Главные вкладки

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Вотчицева Татьяна Ивановна

    конспект состален для проведения итогового занятия в конце учебного года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itogovoe_zanyatie_so_slovami.docx31.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»

    Конспект НОД по обучению грамоте

    в подготовительной к школе группе

     компенсирующей направленности для детей с ТНР

    Составитель:

    учитель-логопед Вотчицева Т.И.

    Димитровград 2021

    Программное содержание.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    • Закреплять понятия «буква», «звук», «слово»
    • Совершенствовать навык звуко-буквенного и звуко-слогового анализа слов.
    • Закрепить знания графического образа букв и звуков.
    • Совершенствовать навык чтения слов.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    • Активизировать и развивать словарь по лексической теме «Насекомые».
    • Развивать фонематическое восприятие.
    • Развивать память и внимание.
    • Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
    • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
    • Развивать самостоятельность, инициативу.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    1. Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, отзывчивости.
    2. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

    Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

    Дидактическое обеспечение НОД:

    Наглядный материал: интерактивная доска, интерактивная игра «Насекомые», воздушный шарик с запиской, макет дерева, корзинка с конвертами, костюмы Степки-растрепки и королевы леса, сачок, буквы О, У, А, Я, аудиозапись - звук комара, карандаш.

    Раздаточный материал: 

    конверты с заданиями: буквы - название насекомых

    звуковые сигналы (красные, синие, зеленые фишки);

    карточки – нарисуй по точкам.

    Содержание.

    1. Организационный момент.

    Приветствие «Давайте познакомимся»

    - Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте друг с другом познакомимся и поздороваемся так.

    У кого в имени есть буква А

    Громко крикнули Ура! (Дарина, Варя, Савва, Анна, Матвей, Лера, Алмаз, Злата, Серафим, Василиса)

    У кого есть буква О,

    Ну-ка все до одного,
    Прокричите мне в ответ,

    Дружно, весело привет! (Тимофей, Коля)

    У кого есть буква Я,

    Покажите на себя. (Лия, Валерия, Илья)

    У кого есть буква Е,

    Хлоп ладонью по ноге (Матвей, Тимофей, Сергей, Лера, Серафим)

    У кого есть буква И,

    Руки выше подними. (Дарина, Тимофей, Савелий, Лия, Илья, Эмир, Серафим, Василиса)

    А теперь мальчишки и девчонки тоже громко хлопаем в ладоши!

    1. Основная часть.

    Сюрпризный момент «Письмо от королевы Леса»

    (в этот момент в группу закидывается воздушный шарик)

    Педагог:

    - Ребята, посмотрите, пока мы с вами знакомились в группу залетел воздушный шарик. Посмотрите, а в нем нам прислали записку. Как же нам ее оттуда достать? Тогда закрывайте ушки! (педагог лопает шарик и достает записку)

    - Дети, записку нам прислала королева Леса.

    «Ребята, я узнала, что вы готовитесь пойти в школу, значит, уже все знаете и умеете. Помогите мне, пожалуйста, вернуть в мой лес самых маленьких его жителей. Они вернутся, если вы правильно составить их названия, которые лежат в конвертах, в корзинке под деревом. Цифры под каждой буквой помогут вам быстрее составить слово»

    - Ну что, ребята, поможем королеве леса?

    - Тогда давайте поищем ее волшебную корзиночку. (дети вместе с педагогом подходят к заранее подготовленному дереву)

    Упражнение «Составь слово из букв»

    - А вот и корзиночка с конвертами. Берите понравившийся вам конвертик и проходите за столы.

    Дети проходят за рабочие столы и выполняют задания.

    Слова: муха, пчела, бабочка, оса, шмель, комар, стрекоза, муравей, жук, кузнечик, богомол, водомерка, таракан, клоп, мотылёк.

    - Ребята, как назвать всех тех, кого мы спасли одним словом? (насекомые)

    Раздается звук летящего комара, вбегает Степка-растрепка с сачком и «ловит» насекомое.

    - Мальчик, ты кто? (Степка-растрепка)

    - Что же ты делаешь? (Слышите звук, я его ловлю. В школе мне сказали выучить какие бывают звуки. Вот я его сейчас поймаю и отнесу туда, чтоб все знали какой я молодец!)

    - Степка, хочу тебя огорчить, но в школе тебя будут спрашивать совсем про другие звуки. (Какие такие другие?)

    - Ты вот присядь, наши ребята сейчас тебе все о них расскажут. Если ты будешь внимательным, то запомнишь и сможешь порадовать свою учительницу.

    Степка-растрепка чешет в затылке, присаживается.

    Упражнение «Какие бывают звуки?»

    - Ребята, помогите, пожалуйста Степке. Скажите, какие в русском языке бывают звуки? (гласные и согласные)

    - Как мы узнаем, какой звук гласный? (если воздух не встречает преграду – это гласный звук)

    - Как узнаем, что он согласный? (воздух встречает преграду)

    Степка-растрепка: аааа, я знаю, что такое преграда – это высокий забор, например.

    - Да нет, Степка! Преграда у согласных находится у нас во рту. Вот послушай, ребята, сейчас тебе о гласных и согласных расскажут стихотворение, и ты сразу все поймешь.

    Дети хором рассказывают стихотворение:

    Гласному легко живётся:

    Голосок свободно льётся.

    Звуки гласные мы знаем,

    Гласных - шесть, запоминаем:

    А, У, О, И, Ы, Э

    У согласного в пути много кочек впереди:

    Губы, зубы и язык, он к препятствиям привык!

    «Упражнение «Звук или буква»

    Степка: теперь понятно. Буква А гласный звук, а М – согласный.

    Педагог: погоди-погоди, Степка, ты опять все напутал. Буква и звук – это не одно и тоже.

    Степка: как не одно, вот он звук А (показывает букву А)

    Педагог: да нет, это буква! Ребята, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и говорим, а буквы – мы видим и пишем)

    Степка: значит, тут у меня буквы, а я думал звуки. Но зато я с буквами знаю одну игру. Выходите-ка, ребята поиграем вместе.

    Физкультминутка «Буквы» Каждую букву Степка показывает, а дети называют

    В старом дереве дупло.

    Это домик буквы О.

    (Дети делают круговые движения руками.)

    Рядом с нею на суку

    Примостилась буква У.

    (Садятся на корточки.)

    В гости к ним издалека

    Прибежала буква А.

    (Бегут на месте.)

    Прилетела   буква Я

    На спине у воробья.

    (Машут руками, как крыльями.)

    Буквы стали веселиться:

    И смеяться, и кружиться.

    То попрыгают немножко,

    То похлопают в ладошки,

    То присядут отдохнут,

    То опять плясать начнут.

    (Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

    Упражнение «Звуковой анализ слов»

    Степка: про буквы мне теперь все понятно, но учительница всегда говорит про какие-то звуковые домики? Вы про них тоже знаете?

    Педагог: конечно! Ребята, давайте покажем Степке, вернем сбежавших звуковичков в свои домики. Вместо цифры в названии вашего насекомого поселите нужного звуковичка.

    Дети выполняют звуковой анализ слов.

    Степка: теперь понял, мы видим буквы, а произносим звук, который в ней живет!

    Упражнение «Раздели слова на слоги»

    Педагог: совершенно верно! А еще гласные звуки помогают нам определить количество слогов в слове. Наши ребята даже правило об этом знают. Сейчас они тебе его расскажут и покажут.

    Дети хором говорят правило: «Сколько в слове гласных – столько и слогов»

    - А теперь каждый из вас, пользуясь этим правилом, определит, сколько слогов в вашем слове.

    Дети выполняют задание.

    Степка: Вот спасибо вам, ребята! Побегу все чему вы меня научили расскажу учительнице, пока не забыл! Может она мне пятерку поставит! До свидания!

    Степка уходит.

    Упражнение «Найди и назови»

    Педагог: ребята, пока мы учили Степку-растрепку, совсем забыли про королеву леса. Предлагаю пойти к ней в гости и отнести всех ее маленьких жителей. Но относить мы будем не слова, а фотографии. Выберете на столе то насекомое, название которого вы составляли и отправимся в путь. А поможет нам к ней дойти мой волшебный карандаш.

       Дружно все с карандашом

       В лес волшебный мы пойдем.

       Вокруг себя мы обернемся

       К королеве доберемся!

    Дети разворачиваются, на интерактивной доске картинка леса, рядом стоит королева.

    Королева леса: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами.

    Педагог: милая королева, мы с ребятами принесли вам ваших маленьких любимцев.

    Королева леса: Спасибо, дети. Тогда помогите мне их расселить по местам, отгадав мои загадки.

    Интерактивная игра «Насекомые»

    Королева леса: Спасибо вам ребята за помощь, посмотрите, как теперь красиво в моем лесу. Предлагаю вам вместе со мной рассказать о моих маленьких любимцах.

    Пальчиковая гимнастика.

    На полянке я стою,

    Во все стороны гляжу.

    (Стоят, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

    Сколько насекомых здесь!

    (Руки через верх разводят в стороны.)

    Всех, пожалуй, и не счесть.

    Вот пчела, а вот оса,

    (Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

    Это бабочка — краса.

    Муравей и стрекоза,

    Попрыгунья, егоза.

    Все спешат, все трудятся,     (Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)

    А она красуется!

    - На память о нашей встрече я дарю вам картинку своей любимицы. Кто она, вы узнаете, если правильно соедините точки.

    Педагог: спасибо тебе королева. Нам пора возвращаться в свой любимый детский сад. Ребята закрываем глаза и вновь произносим слова волшебного карандаша:

       Дружно все с карандашом

       В детский садик мы пойдем.

       Вокруг себя мы обернемся

       В родную группу доберемся!

    3. Рефлексия.

    - Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Кого же мы сегодня вернули Королеве леса?

    - Молодцы, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, теперь и я, и наши гости уверены, что в школе вас ждут только хорошие оценки. А пока у вас есть время немного поиграть!

    О

    С

    А

    М

    У

    1

    2

    3

    1

    2

    Х

    А

    Ж

    У

    К

    3

    4

    1

    2

    3

    К

    О

    М

    А

    Р

    1

    2

    3

    4

    5

    П

    Ч

    Е

    Л

    А

    1

    2

    3

    4

    5

    Б

    А

    Б

    О

    Ч

    1

    2

    3

    4

    5

    К

    А

    Ш

    М

    Е

    6

    7

    1

    2

    3

    Л

    Ь

    С

    Т

    Р

    4

    5

    1

    2

    3

    Е

    К

    О

    З

    А

    4

    5

    6

    7

    8

    М

    У

    Р

    А

    В

    1

    2

    3

    4

    5

    Е

    Й

    К

    У

    З

    6

    7

    1

    2

    3

    Н

    Е

    Ч

    И

    К

    4

    5

    6

    7

    8

    Б

    О

    Г

    О

    М

    1

    2

    3

    4

    5

    О

    Л

    В

    О

    Д

    6

    7

    1

    2

    3

    О

    М

    Е

    Р

    К

    4

    5

    6

    7

    8

    А

    Т

    А

    Р

    А

    9

    1

    2

    3

    4

    К

    А

    Н

    М

    О

    5

    6

    7

    1

    2

    Т

    Ы

    Л

    Ё

    К

    3

    4

    5

    6

    7

    К

    Л

    О

    П

    1

    2

    3

    4

    Б

    Л

    О

    Х

    А

    1

    2

    3

    4

    5

    Группа «Теремок»

    Группа «Теремок»

    Группа «Теремок»

    Группа «Теремок»

    Группа «Теремок»

    Группа «Теремок»

    Группа «Теремок»

    Группа «Теремок»

    Группа «Теремок»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

    Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

    Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

    Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

    Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

    Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Мягкие согласные"

    Дети в игровой форме знакомятся с мягким знаком, закрепляют другие способы смягчения согласных звуков....