Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Вотчицева Татьяна Ивановна

конспект состален для проведения итогового занятия в конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_so_slovami.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

 компенсирующей направленности для детей с ТНР

Составитель:

учитель-логопед Вотчицева Т.И.

Димитровград 2021

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять понятия «буква», «звук», «слово»
  • Совершенствовать навык звуко-буквенного и звуко-слогового анализа слов.
  • Закрепить знания графического образа букв и звуков.
  • Совершенствовать навык чтения слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Активизировать и развивать словарь по лексической теме «Насекомые».
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать самостоятельность, инициативу.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, отзывчивости.
  2. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Дидактическое обеспечение НОД:

Наглядный материал: интерактивная доска, интерактивная игра «Насекомые», воздушный шарик с запиской, макет дерева, корзинка с конвертами, костюмы Степки-растрепки и королевы леса, сачок, буквы О, У, А, Я, аудиозапись - звук комара, карандаш.

Раздаточный материал: 

конверты с заданиями: буквы - название насекомых

звуковые сигналы (красные, синие, зеленые фишки);

карточки – нарисуй по точкам.

Содержание.

  1. Организационный момент.

Приветствие «Давайте познакомимся»

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте друг с другом познакомимся и поздороваемся так.

У кого в имени есть буква А

Громко крикнули Ура! (Дарина, Варя, Савва, Анна, Матвей, Лера, Алмаз, Злата, Серафим, Василиса)

У кого есть буква О,

Ну-ка все до одного,
Прокричите мне в ответ,

Дружно, весело привет! (Тимофей, Коля)

У кого есть буква Я,

Покажите на себя. (Лия, Валерия, Илья)

У кого есть буква Е,

Хлоп ладонью по ноге (Матвей, Тимофей, Сергей, Лера, Серафим)

У кого есть буква И,

Руки выше подними. (Дарина, Тимофей, Савелий, Лия, Илья, Эмир, Серафим, Василиса)

А теперь мальчишки и девчонки тоже громко хлопаем в ладоши!

  1. Основная часть.

Сюрпризный момент «Письмо от королевы Леса»

(в этот момент в группу закидывается воздушный шарик)

Педагог:

- Ребята, посмотрите, пока мы с вами знакомились в группу залетел воздушный шарик. Посмотрите, а в нем нам прислали записку. Как же нам ее оттуда достать? Тогда закрывайте ушки! (педагог лопает шарик и достает записку)

- Дети, записку нам прислала королева Леса.

«Ребята, я узнала, что вы готовитесь пойти в школу, значит, уже все знаете и умеете. Помогите мне, пожалуйста, вернуть в мой лес самых маленьких его жителей. Они вернутся, если вы правильно составить их названия, которые лежат в конвертах, в корзинке под деревом. Цифры под каждой буквой помогут вам быстрее составить слово»

- Ну что, ребята, поможем королеве леса?

- Тогда давайте поищем ее волшебную корзиночку. (дети вместе с педагогом подходят к заранее подготовленному дереву)

Упражнение «Составь слово из букв»

- А вот и корзиночка с конвертами. Берите понравившийся вам конвертик и проходите за столы.

Дети проходят за рабочие столы и выполняют задания.

Слова: муха, пчела, бабочка, оса, шмель, комар, стрекоза, муравей, жук, кузнечик, богомол, водомерка, таракан, клоп, мотылёк.

- Ребята, как назвать всех тех, кого мы спасли одним словом? (насекомые)

Раздается звук летящего комара, вбегает Степка-растрепка с сачком и «ловит» насекомое.

- Мальчик, ты кто? (Степка-растрепка)

- Что же ты делаешь? (Слышите звук, я его ловлю. В школе мне сказали выучить какие бывают звуки. Вот я его сейчас поймаю и отнесу туда, чтоб все знали какой я молодец!)

- Степка, хочу тебя огорчить, но в школе тебя будут спрашивать совсем про другие звуки. (Какие такие другие?)

- Ты вот присядь, наши ребята сейчас тебе все о них расскажут. Если ты будешь внимательным, то запомнишь и сможешь порадовать свою учительницу.

Степка-растрепка чешет в затылке, присаживается.

Упражнение «Какие бывают звуки?»

- Ребята, помогите, пожалуйста Степке. Скажите, какие в русском языке бывают звуки? (гласные и согласные)

- Как мы узнаем, какой звук гласный? (если воздух не встречает преграду – это гласный звук)

- Как узнаем, что он согласный? (воздух встречает преграду)

Степка-растрепка: аааа, я знаю, что такое преграда – это высокий забор, например.

- Да нет, Степка! Преграда у согласных находится у нас во рту. Вот послушай, ребята, сейчас тебе о гласных и согласных расскажут стихотворение, и ты сразу все поймешь.

Дети хором рассказывают стихотворение:

Гласному легко живётся:

Голосок свободно льётся.

Звуки гласные мы знаем,

Гласных - шесть, запоминаем:

А, У, О, И, Ы, Э

У согласного в пути много кочек впереди:

Губы, зубы и язык, он к препятствиям привык!

«Упражнение «Звук или буква»

Степка: теперь понятно. Буква А гласный звук, а М – согласный.

Педагог: погоди-погоди, Степка, ты опять все напутал. Буква и звук – это не одно и тоже.

Степка: как не одно, вот он звук А (показывает букву А)

Педагог: да нет, это буква! Ребята, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и говорим, а буквы – мы видим и пишем)

Степка: значит, тут у меня буквы, а я думал звуки. Но зато я с буквами знаю одну игру. Выходите-ка, ребята поиграем вместе.

Физкультминутка «Буквы» Каждую букву Степка показывает, а дети называют

В старом дереве дупло.

Это домик буквы О.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(Бегут на месте.)

Прилетела   буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнут,

То опять плясать начнут.

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Упражнение «Звуковой анализ слов»

Степка: про буквы мне теперь все понятно, но учительница всегда говорит про какие-то звуковые домики? Вы про них тоже знаете?

Педагог: конечно! Ребята, давайте покажем Степке, вернем сбежавших звуковичков в свои домики. Вместо цифры в названии вашего насекомого поселите нужного звуковичка.

Дети выполняют звуковой анализ слов.

Степка: теперь понял, мы видим буквы, а произносим звук, который в ней живет!

Упражнение «Раздели слова на слоги»

Педагог: совершенно верно! А еще гласные звуки помогают нам определить количество слогов в слове. Наши ребята даже правило об этом знают. Сейчас они тебе его расскажут и покажут.

Дети хором говорят правило: «Сколько в слове гласных – столько и слогов»

- А теперь каждый из вас, пользуясь этим правилом, определит, сколько слогов в вашем слове.

Дети выполняют задание.

Степка: Вот спасибо вам, ребята! Побегу все чему вы меня научили расскажу учительнице, пока не забыл! Может она мне пятерку поставит! До свидания!

Степка уходит.

Упражнение «Найди и назови»

Педагог: ребята, пока мы учили Степку-растрепку, совсем забыли про королеву леса. Предлагаю пойти к ней в гости и отнести всех ее маленьких жителей. Но относить мы будем не слова, а фотографии. Выберете на столе то насекомое, название которого вы составляли и отправимся в путь. А поможет нам к ней дойти мой волшебный карандаш.

   Дружно все с карандашом

   В лес волшебный мы пойдем.

   Вокруг себя мы обернемся

   К королеве доберемся!

Дети разворачиваются, на интерактивной доске картинка леса, рядом стоит королева.

Королева леса: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами.

Педагог: милая королева, мы с ребятами принесли вам ваших маленьких любимцев.

Королева леса: Спасибо, дети. Тогда помогите мне их расселить по местам, отгадав мои загадки.

Интерактивная игра «Насекомые»

Королева леса: Спасибо вам ребята за помощь, посмотрите, как теперь красиво в моем лесу. Предлагаю вам вместе со мной рассказать о моих маленьких любимцах.

Пальчиковая гимнастика.

На полянке я стою,

Во все стороны гляжу.

(Стоят, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь!

(Руки через верх разводят в стороны.)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,     (Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)

А она красуется!

- На память о нашей встрече я дарю вам картинку своей любимицы. Кто она, вы узнаете, если правильно соедините точки.

Педагог: спасибо тебе королева. Нам пора возвращаться в свой любимый детский сад. Ребята закрываем глаза и вновь произносим слова волшебного карандаша:

   Дружно все с карандашом

   В детский садик мы пойдем.

   Вокруг себя мы обернемся

   В родную группу доберемся!

3. Рефлексия.

- Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Кого же мы сегодня вернули Королеве леса?

- Молодцы, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, теперь и я, и наши гости уверены, что в школе вас ждут только хорошие оценки. А пока у вас есть время немного поиграть!

О

С

А

М

У

1

2

3

1

2

Х

А

Ж

У

К

3

4

1

2

3

К

О

М

А

Р

1

2

3

4

5

П

Ч

Е

Л

А

1

2

3

4

5

Б

А

Б

О

Ч

1

2

3

4

5

К

А

Ш

М

Е

6

7

1

2

3

Л

Ь

С

Т

Р

4

5

1

2

3

Е

К

О

З

А

4

5

6

7

8

М

У

Р

А

В

1

2

3

4

5

Е

Й

К

У

З

6

7

1

2

3

Н

Е

Ч

И

К

4

5

6

7

8

Б

О

Г

О

М

1

2

3

4

5

О

Л

В

О

Д

6

7

1

2

3

О

М

Е

Р

К

4

5

6

7

8

А

Т

А

Р

А

9

1

2

3

4

К

А

Н

М

О

5

6

7

1

2

Т

Ы

Л

Ё

К

3

4

5

6

7

К

Л

О

П

1

2

3

4

Б

Л

О

Х

А

1

2

3

4

5

Группа «Теремок»

Группа «Теремок»

Группа «Теремок»

Группа «Теремок»

Группа «Теремок»

Группа «Теремок»

Группа «Теремок»

Группа «Теремок»

Группа «Теремок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Мягкие согласные"

Дети в игровой форме знакомятся с мягким знаком, закрепляют другие способы смягчения согласных звуков....