Как научить ребенка читать
консультация по логопедии

Калинина Ольга Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebenka_chitat.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка читать

Консультация для родителей

Учитель-логопед: Калинина О.Н.

И наши родители, и мы сами учились читать только по букварю. Сейчас же, кроме него, есть немало и других методик освоить эту непростую науку. Так что вопрос скорее всего звучит так: как ЛУЧШЕ научить ребенка читат

ПО БУКВАРЮ

Это традиционный метод, которым пользуются не только родители, но и воспитатели и учителя. Самое большое его преимущество перед другими: учившемуся по букварю детсадовцу в школе не придется переучиваться.

Как объясняют педагоги, сначала ребенок произносит звук и знакомится с его графическим образом. Начинать обучение нужно с твердых гласных, которые легче произносятся а, о, у, ы Научив ребенка соединять их в простые слоги, можно переходить к сонорным согласным, у которых нет пары: р, н, м, л. Затем «пропевая» вместе согласный и гласный звуки, он складывает таким образом слоги, а из слогов - слова.

Некоторые педагоги считают, что нужно начинать с предложения, от него идти к слову, от слова - к слогу и затем к звуку. Другие же предлагают начинать со звука и заканчивать составлением предложений. Но цель и у тех, и у других одна: научить ребенка раскладывать слова на звуки.

ПО КУБИКАМ

ПОСЛЕДНИЕ лет 10 все - и педагоги, и родители - заговорили об обучении в игровой форме. Тогда же появились и кубики Зайцева. Автор этого метода раскладывает слово не на звуки, а на слоги. Или, как он сам говорит, на склады. И ребенок проговаривает их вместе со взрослым, пока не зачитает их.

Впрочем, в этой системе есть свои трудности. Родители с детьми должны сами склеивать кубики, сами набивать пробками и деревянными опилками. Считается, что такая работа развивает мелкую моторику. Кроме того, это способствует и психологическому развитию ребенка. Что в конечном счете помогает ему научиться читать.

Совсем недавно появился еще один метод с использованием кубиков. В системе Сергея Белолипецкого нет механического повторения слогов. Она предполагает бесслоговое, напевное произнесение слов с правильным ударением и основана на развитии образного, ассоциативного мышления. Для обучения чтению он создал кубики и специальные насадки на них из букв с картинками. «Ребенку очень важно держать в руках что-то конкретное, объемное, - говорит Сергей Белолипецкий. - Это делает процесс чтения более конкретным. А соответствующие картинки помогают запоминать буквы. Причем картинки не только начинаются с той буквы, которую иллюстрируют, но и похожи на нее внешне Например, к букве «г» нарисован гвоздь, согнутый как эта буква А «м» - это Миша и Маша, которые стоят, взявшись за руки Моя система максимально приближена к особенностям детского восприятия, построена на привычных для детей образах, учитывает их словарный запас».

Обучение начинается с запоминания первых пяти букв алфавита. Но даже зная только одну букву «а» и несколько согласных, ребенок уже начинает читать слова и специально составленные тексты Освоив эту «пятерку», можно переходить к следующей - и так до конца алфавита. Каждому этапу обучения соответствуют группы слов из определенных букв и соответствующие предложения.

ТАК УЧИТЬ НЕ НАДО

Чтение по буквам. Когда учителя в сердцах говорят: не учите детей читать дома, они имеют в виду именно этот способ. При буквенном методе не происходит слияния звуков, и чтение получается отрывистым и к тому же очень медленным. Переучивать читать не «м-а-м-а», а «ма-ма», по словам педагогов, очень сложно.

«Мэ» и «а» - «ма». Ребенок должен быть вундеркиндом, чтобы понять, каким образом из четырех звуков получается слог «ма» Чтобы научиться читать слоги, должно происходить слияние звуков, а не букв. Отсюда во многих методиках пропевание их, а не проговаривание.

«Пока не прочитаешь...» - грозят родители Насильное чтение от сих до сих, за которым следует поощрение в виде прогулки, компьютера и т д , не принесет быстрых успехов. Кроме того, читать рано или поздно выучивается любой ребенок: не в 3 года, так в 7 лет. А вот полюбить читать, получать от этого удовольствие он будет, лишь если книги любят и его родители.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!

К. Станиславский

«Особые дети – особое общение»

(рекомендации для родителей)

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Предлагаем Вам рекомендации, которые должны помочь всем взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые возникли при общении с ним.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА – максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, ТЕПЛОЕ, НЕРАЗДРАЖЕННОЕ.

ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕТЛИВЫЙ, ТЕПЛЫЙ.

В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:

  • Всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и нужную по смыслу фразу можно построить не используя их:
  • Приказных фраз;
  • Повелительного наклонения;
  • Глаголов «должен», «обязан», «нужно»;
  • Местоимений Я, ТЫ.

ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ.

НЕ НАДО:

◙ вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);

◙ хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.

ПОМНИТЕ:

◙ телевизор, видео – НЕ НЯНЬКА, т.е. нужно вместе с Вашим ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;

◙ если Вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь Вы, находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ – ЭТО РАДОСТЬ;

◙ от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.

СТАРАЙТЕСЬ:

НЕ говорить с иронией и насмешкой;

НЕ делать постоянных замечаний, особенно мелочных;

НЕ ругаться и не кричать на ребенка;

ВСЕГДА быть с ребенком вежливым, теплым;

НЕ торопить и НЕ подгонять ребенка;

КАК МОЖНО ЧАЩЕ высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие ВАШЕГО ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ВАШ ребенок, несмотря на все проблемы;

КАК МОЖНО ЧАЩЕ подтверждать, декларировать свою ЛЮБОВЬ к нему: ведь это ВАШ ребенок;

НЕ ГОВОРИТЬ ребенку, что вы его не любите или обиделись на него;

НЕ ДАВАТЬ ребенку чувствовать себя плохо.

От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда – ЛЮБОВЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Как научить ребенка читать"

содержит информацию о том, как научить ребенка читать...

Как научить ребенка читать

Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения....

Конспект занятия "Как научить ребенка читать до школы"

В основу моей программы заложен принцип развивающего обучения Венгера. Разработаны конспекты, подобран материал для каждого занятия так, чтобы была возможность выбора исходя из потенциальных возможнос...

«Как научить ребенка читать?»

Материал в помощь родителям для занятий с детьми по освоению навыков чтения....

Советы родителям как научить ребенка читать

При обучении чтению дошкольника есть ряд тонкостей, которые Вы должны знать.Обучение чтению должно проходить в несколько этапов. Первый этап- осваиваем звуки, затем буквы.......

Консультация на тему:«Как правильно научить ребенка читать.Есть ли в этом необходимость?»

Консультация на заявленную тематику дает возможность рарешить спорные вопросы, когда лучше учитиь детей читать с позиции ученых, родителей, специалистов.  Есть ли в этом необходимость ...