конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком [Й] и буквой Й» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Знакомство со звуком [Й] и буквой Й

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://gympushkova.mskobr.ru/attach_files/logo/%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82.jpgМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                                                             УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы по образовательной области

речевое развитие: обучение грамоте.

Тема: «Звук [Й] и буква Й»

                                       

                                                                                               

                                                                                             Подготовила и провела

                                                            Воспитатель : Сташкова В.В.

г. Москва г. Троицк  2023

Занятие на тему: «Знакомство со звуком [Й] и буквой Й»

 в подготовительной к школе группе

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с мягким согласным звуком [й`], буквами Й, й; учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] в словах;  образовывать родственные слова

Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память; совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.

Воспитательные: воспитывать дружеские отношения между детьми; продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.

 Материал и оборудование: доска магнитная,  картинки на звук [Й] на каждого ребёнка,  массажные мячи, тетради, простые карандаши, карандаши красного, синего и зеленого цвета, полоски бумаги, символы и схемы для звуко – слоговых схем; буквы Й, й ; презентация с заданиями.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть какие вы большие и как умеете правильно говорить и отвечать полными ответами. Поздоровайтесь с гостями.

– Встаньте в круг. А теперь всё внимание на меня.

– Ребята, я хотела познакомить вас сегодня с новым удивительным звуком, который сам очень необычен, да ещё знает много интересных игр для детей. . Сначала послушайте меня, я произнесу ряд слов, а вы их внимательно послушайте, подумайте и определите  чем они похожи

 – чай, май, край, змей, воробей, ручей,
Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].)- Правильно это звук
[ Й]. Это очень интересный звук. Он приготовил для вас много игр. Хотите узнать о нем больше?

       Характеристика звука

   Расскажите,   как расположены зубки? (сближены «заборчиком»),

 язычок как себя ведёт? (кончик языка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твёрдому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя.

– Кто даст характеристику звуку [ Й]?

– Это звук согласный, звонкий (горлышко «работает»), мягкий всегда.

-  Нужно запомнить, что этот согласный звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым цветом).

Произношения звука [ Й]  в слогах.

Речевая зарядка:

 Ой – ой – ой – ходит волк злой!

 Ай – ай – ай – испекли мы каравай!

 Ей – ей– ей – на ветке воробей!

Ай – ай – ай – очень быстро убегай!

– Садитесь на места.

         3. Сказка про звук[ Й]  

1 слайд  

Ребята, послушайте сказку о звуке [ Й]  ?

« В одной стране под названием Азбука Жил был звук [ Й]   .

 Было ему одному скучно и решил он найти себе друзей.

Слайд 2. (Появляется красный замок.)

Пошел он в красный замок.

- Кто живет у нас в красном замке?(ответы детей)

Постучался он к ним. Открыли ему звуковки дверь и спрашивают его:

- А умеешь ли ты петь? Мы все певуньи, всегда поем.

-Нет, - отвечает звук Й.

- Тогда мы не можем тебя взять к себе жить.

Пошел тогда звук Й к синему замку.

. (Появляется синий замок.)

- Кто живет в этом замке?(ответы детей)

Они спрашивают:

- Ты можешь говорить громко и твердо?

-Нет, - отвечает звук Й.

И твердые звуки тоже не взяли его к себе жить.

Вздохнул звук Й и отправился к зеленому замку.

. (Появляется зелёный замок).

- А кто живет в этом замке?(ответы детей)

Объяснил он этим звукам, что нигде его не принимали т. к. он не умеет петь и говорить громко и твердо.

И мягкие согласные звуки с радостью приняли его в свой замок.

Так он стал жить поживать в этом зеленом замке.

- Где же нашел себе друзей звук Й?

Рассматривают изображения замков - гласных звуков (красный)

- согласных твердых звуков (синий замок)

- согласных мягких звуков (зеленый замок)

Словоизменение (cлайд со звуком [ Й ] )

Ребята, звук [ Й]  хочет с вами поиграть.

Сейчас поиграем в игру  «Измени слово» .Будьте внимательными. Не забываем наше правило- слушаем, думаем, потом отвечаем

Слово нужно изменить так, чтобы в нём появился звук [ Й ]. Например: копеечка – копейка.

Отвечать будем по цепочке;

Маечка – майка                заяц – зайчик (зайка)           скамеечка – скамейка                        

яичко – яйцо                    соловушка – соловей            гаечка– гайка  

линеечка – линейка          воробышек – воробей         леечка– лейка

- Молодцы! И с этим заданием вы справились

Определить местоположение звука в словах. Игра «Где звук живет» задание дифференцированного характера

Картинки на каждого ребёнка и «звуковые дорожки». Раздаются картинки, а дети определяют позицию звука в слове.

– Ребята, Звук [ Й ]  может жить в начале, в середине и в конце слова. Попробуем определить место звука в словах. У вас на столе есть картинки. Возьмите их. Произнесите шёпотом свой предмет. Определите его место в слове. а затем обозначьте нужным цветом     на «звуковой дорожке » позицию звука [ Й ]  .  

- Каким цветом будете обозначать звук [ Й ]  ? (зеленым)

Ответы детей после выполнения задания.

– Молодцы.

Ребята, посмотрите на свои схемы. Где расположен звук [ Й ]   в слове чаще, в середине, в начале или в конце? (ответы детей)

 Итак ,делаем Вывод: чаще всего звук [ Й ] встречается в середине и в конце слова. В начале слова [ Й ] встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

Деление слов на слоги.

– А теперь Игра «Слоговой магазин». Деление слов на слоги.

– Разделите своё слово на слоги. На вашем листе под рисунком нарисован прямоугольник. разделите его карандашом  на столько частей, сколько слогов в вашем слове.

Например: – В моём слове 3 слога, поэтому я разделил прямоугольник  на 3 части.

Ответы детей. Добиваться полных ответов.

– Мне очень понравилось, как вы отвечали и смогли правильно разделить свои слова.

– А теперь подойдите ко мне и немного отдохнём,

           Физминутка.

Вправо-влево головой

           Руки вверх! Перед собой

           Топни правою ногой

           Вправо шаг. На месте стой.

           Топни левою ногой

          Влево шаг. На месте стой.

 Самомассаж  рук  с помощью  мячиков и игра «Наоборот».

– А теперь возьмите из корзины мячи и помассажируем ладони рук. Дети проводят самомассаж рук, катают мяч в ладонях и играют в игру «Скажи наоборот»

Нам с тобой пришёл черёд,

Сыграть в игру наоборот.

– Вы продолжаете катать мяч и отвечать по – очереди (начнём слева на право):

Высокий – низкий          старший – младший            грязный – чистый

мягкий – твёрдый          злой – добрый                       грустный – весёлый

широкий – узкий            старый – молодой               тяжёлый – лёгкий.

 

– Вам понравилась игра, как она называлась? –  (игра – наоборот).

- Пройдите на свои места.

Подбор родственных слов.

– Садитесь на места и послушайте загадку:

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежда в два цвета–

На зиму и лето  (заяц).

А как ласково назвать зайца? (Зайчик, зайка). Назовите ещё слова – родственники к слову заяц. (зайчиха, зайчата, заюшка, заинька, зайчишка,), нора чья ?хвост чей? туловище чьё? лапы чьи?(заячья...).

Звуковой анализ слова зайка(слайд с зайкой)

Слайд 4

Вот сколько много слов назвали, а теперь скажите:

– Сколько звуков в слове зайка? (5)

– Назовите первый звук. Последний звук. ( 2-ой, 3-й, 4 – й  звуки.) 

– Назовите гласные звуки. Сколько гласных звуков в этом слове?  (2 – а, а), значит сколько слогов? – тоже два, напомните правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

 – Назовите твёрдые согласные звуки.

 – Назовите мягкие согласные звуки.

– И с этим заданием вы справились, Молодцы!

 Гимнастика для глаз:

– Проведём гимнастику для глаз

Ребята, а сейчас все посмотрите только глазками вверх, вниз,

вправо, влево, на доску, на окошко, на двери.

           Знакомство с буквой Й

Слайд 4

Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую  он обозначает - буква  И  краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

-  Ребята, давайте вспомним с вами, чем буквы отличаются от звуков? (ответы детей) -Молодцы.

-А теперь давайте познакомимся с буквой Й

- На что похожа буква Й ?  

-Сколько элементов в букве?

- Как мы ее пишем? – (Сверху вниз и посередине наискосок вверх слева направо  и снова сверху вниз)

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Чтобы Й не спутать с И

Сверху галочку пиши.

      14. Печатание букв Й,й  в тетрадках

15  Итог занятия: – Скажите, с каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Чем понравилось занятие? В чём затруднялись?

- Мне очень понравилось,  как вы сегодня занимались и играли в игры. Спасибо всем. А теперь встаньте, попрощайтесь с гостями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА » Подготовила и провела Воспитатель : Сташкова В.В. г. Москва г. Троицк 2023

Слайд 5

З А Й К А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство с буквой и звуком Т.

В конспекте представлена информация по обучению с новой буквой и звуком Т в подготовительной школе группе по программе "Предшкола Нового поколения"....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Страна Звуков»

Данный комплекс включает в себя задания по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятия проходят в форме путешествия по волшебной "Стране Звуков". В игровой форме происходит р...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...