«Песочная терапия как средство речево-го развития ребёнка» Семинар - практикум
презентация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. 26.07.1975 г.– 6.06.1961 г.
Наше дошкольное учреждение имеет световой стол для рисования песком. Тематика и содержание занятий могут быть разнообразны, в зависимости от доминирующий задачи занятия. Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Цель : Развивать фонематический слух и восприятие Автоматизация поставленных звуков Обучать навыкам анализа и синтеза слогов, односложных слов. Активизировать мыслительные процессы Развивать графические навыки Расширять и активизировать словарный запас
Задачи: развитие диафрагмального дыхания развитие фонематических представлений совершенствование грамматического строя речи автоматизация поставленных звуков обучение грамоте развитие связной речи формирование слоговой структуры речи развитие мелкой моторики
Ожидаемые результаты: сформированность навыка общения сформированность навыка правильного звукопроизношения формирование воздушной струи формирование фонематического слуха и восприятия формирование навыка звукового анализа и синтеза развитие мелкой моторики рук сформированность графических навыков активизация словаря развитие связной речи развитие логического компонента мышления
Обучающие игры направлены на: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; накопление словарного запаса; развитие восприятия различного темпа речи; развитие высоты и силы голоса; работа над дыханием; развитие внимания и памяти; развитие фонематического слуха Познавательные игры игры на знакомство с окружающим миром Проективные игры , с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Если перенести традиционное обучение и развивающее задание в песочницу, то получим дополнительный эффект. С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их. Единство коррекционных задач и особая позиция логопеда делают метод песочной терапии особой формой взаимодействия в диаде «ребенок-логопед», позволяют обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулируют их активность. Одним из важных условий успешного формирования речевой деятельности, является эмоциональный фон ребенка, его настроение, уровень включенности в процесс занятия.
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи. «Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. «Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение. «Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца. «Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное. «Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.
Словарная работа «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей. Совершенствование грамматического строя речи «Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось. «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. «Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Развитие фонематических представлений Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков. «Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук. «Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы. «Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда. «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове. «Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
Формирование слоговой структуры слова «Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. «Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску. «Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги. Развитие связной речи «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке. «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
Обучение грамоте «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу». «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук. «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.
Развитие мелкой моторики «Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д. Упражнение «Необыкновенные следы»: — «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; — «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; — «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой; — «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-630064-1510400956.png)
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/21/picture-1245438-1703151204.jpg)
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший вос...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/20/picture-1126894-1587383576.jpg)
Консультация для родителей -Песочная терапия как средство речевого развития.
Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприят...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1277993-1602601905.jpg)
Консультация для родителей «Песочная терапия как средство речевого развития»
Песочная терапия — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-652779-1635682705.jpg)
Консультация для родителей «Песочная терапия как средство речевого развития».
Консультация для родителей«Песочная терапия как средство речевого развития»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1449144-1675794882.jpg)
Консультация для воспитателей ""Песочная терапия ,как средство речевого развития дошкольников ".
Цель песочной терапии не менять и переделывать ребёнка ,не учить каким-то поведенческим навыкам , а дать ребёнку быть самим собой. Технология песочной терапии многофункциональна , она позв...