Обучение грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Евдокимова Татьяна Петровна

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Готовность ребенка   к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как   речевой слух, четкая артикуляция звуков, значение зрительных образов букв и  умение  соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Тема:  «Вперед, в страну Знаний!»

Цели: систематизация знаний, умений и навыков по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять понятия «звук»«буква»«слово»«предложение»;
  • закреплять знания о механизме образования звуков (согласный-гласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой) и их акустических особенностях;
  • учить узнавать буквы, составлять их из элементов;
  • совершенствовать умение осуществлять звуковой анализ слов;
  • закреплять представления звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
  • совершенствовать навыки чтения и письма;
  • учить умению преобразовывать слова, решать кроссворды, ребусы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать фонематическое и зрительное восприятие, логическое      мышление, внимание, память;
  • формирование навыков самоконтроля за правильным произношением   звуков в собственной речи;
  • развивать способности в творческой речевой деятельности.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии, умение    слушать сверстников и логопеда, работать в коллективе;
  • воспитывать чувство сотрудничества, доброту, желание помочь;
  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.

Оборудование: карта, мяч, игрушка Незнайка, индивидуальные задания.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Литература:

Научно-методический журнал «Логопед» №1/2009, №8/2015,

Л.А. Комарова «Автоматизация звуков в игровых упражнениях».  М., 2008.

Ход занятия

Логопед: Ребята, вот и подходит к концу ваше обучение на занятиях в детском саду. Кажется, совсем недавно вы не умели писать, читать, считать. Уже смело можно сказать – вы большие молодцы, будущие первоклассники. 1 сентября уже школа для вас широко распахнет двери в страну Знаний. Но вы не будете новичками. Ведь первые шаги в эту замечательную страну мы с вами совершали вместе.

Ребята, сегодня мы тоже отправимся в путешествие. Нас ожидают игры, загадки, разные задания, с которыми, я думаю, вы быстро и легко справитесь. Я знаю, что вы умные, сообразительные и любознательные ребята!  Мы ненадолго превратимся в путешественников, поэтому нам понадобится карта. Посмотрите, на этой карте есть города, поляна, лес. Ну что, вы готовы

отправиться вместе со мной?

1.Звукоград

Логопед: Первый город на нашем пути – Звукоград. Мы превращаемся в Звукознаек. Ну, а Звукознайки должны знать все звуки. Какие звуки вы знаете?

Дети: Гласные и согласные

Логопед: Жители города приготовили для вас задания и игры.

Игра «Верни мне гласный».

Логопед: Мяч лови и мяч бросай – какой гласный называй.

Дети встают в круг, логопед по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя слово. Ребенок возвращает мяч логопеду в руки, называя гласный звук из этого слова.

Слова: рот, лук, сыр, мир, лак, кот, рис, куст, бык, парк, дом, жук, лис…

Игра «Раз, два, три – сигнальчик подними»: логопед произносит звуки, а дети поднимают сигнальчики (красный, синий, зеленый).

Упражнение «Раскрась звуковую схему» (звуковой анализ слов).

Упражнение «Найди слово» (определение позиция звука в слове).

Игра «Цепочка слов»: новое слово называется на последний звук предыдущего слова. (Игра проводится на ковре в движении «паровозиком» или с мячом).

2. Буквоград

Логопед: Двигаемся дальше. Перед нами Буквоград, где живут Буквознайки, и мы тоже превращаемся в Буквознаек. Посмотрите, кто идет к нам…

(Появляется Незнайка. Здоровается).

Логопед: Здравствуй, Незнайка! Как ты оказался в Буквограде?

Незнайка: Мне сказали, что вы скоро пойдете в школу и уже знаете все буквы. Вот я решил проверить, правда это или нет. Давайте поиграем, ребята!

Игры: «Узнай букву», «Слово рассыпалось», «Расшифруй слова».

Незнайка: Вы хорошо справились с заданиями, отправляйтесь дальше.

Логопед: Вперед, друзья, нас ждут новые испытания!

3. Словоград

Логопед:  Ребята, перед вами город Словоград. Здесь живут Словознайки, которые приготовили для вас интересные задания. Думаю, вы с ними легко справитесь.

Игры: «Веселый поезд» (деление слов на слоги),  «Лестница» (кроссворд), «Ребусы», «Поезд слов» (чтение слов).

4. Весенняя полянка.

Физкультминутка.

Игра «Будь внимательным»: если логопед произносит гласный звук – дети поднимают руки, если согласный звук – опускают руки. Если логопед произносит слово – дети обнимают себя за плечи, если говорит предложение – разводят руки в стороны. Логопед делает движения вместе с детьми, через некоторое время начинает их путать.

Логопед: Молодцы, ребята! Нам пора отправляться дальше в путь.

5. Фразоград

Логопед: Перед нами раскинулся город Фразоград, в котором живут Фразознайки. И вот какие задания нас здесь ожидают:

- «Составь предложение» (составить предложения по схеме с опорой на картинку);

- «Распространенное предложение» (распространение простых предложений, например: Весна. Наступила весна. Наступила долгожданная весна.);

Исходный материал: Мальчик рисует. Аня ест грушу. На грядке растет лук. Собака лает. Мама купила конфеты. Выпал снег. Мама варит кашу. Ваня читает книгу. На небе радуга. На небе солнце. Птицы улетают на юг. Бабушка вяжет.

- придумать предложение по сюжетной картинке, по паре слов.

6. Лес чудес

Задания на развитие психических процессов: «Четвертый лишний», «Аналогии», «Классификация» (с мячом: называние слов из одной группы, например овощи, фрукты и т.д.).

Логопед: Ребята, наше путешествие ненадолго останавливается. Нам нужно вернуться в детский сад. Приближается лето – пора отдыха, веселья. Постарайтесь не растерять те знания, умения, навыки, которые вы приобрели в детском саду. Этих знаний вам будет достаточно, чтобы начать успешное обучение в школе. Успехов вам, в дальнейшем путешествии по стране Знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Мягкие согласные"

Дети в игровой форме знакомятся с мягким знаком, закрепляют другие способы смягчения согласных звуков....

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Итоговое занятие  по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема. «Путешествие в маленькую страну».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев подготовительной к школе группе Тема. «Путешествие в маленькую страну»....