конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе "А в Африке..."
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект29.79 КБ

Предварительный просмотр:

         «А в Африке, а в Африке…»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Дикие животные жарких стран»

                  Составила и провела учитель-логопед ГБДОУ №93 Шибалова Т.А.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Расширение словаря по теме: «Дикие животные жарких стран»
  • Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
  • Развитие слогового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Активизация речевой деятельности детей.
  • Использование моделирования при работе над словом и предложением.
  • Развитие  временной и пространственной ориентировки, развитие фонематического слуха,  зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти, наблюдательности.
  • Развитие  общей моторики, координации речи с движением. 

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование положительной установки на участие в мероприятии.
  • Воспитание культуры общения, умение выслушивать ответы товарищей.
  • Воспитывать самостоятельность. Развивать навыки коллективной работы.
  • Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

   Оборудование:

  •  Песочница, игрушки животных жарких стран, глобус, кубик с моделями слов, индивидуальные конверты с набором моделей для схемы предложений, аудиозапись голосов животных, DVD проигрыватель, презентация, интерактивная доска.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит», разучивание      физкультминутки, пальчиковой гимнастики.

               

                                        Ход занятия


I  Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. ( Дети здороваются).

Логопед: Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, рукой левой помахали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!

II Сообщение темы занятия  

Слайд №1 (обезьяна с узелками)

В нашу группу очень рано,
Постучалась обезьяна.
И с порога закричала:
«Вот, примите телеграмму!»

Телеграмму мы раскрыли,
И ужасно удивились!
Не из Америки, не из Бразилии,
Не из Японии и не из России.
А ведь всего за два часа,
Она из Африки дошла.

Логопед: Вы уже догадались, что это?
Дети: Это узелковое письмо.
Логопед: Ребята, откуда к нам пришло это письмо?
Дети: Письмо пришло из Африки.


Логопед: Чтобы узнать, что здесь написано, надо правильно расшифровать это письмо. Посмотрите, узелок, какого цвета находится между синим и оранжевым?
Дети: Серый.
Логопед: Если серый узелок находится между синим и оранжевым, это означает слово «
помогите» 
Логопед: А где находится розовый узелок?
Дети: Розовый находится после зеленого.
Логопед: Если розовый висит после зеленого, это означает слово
«дети».

Логопед: Если оранжевый узелок висит справа от серого это  означает слово «позовите». Где висит оранжевый узелок?
Дети: Оранжевый висит справа.
Логопед: Какой узелок висит перед коричневым?

Дети: красный узелок
Логопед: Правильно, красный узелок перед коричневым означает слово
«заболели».

Логопед: Какой узелок находится после красного, но перед желтым?

Дети: Черный узелок.

Логопед: Это обозначает слово «наши».

Логопед: Какой узелок заканчивает письмо?

Дети: Фиолетовый узелок.

Логопед: Если фиолетовый в конце, то это означает слово «Айболит»

Логопед: Сложите слова вместе так, чтобы стало понятно, что написано в письме, которое мы расшифровали  (Помогите! Наши дети заболели. Позовите Айболита)

Слайд №2 (расшифрованное письмо)

Логопед: Ребята, надо спасать зверей. Давайте позовем Айболита.

Дети: Добрый доктор Айболит, приходите

            Зверям Африки помогите!

Входит Айболит (воспитатель): Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые. Это вы меня звали?

Логопед: В детский сад  к нам попала телеграмма из Африки. Мы ее расшифровали, а там написано: Помогите! Наши дети заболели. Позовите Айболита.

Айболит: Африка! Африка! А где же эта Африка находится?

Айболит с детьми подходят к глобусу.

Айболит: Дети, вы в какой стране живете? (в России)

                  А в каком городе? (Санкт-Петербурге)

                  А где же Африка, далеко или близко? (дети рассматривают глобус)

                 

Айболит: Ладно! Ладно! Побегу!

                  Бедным зверям я помогу!

                  А вы, дети, со мной?

                  Ну что, отправляемся в путь?

IIIОсновная часть

Динамическая пауза под песню из к/ф «Красная шапочка» (дети выполняют движения согласно словам песни)

Если долго, долго, долго,

Если долго по тропинке,

Если долго по дорожке

Топать, ехать и бежать.

То, пожалуй, то конечно,

Можно в Африку прийти!

А-а в Африке реки вот такой ширины!

А-а в Африке горы вот такой вышины!

А-а крокодилы, бегемоты,

А-а обезьяны, кашалоты,

А-а и зеленый попугай.

Логопед: Перед нами море. Как нам его переплыть? (надо сесть на корабль)

Слайд №3 (корабль на море)

Логопед: Нам надо плыть через два моря: Черное и Средиземное. Чтобы наш путь был не скучен, мы с вами поиграем. Давайте вспомним зверей, которые живут в Африке. Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Д/И «Угадай животное»- слухового внимания и фонематического слуха

- Название этого животного начинается с согласного звука [Б], а заканчивается на [т] (бегемот)

- начинается с согласного [Н], а заканчивается на [г] (носорог)

- начинается с мягкого согласного [3ь], а заканчивается на гласный звук (зебра)

-начинается с твердого согласного [к], состоит из трех слогов (крокодил)

- начинается с согласного, который всегда твердый и состоит из двух слогов (жираф)

- название этих животных состоит из одного слога (лев, слон)

Логопед: Молодцы! Отгадали все загадки и назвали всех животных.

                  У меня есть кубик, а на нем разные фигуры. Давайте вспомним, что они обозначают?

(красный квадрат - «живые» предметы, белый квадрат - «неживые» предметы, кружок - признак предмета, треугольник- действие предмета, прямоугольник- «маленькое» слово, предлог)

Логопед: Я буду кидать кубик, а вы называть те слова, которые обозначают каждая фигура.

Логопед: А теперь я приглашаю вас в каюту корабля и там мы продолжим игру.

Давайте с помощью этих фигурок выложим предложение «Маленькие львята греются под жарким солнышком».

Поменяйте местами фигуры: 1-4, 2-5, 3-6, 4-3, 5-1, 6-2. Как теперь будет звучать предложение? «Под жарким солнышком греются маленькие львята»

Молодцы! А теперь сами придумайте предложения про любое животное жарких стран и выложите его схему.

(Примерные предложения детей: Ловкая обезьяна прыгает по деревьям. В реке плавает зубастый крокодил. По степи бежит полосатая зебра. И т.д.)

Логопед: Очень хорошие предложения вы придумали и правильно составили схему.

Пока мы играли, наш корабль причалил к Африке.

Слайд №4 (корабль подплывает к материку Африка)

В Африке надо быть очень внимательным, чутко прислушиваться к окружающим звукам. Опасность может подстерегать на каждом шагу. Закройте глаза и послушайте голоса животных Африки, а потом скажите, чей голос вы слышали.

Звучит аудиозапись «Голоса животных Африки»

(Предполагаемые ответы детей: Я слышал обезьяний крик, слоновий крик, львиное рычание, тигриное рычание.)

Логопед: В джунглях Африки надо быть очень зорким, чтобы заметить животных.

Слайд №5 (На экране изображение «Джунглей»).

Д/И «Кого я вижу»- образование прилагательных от существительных

Логопед: Кого вы заметили в джунглях?

Предполагаемые ответы детей:

-В джунглях прячется лев. Как ты догадался? Я вижу львиную гриву.

- В реке стережет добычу крокодил. Почему ты так думаешь? Я вижу крокодилью пасть.

-Среди лиан качается обезьянка. Как узнали об этом? Я вижу обезьяний хвост.

- Я заметил слона, потому что вдалеке видны слоновьи уши.

Логопед: Молодцы! Вы заметили всех притаившихся животных.

 А вот и больные животные, которые нам прислали телеграмму. (Открываем песочницу, в которой расставлены животные)

Назовите всех животных (дети перечисляют)

Логопед: И рада и счастлива вся детвора.

                    Приехали, приехали мы к вам

ВСЕ: Ура! Ура!

Логопед: Айболит, я знаю, знаю, почему заболели животики у бедных животных – они что-то не то съели. Ребята, давайте вспомним, кто, чем питается, и разделим животных: справа поставим травоядных, а слева-хищников.

Д/И «Хищники и травоядные»

 

Логопед:                                И бежит Айболит к бегемотикам

                                                 И хлопает их по животикам.

   И всем по порядку дает шоколадку,

                                                 И ставит, и ставит им градусники!

                                                 Вот и вылечил он их Лимпопо!

Вот и вылечил больных Лимпопо!

И пошли они смеяться Лимпопо!

И плясать и баловаться Лимпопо!

Каждый ребенок берет животное и под песню «Чунга-чанга» танцуют.

Логопед: Нам тоже пора возвращаться домой.  Давайте попрощаемся с животными.

Слайд №6 (на экране самолет)

Логопед: Самолет рейсом Африка - Санкт-Петербург ждет нас. Летим!!!

 

Декламация с движением рук:

Мы летели высоко.

Мы летели низко,

Мы летели далеко,

Мы летели близко.

IV Итог

Логопед: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Давайте вспомним всех зверей, которые живут в Африке, и которыми мы подружились.

Пальчиковая гимнастика:
Я в путешествие попал,
И в жарких странах побывал,
И увидел там шакала,
Страуса, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
Хорошо живется им –
Не бывает снежных зим.

Логопед: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.

«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.)

«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы.)

«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.)

«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.)

«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)

«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)

«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)

 

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в Африку. Вам понравилось? Что вам запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествуем по морю"

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у пожарного».

Конспект по развитию речи  в подг. к школе группе на тему: «В гостях у пожарного»....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе...