Консультация для родителей "Технология синквейн как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для родителей "Технология синквейн как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Волшебная пирамидка слов: используем технологию синквейн для развития речи детей 5-6 лет»
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет тяжелые нарушения речи (ТНР), вы знаете, как непросто бывает помочь ему научиться красиво и правильно строить предложения, подбирать нужные слова и выражать свои мысли. Сегодня мы познакомим вас с интересным и эффективным приемом — «синквейном» (от франц. «пять»).
Что же это такое?
Не пугайтесь этого незнакомого слова! Синквейн – это не стихотворение, а пятистрочная речевая конструкция, своеобразная «пирамидка» из слов. Он хорош тем, что составляется по строгим правилам, что очень понятно и полезно для детей с ТНР.
Представьте себе пирамидку из 5 колечек, где каждое колечко – это строка со своим заданием:
Первая строка (1 слово) – Кто? Что? Тема. Это обычно существительное.
Пример: «Кошка».
Вторая строка (2 слова) – Какая? Описание темы по признакам. Это прилагательные.
Пример: «Пушистая, ласковая».
Третья строка (3 слова) – Что делает? Действие предмета. Это глаголы.
Пример: «Мурлычет, спит, играет».
Четвертая строка (4 слова) – Фраза о теме. Короткое предложение, выражающее отношение или факт.
Пример: «Я люблю свою кошку».
Пятая строка (1 слово) – Резюме, синоним темы. Суть предмета.
Пример: «Друг».
Вот что у нас получилось:
Кошка.
Пушистая, ласковая.
Мурлычет, спит, играет.
Я люблю свою кошку.
Друг.
Почему синквейн так полезен для наших детей?
Расширяет словарный запас. Учит подбирать признаки, действия, синонимы.
Учит грамматике. Ребенок на практике использует существительные, прилагательные, глаголы, строит предложения.
Развивает понятийное мышление. Ребенок учится анализировать, выделять главные и второстепенные признаки, обобщать.
Тренирует фонематический слух и слоговую структуру. Мы подбираем слова, которые ребенок может произнести.
Это интересно и похоже на игру! Создание такой «пирамидки» воспринимается не как скучное занятие, а как творческая挑战 (задача).
Как работать с синквейном дома? Практические советы.
Главное правило для детей с ТНР: НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ! Идем от простого к сложному и действуем поэтапно.
Этап 1: Подготовительный. «Собираем материал».
Прежде чем строить пирамидку, нужно приготовить «кирпичики» – слова.
Рассмотрите картинку или игрушку (например, ту же кошку).
Задавайте наводящие вопросы:
Какая кошка? (Большая, маленькая, пушистая, серая). Помогите, назовите 2-3 варианта на выбор.
Что она умеет делать? (Бегать, спать, мяукать, кушать). Покажите на картинке или изобразите действие.
Как про нее можно сказать одним предложением? («Она живет у нас дома»).
Как ее можно назвать по-другому? (Животное, питомец, друг).
Этап 2: Составление синквейна «в четыре руки».
Вы не пишете за ребенка, а помогаете ему как соавтор.
Начните с самой простой и знакомой темы: «Мама», «Дом», «Яблоко», «Мяч».
Используйте зрительную опору. Нарисуйте на листе бумаги пирамидку из 5 квадратов или положите 5 кубиков. В каждый «блок» мы будем мысленно класть наше слово.
Первая строка. Спросите: «О ком (о чем) мы будем сочинять нашу пирамидку?» Ребенок называет слово.
Вторая строка. «Какая она? Подбери два слова». Если трудно, предложите выбор: «Она добрая или строгая? Красивая или веселая?»
Третья строка. «Что она делает? Назови три действия». Можно помогать жестами.
Четвертая строка. Это самая сложная часть. Помогите составить простое предложение из 4 слов. «Давай скажем про маму: «Мама готовит вкусный обед».
Пятая строка. «А как мы ее назовем одним словом?» (Любовь, солнышко, родная).
Этап 3: Закрепление и творчество.
Прочитайте получившийся синквейн выразительно, как маленькое стихотворение.
Нарисуйте иллюстрацию к своему творению.
Сделайте «Книжку наших пирамидок», куда будете записывать все успехи.
Важные моменты:
Используйте то, что ребенок МОЖЕТ сказать. Если он пока не выговаривает слово «пушистая», но говорит «мягкая» — это отлично! Ценим содержание, а не идеальное произношение.
Хвалите за ЛЮБОЙ результат! Для ребенка с ТНР подбор даже двух слов – это уже огромная победа.
Не торопитесь. На составление одного синквейна может уйти несколько дней. Главное – процесс, а не скорость.
Сначала вы говорите больше, чем ребенок. Постепенно он будет становиться все активнее.
Пример синквейна, который может получиться у вашего ребенка:
Мяч.
Круглый, резиновый.
Прыгает, катится, скачет.
Я играю в мяч.
Игрушка.
Уважаемые родители! Синквейн – это мостик между игрой и серьезным занятием. Он помогает упорядочить знания и мысли, что особенно важно для детей с речевыми трудностями. Попробуйте эту «волшебную пирамидку» дома, и вы удивитесь, насколько ваш ребенок способный и сообразительный!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности детей....

Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителейДидактическая игракак средство развития речи у детей старшего дошкольного возрастаРечь ребёнка – это показатель его развития. Речь у д...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»...

Познавательный квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи «Команда спасателей чудес и волшебства»
Тема «Команда спасателей чудес и волшебства»Образовательные областиПознавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитиеИнтеграция видов деятельностиКоммуникативная...

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Полезные рекомендации для родителей по развитию связной речи детей....

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь ребёнка – это показатель его развития.Речь у детей развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно прои...
