Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Тема: «Звук и буква «С»

Лексическая тема: «Зима»

Коррекционно - образовательные цели: обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлений в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по лексической теме. Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов, образование новых слов, отгадывание загадок. Совершенствование навыков анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения слов. Профилактика дисграфии, дислексии. Совершенствование умения разгадывать ребусы.

Коррекционно – развивающие цели: развитие мелкой и общей моторики, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного и слухового внимания и восприятия.

Коррекционно – воспитательные цели: воспитание навыков учебной деятельности, сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки снеговика, схемы, кассы букв, контейнер с фасолью, снежинки, сосульки, ребус, слово с «поломанными» буквами.

Ход занятия:

1. Организационный момент.(Объявление темы занятия. Развитие мелкой моторики. Подбор прилагательных к слову «снежинка»)

Логопед встречает детей у дверей кабинета, приглашает их пройти к столику, на котором стоит контейнер с белой фасолью, среди фасоли спрятаны пластмассовые снежинки.

Логопед:  Я наполнила этот контейнер маленькими волшебными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опустите руки в бассейн, найдите по одной снежинке и назовите, какая снежинка (белая, пушистая, легкая, блестящая, крупная, искрящаяся).

2. Основная часть.

Отгадывание загадок.

- Ребята, послушайте загадки:

 Белая звездочка с неба упала,                       Сели детки на карниз

 Мне на ладошку легла и пропала.                И растут все время вниз.

                            (снежинка)                                                (сосулька)

 Одеяло белое не руками сделано,

 Не ткалось и не кроилось,

 С неба на землю спустилось.   (снег)

- А какой первый звук во всех этих словах?

Характеристика звука по схеме.

- Что делают наши губы, зубы, язык , когда мы произносим звук [с]?

А какой это звук? (согласный, твердый, глухой).

Развитие умения отгадывать объект по признакам.

К нам торопится гость, но кто это, попробуйте отгадать.

Он белый, большой, холодный, гладкий, его имя начинается со звука  [с]? Правильно, это снеговик. Его любимое занятие это игра в снежки. Он предлагает поиграть с ним.

Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре                            - загибают пальчики;

Мы с тобой снежок слепили -              «лепят», меняя положение ладоней;

Круглый, крепкий, очень гладкий     - показывают круг, сжимают

                                                               ладони, гладят одной ладонью другую;

И совсем – совсем не сладкий.          – грозят пальчиком;

Раз – подбросим,                                 - подбрасывают воображаемый снежок;

Два – поймаем ,                                  - приседают, ловят снежок;

Три – уроним                                     - встают, роняют снежок; 

И сломаем.                                         – комкают ладонями снежок.

                                                  Н.В. Нищева

- А какие вы ещё знаете слова со звуком [с]?

- А сможете помочь снеговику подобрать родственные слова к слову «снег»?

Подбор родственных слов к слову «снег»                            

-Я буду читать стихотворение «Снегопад», а вы добавлять подходящие по смыслу слова, причем похожие на слово «снег».

                       Тихо, тихо, как во сне,

                       Падает на землю …(снег).

                       С неба всё скользят пушинки –

                       Серебристые …(снежинки).

                       Кружатся над головою

                       Каруселью … (снеговою).

                       На поселки, на лужок

                       Всё снижается … (снежок).

                       Землю белой, чистой, нежной

                       Застелил постелью …(снежной).

                       Вот веселье для ребят –

                       Всё сильнее - … (снегопад).

                       Все бегут вперегонки,

                       Все хотят играть в … (снежки).

                       Снежный ком на снежный ком,

                       Всё украсили …(снежком),

                      Словно в белый пуховик

                      Нарядился …(снеговик).

                      Рядом снежная фигурка –

                      Эта девочка - … (Снегурка).

                      На снегу – то, посмотри –

                      С красной грудкой …(снегири).

                      Словно в сказке, как во сне,

                      Землю всю украсил.. .(снег).

- Какие же родственные слова вы запомнили?

Разгадывание ребуса.

- Ребята, в этих картинках зашифровано название предмета, который необходим зимой. Его можно прочесть по первым звукам названий картинок.

(картинки: сосулька, аист, ножницы, игла; слово: «САНИ»)

Выкладывание слова в кассах букв и составление схемы слова.

- Давайте выложим это слово буквами. А теперь составим схему этого слова.

                                      ___________

                                     ____       ____

                                     

с

к

з

к

Развитие общей моторики.

- Снеговик предлагает еще поиграть с ним.

Снеговик.

Давай, дружок, смелей, дружок,   - идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок.           перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком,      - «рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.              – «рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                  - широко улыбаются;

Два глаза, шляпа, нос, метла.       – показывают глаза, прикрывают голову

                                                            ладошкой, дотрагиваются до носа,

                                                           встают прямо, как бы держат

                                                           воображаемую метлу;

Но солнце припечет слегка -          медленно приседают;

Увы! И нет снеговика.                     разводят руками, пожимают плечами.

Развитие лексико – грамматического строя речи

- Какой снег? Снег на солнышке искрится, значит, он …(искрящийся),

 сверкает – (сверкающий), серебрится – (серебристый), рассыпается – (рассыпчатый), хрустит – (хрустящий).        

Развитие фонематического слуха

-Я прочту вам стихотворение о зиме. В этом стихотворении есть много звуков [с], вы, как услышите этот звук, положите перед собой сосульку. А потом посчитаете, сколько сосулек – столько и звуков в этом стихотворении.

                         Выпал беленький снежок,

                         Соберемся мы в кружок.

                         Снег, снег, белый снег

                         Засыпает он нас всех.          (9)

Профилактика дисграфии и дислексии.

- Здесь было написано слово, но пошел снег и часть букв засыпал. Что же здесь было написано?  Давайте отремонтируем буквы.

3. Итог занятия.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с речевыми нарушениями "Звук и буква (Й)-(А); Я "

Тема: Звуки [Й] [А]. Буква Я.Цель: Познакомить со звуками [Й] [А], объяснить, что они образуют букву Я. Учить выкладывать на колодке-шеститочии букву Я.Задачи:Образовательная:- уточнить представления ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.

Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...