Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пышкарова Марина Альбертовна
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР; учитель-логопед - Пышкарова Марина Альбертовна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида №91 «Речецветик».

Тема «Дифференциация звуков  [р] – [л]»

Цель  дифференцировать звуки [р] и [л] по акустическим и артикуляционным признакам.

Задачи: 

– уточнить знания детей о звуках [р], [л] (артикуляция, характеристика);

– упражнять в дифференцировании и правильном произнесении звуков [р] и [л] в слогах, в словах и предложениях;

– закреплять умение самостоятельно выполнять ЗБА слов;

– упражнять в согласовании числительных с существительными;

– развивать фонематический слух на основе различения звуков;

– корригировать слуховую память на основе запоминания слоговых рядов и скороговорки;

– корригировать логическое мышление на основе подбора слов;

– развивать фонематический слух на основе различения звуков;

– воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности, доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать сообща.

Словарь: звук, буква, слово, согласный, звонкий, твёрдый, мягкая пара.

Материал: предметные картинки, карточки с цифрами, разрезные буквы Р и Л, символы звуков (раздаточные и демонстрационные), карточки с петельками с изображением  самолетиков, телефонные трубки, мяч, картонные звездочки, мультимедийная презентация игры «Угадай слово», аудиозапись ритмичной музыки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Упражнение «Снежный ком» (с названиями предметов по лексической теме недели)

II. 1. Введение в тему занятия

- Ребята, посмотрите, на столах рассыпались 2 буквы. Соберите их, пожалуйста.

- Какие  буквы у вас получились? (Л, Р)

2. Сообщение темы занятия

 – Сегодня мы будем повторять звуки [р] и [л], будем их сравнивать и различать.

 – Я предлагаю вам провести игру-соревнование. Согласны? Как вы хотите сегодня поработать на занятии – в командах или каждый за себя?

(Если дети решают разделиться на 2 команды, им предлагается дать название каждой команде).

- За правильные ответы вы будете получать звездочки, а в конце занятия мы их сосчитаем и узнаем, кто победил.

3. Артикуляция и характеристика звуков, сравнение

– Скажите, что нам помогает произносить звук [л] ([р])? В каком положении губы, зубы, язычок?

 – Дайте характеристику звука [р] (согласный, глухой, твёрдый, у него есть мягкая пара – звук [р’]).

 – Дайте характеристику звука [л] (согласный, звонкий, твёрдый, у него есть мягкая пара – звук [л’]).

 – Чем отличаются звуки?

 – Чем они похожи?

4. Упражнение «Поймай звук» (дети «заводят моторы», когда слышат звук [р], изображают самолет, когда слышат звук [л].

а) изолированно – р, л, р, р, л, л, л, р;

б) в слогах – ра, ру, лы, ро, тры, тла, …;

в) в словах – лак, рыба, робот, ласточка, полка, горка, ….

5. Дидактическое упражнение « Сломанный телефон» (дети повторяют слоговой  ряд с вопросительной интонацией)

Тра-тры-тро

Плы-пла-пло

Кру-крэ-кра

Сло-слу-слэ

Фрэ-фро-фры

Влы-вло-влу

6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (с мячом)

рак – лак

рама – лама

рожки – ложки

ложь – рожь 

голод – город  

плут – пруд

7. Динамическая пауза (под музыку)

А)    Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.   

Б) Гимнастика для глаз «Самолетики».

8. Дидактическая игра «Хвастунишки» (с цифрами)

Детям предлагается выбрать карточки со звуком [р] или  [л] и карточку с любой цифрой (от 1 до 9).

Дети согласовывают числительное с названием предмета, изображенного на картинке. Например: «У меня пять карандашей».

9. Дидактическое упражнение «Угадай слово»

На экране появляется слог РА.

Дети читают, называют слова, начинающиеся со слога РА до тех пор, пока исходное слово не будет угадано. Если слово названо, появляется картинка, например, РАКУШКА.

Аналогично со слогом  ЛА.

10. Дидактическое упражнение «Выложи схему слова»

РАБОТА, ЛАНДЫШ

11. Дидактическое упражнение «Повтори скороговорку»

                  У орла два крыла.

III. Подведение итогов  (подсчет звездочек – выявление победителя). Оценка деятельности детей.

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...