Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx28.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

    Тема: «Звук и буква «С»

    Лексическая тема: «Зима»

    Коррекционно - образовательные цели: обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлений в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по лексической теме. Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов, образование новых слов, отгадывание загадок. Совершенствование навыков анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения слов. Профилактика дисграфии, дислексии. Совершенствование умения разгадывать ребусы.

    Коррекционно – развивающие цели: развитие мелкой и общей моторики, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного и слухового внимания и восприятия.

    Коррекционно – воспитательные цели: воспитание навыков учебной деятельности, сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.

    Оборудование: картинки снеговика, схемы, кассы букв, контейнер с фасолью, снежинки, сосульки, ребус, слово с «поломанными» буквами.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.(Объявление темы занятия. Развитие мелкой моторики. Подбор прилагательных к слову «снежинка»)

    Логопед встречает детей у дверей кабинета, приглашает их пройти к столику, на котором стоит контейнер с белой фасолью, среди фасоли спрятаны пластмассовые снежинки.

    Логопед:  Я наполнила этот контейнер маленькими волшебными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опустите руки в бассейн, найдите по одной снежинке и назовите, какая снежинка (белая, пушистая, легкая, блестящая, крупная, искрящаяся).

    2. Основная часть.

    Отгадывание загадок.

    - Ребята, послушайте загадки:

     Белая звездочка с неба упала,                       Сели детки на карниз

     Мне на ладошку легла и пропала.                И растут все время вниз.

                                (снежинка)                                                (сосулька)

     Одеяло белое не руками сделано,

     Не ткалось и не кроилось,

     С неба на землю спустилось.   (снег)

    - А какой первый звук во всех этих словах?

    Характеристика звука по схеме.

    - Что делают наши губы, зубы, язык , когда мы произносим звук [с]?

    А какой это звук? (согласный, твердый, глухой).

    Развитие умения отгадывать объект по признакам.

    К нам торопится гость, но кто это, попробуйте отгадать.

    Он белый, большой, холодный, гладкий, его имя начинается со звука  [с]? Правильно, это снеговик. Его любимое занятие это игра в снежки. Он предлагает поиграть с ним.

    Развитие мелкой моторики.

    Раз, два, три, четыре                            - загибают пальчики;

    Мы с тобой снежок слепили -              «лепят», меняя положение ладоней;

    Круглый, крепкий, очень гладкий     - показывают круг, сжимают

                                                                   ладони, гладят одной ладонью другую;

    И совсем – совсем не сладкий.          – грозят пальчиком;

    Раз – подбросим,                                 - подбрасывают воображаемый снежок;

    Два – поймаем ,                                  - приседают, ловят снежок;

    Три – уроним                                     - встают, роняют снежок; 

    И сломаем.                                         – комкают ладонями снежок.

                                                      Н.В. Нищева

    - А какие вы ещё знаете слова со звуком [с]?

    - А сможете помочь снеговику подобрать родственные слова к слову «снег»?

    Подбор родственных слов к слову «снег»                            

    -Я буду читать стихотворение «Снегопад», а вы добавлять подходящие по смыслу слова, причем похожие на слово «снег».

                           Тихо, тихо, как во сне,

                           Падает на землю …(снег).

                           С неба всё скользят пушинки –

                           Серебристые …(снежинки).

                           Кружатся над головою

                           Каруселью … (снеговою).

                           На поселки, на лужок

                           Всё снижается … (снежок).

                           Землю белой, чистой, нежной

                           Застелил постелью …(снежной).

                           Вот веселье для ребят –

                           Всё сильнее - … (снегопад).

                           Все бегут вперегонки,

                           Все хотят играть в … (снежки).

                           Снежный ком на снежный ком,

                           Всё украсили …(снежком),

                          Словно в белый пуховик

                          Нарядился …(снеговик).

                          Рядом снежная фигурка –

                          Эта девочка - … (Снегурка).

                          На снегу – то, посмотри –

                          С красной грудкой …(снегири).

                          Словно в сказке, как во сне,

                          Землю всю украсил.. .(снег).

    - Какие же родственные слова вы запомнили?

    Разгадывание ребуса.

    - Ребята, в этих картинках зашифровано название предмета, который необходим зимой. Его можно прочесть по первым звукам названий картинок.

    (картинки: сосулька, аист, ножницы, игла; слово: «САНИ»)

    Выкладывание слова в кассах букв и составление схемы слова.

    - Давайте выложим это слово буквами. А теперь составим схему этого слова.

                                          ___________

                                         ____       ____

                                         

    с

    к

    з

    к

    Развитие общей моторики.

    - Снеговик предлагает еще поиграть с ним.

    Снеговик.

    Давай, дружок, смелей, дружок,   - идут по кругу, изображая, будто катят

    Кати по снегу свой снежок.           перед собой снежный ком.

    Он превратится в толстый ком,      - «рисуют» руками большой круг.

    И станет ком снеговиком.              – «рисуют» снеговика из трех комков.

    Его улыбка так светла!                  - широко улыбаются;

    Два глаза, шляпа, нос, метла.       – показывают глаза, прикрывают голову

                                                                ладошкой, дотрагиваются до носа,

                                                               встают прямо, как бы держат

                                                               воображаемую метлу;

    Но солнце припечет слегка -          медленно приседают;

    Увы! И нет снеговика.                     разводят руками, пожимают плечами.

    Развитие лексико – грамматического строя речи

    - Какой снег? Снег на солнышке искрится, значит, он …(искрящийся),

     сверкает – (сверкающий), серебрится – (серебристый), рассыпается – (рассыпчатый), хрустит – (хрустящий).        

    Развитие фонематического слуха

    -Я прочту вам стихотворение о зиме. В этом стихотворении есть много звуков [с], вы, как услышите этот звук, положите перед собой сосульку. А потом посчитаете, сколько сосулек – столько и звуков в этом стихотворении.

                             Выпал беленький снежок,

                             Соберемся мы в кружок.

                             Снег, снег, белый снег

                             Засыпает он нас всех.          (9)

    Профилактика дисграфии и дислексии.

    - Здесь было написано слово, но пошел снег и часть букв засыпал. Что же здесь было написано?  Давайте отремонтируем буквы.

    3. Итог занятия.           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме: "Вежливые слова".

    Закрепление знаний и умений использования в речи вежливых слов. Закрепление узнавания, выкладывания и чтения гланых букв (а, о, у, и)....

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...