Восхищение |
А как их много! | Радость |
Откусили кусочек яблока, а там червячок. | Разочарование |
Октябрь. 3 неделя | |
Насекомые | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Пчелы гудят, | Легкие хлопки по щекам. |
В поле летят. | Руки поднять вверх. |
С поля идут, Медок несут. (Народная песенка) | Руки на поясе. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Божья коровка Полети на облачко. Принеси нам к осени: В огород бобы, В лес ягоды, грибы, В родник — водицу, В поле — пшеницу. | Ладошки вверх Поочередно загибают пальцы на руке. |
3. Дыхательная гимнастика | |
Развиваем фонационный (озвученный выдох) | Вдох через нос Выдох через рот: АОУИ (слитно) |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Имитация жевания |
Упражнения для губ | Удержать губами «витаминку» |
Упражнения для языка | «Иголочка» |
5. Развитие мимических мышц | |
Какая красивая стрекоза! | Улыбнулись |
Как сверкают её крылышки! | Обрадовались |
Сильный осенний ветер сдул стрекозу с цветочка. | Огорчились |
Но стрекоза вспорхнула и улетела. | Восхитились |
Октябрь. 4 неделя | |
Перелетные птицы. Водоплавающие птицы | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
На болоте у дороги Ходит аист длинноногий. На одной ноге стоит, Лягушаток сторожит. Аист, аист не зевай, А лягушек догоняй! | Идут по кругу с высоким подниманием коленей. Встают на одну ногу. Бегут по кругу. |
2. Развитие мелкой моторики «Лебеди» | |
Летели лебеди с лебедятами Раз, два, три, четыре, пять. Будут птицы отдыхать. | Взмахи кистями рук. Загибают пальчики на обеих руках. Руки, ладонями вниз кладут на стол. |
3.Дыхательная гимнастика | |
Развиваем фонационный (озвученный выдох) | Вдох через нос (короткий) Выдох через рот: АОУИ (длительный) |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опустить челюсть |
Упражнения для губ | «Трубочка» — «Рупор» (5 раз) |
Упражнения для языка | «Лопатка», «Иголочка» |
5. Развитие мимических мышц | |
Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много! Надолго хватит! Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды... Но ведь это мои друзья! | Удивление Радость Огорчение Улыбка |
Ноябрь. 1 неделя | |
Ягоды и грибы. Лес осенью | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Мы шли, шли, шли, Землянику нашли. Мы шли, шли, шли, Бруснику нашли и т.д. | Маршируют, руки на поясе. Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, и наоборот. |
2. Развитие мелкой моторики, «Опята» | |
На пеньке живет семья, | Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки. |
Мама, папа, братья, я. | Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают. |
Дом у нас один, а крыша, Есть у каждого своя. | Две руки вместе ладонями вверх. |
3. Дыхательная гимнастика | |
Развиваем фонационный (озвученный выдох) | Вдох через нос (короткий) Выдох: АОУИ Э (длительный) |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Рот открыть: движение нижней челюсти вправо—влево |
Упражнения для губ | Оттянуть нижнюю губу вниз. Удержать под счет до 6—8. Вернуть в исходное состояние. Поднять верхнюю губу. Удержать под счет до 6—8. Вернуть в исходное состояние. |
Упражнения для языка | «Грибочек» - цокаем язычком, останавливаемся – тянем уздечку |
5. Развитие мимических мышц | |
Представьте, что вы в лесу и вдруг… Какой большой гриб боровик! | Удивление |
А рядом — красная шапочка! | Радость |
Но это оказался мухомор… | Огорчение |
Да их здесь не один, а множество. | Сердите лицо |
Не станем рвать мухоморы! | Подмигнули правым глазом |
Ноябрь. 2 неделя | |
Домашние животные | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Жить котенку интересно, Прыгнул бабушке на кресло. Пряжу принялся мотать, Где котенок – не видать… Размотали пряжу – и нашли пропажу! | Действия по тексту. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит. | Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвертую строчки- пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванивание колокольчиком). |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Шарик лопнул» | Вдох короткий, руки в стороны. Выдох: с-с-с-с , соединяем руки |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Открыть рот (подержать под счет до пяти); движение челюстью вправо — влево |
Упражнения для губ | Почмокать губами, пошлепать губами |
Упражнения для языка | Почистить нижние зубки с внутренней стороны, остановиться, выгнуть спинку- «Киска сердится» |
4. Развитие мимических мышц | |
Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб. Улыбнись, дружок, хоть один разок! | |
Ноябрь. 3 неделя | |
Дикие животные | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
По сухой лесной дорожке топ-топ-топ- топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. | Исходная позиция: стоя, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях. Дети делают частые шажки. |
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. | «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды» |
2. Развитие мелкой моторики | |
У лисы в лесу глухом есть нора надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу. | Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двухстишьи. |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | Дом — ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Ёжик» Поворот головы вправо - Исходное положение – (то же влево) | вдох короткий, шумный выдох мягкий через полуоткрытые губы |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | «Оскал» — «трубочка» (чередование) |
Упражнения для языка | «Маляр»; «Почистить верхние зубки» |
Упражнения для щёк | «Лесной хомяк» (надули щечки) - «Суслик» (сдули щечки) |
4. Развитие мимических мышц | |
В лесу бегает злой волк. | Нахмурить брови |
Вдруг не стало волка. | Поднять брови |
Это мишка косолапый прогнал злого волка. | Подмигнуть правым глазом |
Ноябрь. 4 неделя | |
Одежда. Обувь | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Я умею обуваться, если только захочу, | Топают ногами. |
Я и маленького братца обуваться научу. | Руки перед грудью — «маленький братец» |
Вот они, сапожки. | Наклоняются вперед. |
Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. | Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ног. |
2. Развитие мелкой моторики, «Перчатки» | |
Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре, пять». | Дети поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку. Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Подуем на плечо» (плечи не поднимаем) | Дети стоят, руки опущены. Голова прямо-вдох (через нос), поворот направо(налево) – выдох (губы трубочкой) |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Имитация жевания |
Упражнения для губ | Мы прижмем язык губами (пя-пя-пя), |
Упражнения для языка | «Качели» |
5. Развитие мимических мышц | |
Однажды купила мама Тане новые ботинки. | Радость |
Ботинки оказались маленькими. | Огорчение |
Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки. | Удивление |
Ботинки как раз впору! | Восхищение. |
Декабрь. 1 неделя | |
Зима. Зимующие птицы | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Снег-снежок, снег-снежок, Белый и пушистый. Снег летит, снег летит, Под ноги ложится. Снегири, снегири, Снегу очень рады. Снегири, снегири Сели на ограду. | Плавные движения руками сверху вниз Наклоны вперёд Взмахи руками-«крыльями» Сели на корточки |
2. Развитие мелкой моторики, «Снежок» | |
Раз, два, три, четыре, | Загибают пальчики, начиная с большого. |
Мы, с тобой снежок слепили. | Лепят, меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий. | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. |
И совсем-совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Снегопад» (вырабатываем длительный выдох) | «Снежинки» (ватные шарики) сдувают с ладони |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для губ | Улыбка-хоботок |
Упражнения для языка | «Парус» (широкий-узкий язычок упирается в верхние альвеолы) |
5. Развитие мимических мышц «Снежинка» | |
Снежинка легла на носик, на лоб, на веки, на губы. | Наморщили носик Подняли брови Поморгали глазами Сдули через сомкнутые губы |
Декабрь. 2 неделя | |
Мебель | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Большая желтая луна Бледнеет и заходит | Изображают «большую луну» руками над головой. |
Погасли звезды, и видна | Руки в стороны, |
Заря. И солнце всходит. | Руки вверх. |
Я встану, а луне — в кровать | «Луна» над головой. |
До вечера ей надо спать! (И. Лопухина) | Изображают «спящую» луну. |
2. Развитие мелкой моторики. «Стул, стол» | |
Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье. | Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок. |
У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. (В. Цвинтарный) | Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. |
3. Дыхательная гимнастика | |
Развиваем фонационный (озвученный выдох) | Вдох через нос (короткий) Выдох: АОУИ Э (длительный), с плавным переходом от одного звука к другому |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Открывание и закрывание рта |
Упражнения для губ | Покусать верхнюю губу нижними зубами; покусать нижнюю губу верхними зубами; удерживать улыбку под счет до пяти |
Упражнения для языка | «Часики» |
5. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика (применяется набор картинок с различными выражениями лица). | |
Декабрь. 3 неделя | |
Посуда | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. | Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут. |
Я чай кипячу, клокочу и кричу: | Топают. |
— Эй люди, я с вами чай попить хочу! (Американская песенка) | Призывные движения правой рукой. |
2. Развитие мелкой моторики, «Машина каша» | |
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. | Указательным пальцем правой руки дети мешают «кашу» в левой ладошке. |
Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту в большую ложку. В миску - курицам, цыплятам, И в корытце — поросятам. | Загибают по одному пальчику на левой руке. |
Всю посуду заняла, | Разжимают кулачок. |
Все до крошки раздала. (Н. Нищева) | Сдувают «крошки» с ладошки. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Каша кипит» | Сидя, одна рука на животе, другая на груди. Вдох-выпячивают живот, выдох-втягивают живот «ш-ш-ш» |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для губ | Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать под счет. Опустить нижнюю губу {видны нижние зубы), удержать под счет. |
Упражнения для язык | «Чашечка» (удерживаем на счет) «Вкусное варенье» |
5. Развитие мимических мышц | |
Легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; закрыть правый глаз, затем левый; подмигнуть правым глазом, затем левым глазом. | |
Декабрь. 4 неделя | |
Новогодний праздник | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Ждут красавицу колючую | Рисуют руками елочку. |
В каждом доме в декабре. | «Дом» |
На ветвях зажгут фонарики, | «Фонарики» |
Искры брызнут в серебре. | Руки над головой, пальцы оттопырены. |
Сразу станет в доме празднично, Закружится хоровод. | Берутся за руки и становятся в хоровод. |
Дед Мороз спешит с подарками — Наступает Новый год. | Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Мы на елке веселились, | Ритмичные хлопки в ладоши. |
И плясали, и резвились. | Ритмичные удары кулачками. |
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. | Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Рисуют руками большой круг. Ритмичные хлопки в ладоши. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Снегопад» | «Снежинки» из ваты сдувают с ладони |
4.Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки» |
Упражнения для губ | |
Упражнения для языка | «Горка» - язычок выгнуть горкой, кончик языка упирается в нижние зубки |
5. Развитие мимических мышц | |
«Секрет» | Голову наклонить в сторону (слушать), взгляд в другую сторону, ротик полуоткрыт, и наоборот. |
Январь. 2 неделя | |
Транспорт | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Вращая руками воображаемый руль, дети быстро «мчатся» по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. «Шофёр» должен суметь правильно среагировать на зелёный, красный, желтый свет - цветные кружки. | |
2. Развитие мелкой моторики, | |
Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофёра, Без сигнала светофора, Шла, сама куда не зная, Шла машина заводная. | Попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочерёдно отрывать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол. То же выполнить левой рукой. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Насос» | Стоя, руки согнуты в локтях, вдох носиком, выдох (наклоняясь) с-с-с-с |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для губ | Вибрация губ «Едем на машине» |
Упражнения для языка | «Моторчик» (язычок стучит по верхним альвеолам д-д-д-д) |
5. Развитие мимических мышц | |
После самомассажа любуемся собой: возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались. | |
Январь. 3 неделя | |
Профессии | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Снега прошли немалые, а все идут, идут.., Дворники усталые метут, метут, метут. Гремят они лопатами Под тучами лохматыми Метёлками шуршат. | Шаги на месте. Имитация взмахов метлой. Хлопки ладонями. Взмахи руками над головой. Имитация взмахов метлой. |
2. Развитие мелкой моторики, «Маляры» | |
Маляры извёстку носят, | Дети руками изображают «ковшики». |
Стены кистью купоросят. | Поглаживающие движения правой рукой по ладонью левой руки. |
Не спеша разводят мел Я бы тоже так сумел. | На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот. |
3. Дыхательная гимнастика | |
Развиваем фонационный (озвученный выдох) | Вдох через нос (короткий) Выдох: АОУИ Э (длительный), с плавным переходом от одного звука к другому |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для губ | «Скачем на лошадке» «Едем на машине» «Подняли парус» |
Упражнения для языка | «Маляр» |
5. Развитие мимических мышц «Парикмахер»» | |
У этой волшебницы, Этой художницы Не кисти, не краски – расческа и ножницы. Она обладает таинственной силой, К кому прикоснется, тот станет красивей! | Дети мимикой передают содержание стихотворения |
Январь. 4 неделя | |
Труд на земле зимой | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Кто к телятам так спешит? Кто их чистит, сторожит, Кто из соски кормит их – И малышек, и больших? | Бегут на месте «Чистят» правой рукой «Держат бутылку с соской» двумя руками Наклон вниз, показывают руками- малышек Руки вверх – больших. |
2. Развитие мелкой моторики «Конюх» | |
Он коню нальёт водицы Он расчешет хвост и гриву, Сразу станет конь красивым. Угостит овсом и сеном И соломки даст на смену. |
Кисть правой руки лежит на столе. Поочерёдно отрывать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол. То же выполнить левой рукой. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Подыши одной ноздрей» | Закрыть пальчиком одну ноздрю, вдох и длительный выдох другой (чтобы в животе образовалась «ямка»). Также с другой. |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для губ | «Улыбка» — «Трубочка» (губы в улыбке-трубочке). |
Упражнения для языка | «Болтушка» — движение языком вперед-назад. |
5. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика (применяется набор картинок с различными выражениями лица). | |
Февраль. 1 неделя | |
Орудия труда. Инструменты | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Летят опилки белые, Летят из-под пилы. | Дети парами «пилят» пилой. |
Это плотник делает Рамы и полы. | Руками рисуют квадрат. |
Топором, рубанком Выстругивает планки. | Изображают работу топором, а затем рубанком. |
Сделал подоконники Без сучка-задоринки. (С. Баруздин) | Стряхивают «опилки» с рук и одежды. |
2. Развитие мелкой моторики, | |
Листья падают в саду, Я их граблями смету. (В. Цвынтарный) | Плавные движения кистями Пальчики «загребают» листья |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Чей кубик выше?» | Дети лежат на ковре, на животе пластмассовый кубик. Вдох через нос – надуваем животики, чей кубик поднимется выше. |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для щёк | Надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки в рот. |
Упражнения для губ | Произнести артикуляцией: а-о-у-и-э |
Упражнения для языка | «Лопатка» удерживаем на счёт до 10 «Иголочка» - удерживаем узкий язычок |
5. Развитие мимических мышц | |
«Читаем чертёж» | Нижняя губа закушена, глаза слегка сощурены, сосредоточенно водят указательным пальцем по воображаемому чертежу |
Февраль. 2 неделя | |
Животные жарких стран | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Рвать цветы легко и просто | Взмахи руками перед собой. |
Детям маленького роста. | Приседают. |
Но тому, кто так высок, | Тянутся за руками вверх. |
Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак) | Наклоняются. Достают руками до носочков. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Где обедал воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва за решеткою у льва, Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. | Дети машут перекрещенными ладошками. Ладошки изображают раскрывающуюся пасть. На каждое название животного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке. |
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. (С. Маршак) | Опять изображают раскрывающуюся пасть животного. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Морской воздух» | Воздух мы морской вдохнём. Дышим носом, а не ртом. Плечи мы не поднимаем, Животом помогаем. |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | «Обезьянка» - открыли рот, удерживаем на счёт до 10 |
Упражнения для губ | «Слоник тянется за бананом» 5-6 раз |
Упражнения для языка | Язык- «шалун» (открыть рот, язык поднимать вверх, опускать вниз} |
Февраль. 3 неделя | |
Комнатные растения | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
На солнечном окошке | «Солнце» над головой. |
Фиалка расцвела — | «Цветочек». |
Лиловые цветочки Тихонько подняла. | Взмахи рук снизу-вверх. |
Средь листьев она прячется, Не любит лезть вперед, | Закрывают лицо руками. |
Но всякий к ней наклонится | Наклоняются, не касаясь руками пола. |
И бережно возьмет. (по Е. Серовой) | Тихонько встают. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Раз, два, три, четыре, пять, Буду я цветы считать: | Загибают по одному пальчику на каждой руке - кулачок |
Бегония, фикус, фиалка, герань, и кактус – всего получается пять. | Разгибают по одному пальчику. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Цветочек» | Вдох через нос – «понюхали цветок» |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для губ | «Поцелуй» -5-6 разх |
Упражнения для языка | «Качели» язычок вверх-вниз 5-6 раз |
5. Развитие мимических мышц | |
«Необычный цветок» - удивление | Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты |
Февраль. 4 неделя | |
Аквариумные и речные рыбы. Животный мир океанов | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла; Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (М. Клюкова) | Дети стоят в кругу Волнообразные движения руками. Бегут друг за другом. Далее по тексту. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Приплывали две севрюги | Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги. |
У них спины словно дуги. | Выгибают ладони тыльной стороной вверх. |
Налетели с двух сторон. | Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу. |
Ты, акула, выйди вон. (В. Волина) | Делают толчок ладонями от себя. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Рыбка» | Если педагог поднимает руки вверх-дети хлопают ладошами над головой – «рыбка вынырнула» (вдох) Если педагог держит руки внизу, дети на выдохе говорят «буль,буль,буль» и ударяют себя по коленкам. |
4. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти «Дельфин» | Легкое постукивание зубами (губы разомкнуты) |
Упражнения для губ | Отставление нижней губы от зубов и десен; втягивание нижней губы внутрь рта |
Упражнения для языка | «Качели» (движения языком вверх — вниз): к верхней, нижней губе; к верхним, нижним зубам; к верхним, нижним альвеолам) |
Март. 1 неделя | |
Ранняя весна. Мамин праздник | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Чей сегодня день рожденья? Для кого пекут пирог? | Дети пожимают плечами. |
Для кого расцвел весенний, Первый мартовский цветок? | Руки над головой изображают «цветок». |
Для кого, для кого? Догадайтесь сами. | Руки на поясе. |
И пирог и цветок | Руки перед собой, а «цветок» над головой. |
Мы подарим маме. (Ю. Никонова) | «Дарят» воображаемой маме |
2. Развитие мелкой моторики, «Помощники» | |
Вот помощники мои, их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять. Постучали, повертели и работать расхотели. | Выполнять движения пальцами в соответствии с текстом. |
3. Развитие мимических мышц | |
Если солнышко проснулось, утро засияло | Радость |
Если мама улыбнулась — так отрадно стало. | Улыбка |
Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы, Если мама огорчилась — где нам веселиться | Огорчение |
Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям! | Радость |
Никогда тебя, родная, огорчать не будем! (С. Погореловский) | Восхищение |
Март. 2 неделя | |
Наша Родина - Россия | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Поезжай за моря-океаны, | «Едут», |
Надо всею землей пролети: | «Летят», |
Есть на свете различные страны, | Разводят руки в стороны. |
Но такой, как у нас, не найти. | Отрицательно качают головой. |
Глубоки наши светлые воды, | Приседают, |
Широка и привольна земля, | Встают, руки в стороны. |
И гремят, не смолкая, заводы, | «Стучат» руками перед собой. |
И шумят, расцветая поля... (М. Исаковский) | Плавные взмахи руками, разведенными в стороны. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Есть и клены, и дубы, | Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся), |
А какие есть грибы! | «Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба). |
А еще пекут в печи | Хлопают. То одна рука сверху, то другая. |
Вот такие калачи. | «Калачи». |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Журавль» произносим на одном выдохе, не добирая воздуха | Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель! |
Март. 3 неделя | |
Москва-столица России | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Нет на свете Родины красивей — | Дети шагают на месте. |
Боевой страны богатырей. | Изображают «богатырей». |
Вот она - по имени Россия, От морей простерлась до морей. (А. Прокофьев) | Шагают на месте и широко разводят руки. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Раз, два — Москва. | Два хлопка в ладоши. |
Три, четыре — мы в Сибири. | То же. |
Раз, два, три, четыре, пять — | Соединяют все пальчики друг с другом на обеих руках |
Выходить в Москве опять. | Соединяем пальцы в щепотку и разводим - «звезда» |
3. Дыхательная гимнастика «Москва» | |
Неглубокий вдох – длительный выдох. Произносим стихотворение на одном выдохе ( постепенно наращивая слова в предложениях) | Прокати меня, Москва, По колечку, по кольцу! У тебя большие кольца, И тебе они к лицу! |
Март. 4 неделя | |
Дружба | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Эй, ребята, что вы спите? На зарядку становитесь! Справа друг и слева друг! Вместе все в веселый круг! Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина) | Выполнение движений по тексту |
2. Развитие мелкой моторики, «Дружба» | |
Дружат в нашей группе девочки и мальчики | Обхватить правой ладонью левую и покачивать. |
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. | Наоборот |
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. | Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот. |
3. Дыхательная гимнастика | |
«Наша группа» Произносим стихотворение на одном выдохе, не добирая воздуха | В нашей группе все друзья Саша, Маша, Миша, я… (можно назвать всех детей группы) |
4. Развитие мимических мышц | |
Мимическое упражнение «Эхо» | Дети мимикой изображают содержание стихотворения. Закричали все «АУ!» Никто не отзывается, Лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается К нам тихо: «Ау! Ау» Эхо,эхо, вот потеха. Это эхо каждый раз Передразнивает нас. |
Апрель. 1 неделя | |
Мы читаем С.Я.Маршак | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Мой весёлый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. (С.Маршак) | Дети имитируют постукивание мячом об пол. Смотрят вдаль, сложенные вместе пальцы над бровями. Руки на поясе повороты в стороны. Бегут по кругу. |
2. Развитие мелкой моторики, «Багаж» | |
Вещи везут на перрон, Кидают в открытый вагон. Готово. Уложен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка. (С.Маршак) | На каждую строчку стихотворения загибаем по одному пальчику |
3. Дыхательная гимнастика «Усатый-полосатый» | |
Произносят стихотворение на одном выдохе (постепенное наращивание слов в предложениях) | Не хотел котёнок мыться – Опрокинул он корытце. И в углу за сундуком Моет лапку языком. (С.Маршак) |
Апрель. 2 неделя | |
Мы читаем К.И.Чуковский | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Вот и вылечил он их, Лимпопо! Вот и вылечил больных, Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться, Лимпопо! (К.Чуковский) | Двигаются поскоками по кругу. Выполняют два прыжка на месте. Двигаются поскоками по кругу Выполняют два прыжка на месте. Кружатся. Выполняют два прыжка на месте. Кружатся в противоположную сторону. |
2. Развитие мелкой моторики, «Мойдодыр» | |
Одеяло убежало. Улетела простыня. И подушка, как лягушка, Ускакала от меня. (К.Чуковский) | Пальчики бегают по столу. Плавные движения кистями рук. Хлопают ладошками по столу (поочередно переварачивая ладони) |
3. Дыхательная гимнастика | |
Произносят стихотворение на одном выдохе (постепенное наращивание слов в предложениях) | Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам- Стыд и срам! (К.Чуковский) |
Апрель. 3 неделя | |
Мы читаем С.В. Михалков | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята – Их по счету ровно пять. Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать, Наконец мы их назвали: Раз, два, Три, Четыре, Пять. (С.Михалков) | Идут по кругу, держась за руки. Останавливаются. Встают лицом в круг. Показывают правую ладонь, растопырив пальцы. Стоят лицом в круг. Держатся за руки. Покачивают сцепленными руками. Ритмично хлопают в ладоши. Загибают по одному пальцу на обеих руках. |
2. Дыхательная гимнастика | |
Произносят стихотворение на одном выдохе (постепенное наращивание слов в предложениях) | Дядя Степа утром рано Быстро вскакивал с дивана. Окна настежь открывал, Душ холодный принимал. (С.Михалков) |
Апрель. 4 неделя | |
Мы читаем. А.Л. Барто | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Ах ты, девочка чумазая, | Качают, головой |
Где ты носик так измазала? | Касаются кончика носа указательным пальцем. |
Кончик носа черный, Будто закопченный. | Качают головой. |
— Я на солнышке лежала, | Руки над головой, пальцы растопырены. |
Нос кверху держала. Вот он и загорел. (А. Барто) | Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу. |
2. Развитие мелкой моторики и длительного плавного выдоха | |
У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел. Вот у Тани сколько дела: Таня ела, Чай пила, Села с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла. Перед сном сказала маме: (вдох через нос), на выдохе произносят: «Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу, Я вам завтра помогу». (А. Барто) | Стучат кулачками друг об друга Загибают по одному пальчику на одной руке |
Май. 1 неделя | |
Весна. Весенние цветы | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Солнышко-колоколнышко, | Стоят, держась за руки в кругу близко друг к другу. Шагают назад, расширяя круг. |
Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди. | Встают лицом в круг, поднимают руки вверх, тянутся на носочках. |
Нам в поле бежать, Нам весну встречать. (русская народная потешка) | Бегут по кругу, взявшись за руки. |
2. Развитие мелкой моторики, «Весна» | |
Иди весна, иди, красна, | Пальчиками идут по столу. |
Принеси ржаной колосок, Овсяной снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. |
3. Дыхательная гимнастика | |
Произносят поговорку на одном выдохе. | Март с водой, Апрель с травой. |
Май. 2 неделя | |
Перелетные птицы весной | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Ласточки летели, все люди глядели. Ласточки садились, все люди дивились. | Бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц. |
Сели, посидели, взвились, полетели, | Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья |
Песенки запели. (Народная песенка) | Бегут по кругу, взмахивают руками. |
2. Развитие мелкой моторики | |
К нам с весной тепло вернулось, Солнце в небе улыбнулось. Возвратились наконец Грач, кукушка и скворец, Гуси, лебеди, чижи, А последний дрозд – Длинный серый хвост. (Н.Нищева) | На обеих руках пальцы «здороваются», Большие пальцы дважды касаются кончиков всех остальных пальцев. Взмахи перекрещенными ладонями. Загибают по одному пальцу сначала на левой, потом на правой руке, начиная с больших пальцев. |
3. Дыхательная гимнастика | |
Произносят поговорку на одном выдохе | Увидал скворца – знай: весна у крыльца. |
4. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика | |
Май. 3 неделя | |
Мы читаем. А.С. Пушкин | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Тут князь очень уменьшился, Шмелем он оборотился. Полетел и зажжужал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму – и в щель забился. | Дети приседают. Встают, выполняют мелкие взмахи руками, жужжат. Бегут на носочках, взмахивая руками. Вновь приседают. |
2. Дыхательная гимнастика | |
Произносят стихотворение на одном выдохе | В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут. |
Май. 4 неделя | |
Школа. Школьные принадлежности | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Переменка! Переменка! Отдохните хорошенько: Можно бегать и шуметь, Танцевать и песни петь, Можно сесть и помолчать, Только – чур – нельзя скучать! (А.Шибаев) | Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки. Бегут по кругу. Выполняют танцевальные движения. Приседают. Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе. |
2. Пальчиковая гимнастика «В школу» | |
В школу осенью пойду. Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Буду рисовать портреты, Стану изучать кометы, Выращу кристаллы соли И цветок для тёти Оли, Языками овладею, Самым сильным стать сумею, Будку сделаю щенку… Все на свете я смогу! Т (Н.Нищева) | «Шагают пальцами по столу. Загибают по одному пальцу на обеих руках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности детей....

Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи
В материале размещен практический материал из опыта работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием БОС-технологии по методу Сметанкина А.А....

Комплексы упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста
Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи....

Познавательный квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи «Команда спасателей чудес и волшебства»
Тема «Команда спасателей чудес и волшебства»Образовательные областиПознавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитиеИнтеграция видов деятельностиКоммуникативная...

Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...

Консультация для родителей "Технология синквейн как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Консультация для родителей "Технология синквейн как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи"...



