"Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гаджиева Анна Александровна

практикум для педагогов и родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Золушка»

Практикум

"Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Подготовила:

учитель-логопед

Гаджиева А.А

г. Когалым, 2019

1слФормирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям:

- морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);

- словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);

- синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.

Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания и обучения детей, достаточный уровень речевой практики.

Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи.

В речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи.

2сл Диагностика показала основные пробелы в усвоении грамматического строя языка.

  •  Предлоги
  • Словоизменение (образование множественного числа существительных, счет до 5 – согласование существительных с числительным, образование уменьшительно-ласкательных форм)
  • Словообразование (образование относительных форм прилагательных, образование прилагательных от существительных)

Понятно, что дошкольники не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка сразу, поэтому все лексико-грамматические категории изучаются в порядке возрастающей сложности.

Во второй младшей группе необходимо регулярно организовывать игры и упражнения на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, 3слнапример игра один-много кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи. Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, который дает педагог. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить его.

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей, и имеет важнейшее значение для всего последующего развития детей.

Расширяется круг грамматических категорий, которые дети усваивают в процессе спец. игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала.

Педагог подбирает словесный материал для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило, например правило выбора окончаний существительных в родит. падеже мн. числа в зависимости от окончания в именит падеже (полы – нет полов, столы – нет столов, но стул – нет стульев, нет деревьев). 4слМожно использовать игру чего не хватает, но это уже для более старшей группы

В средней группе проводят игровые упражнения. Например, в процессе игры «загадка» дети при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов («Отгадайте, о ком эти слова – о собаке или о щенке: пушистая, добрая, веселая?», 7 сл. подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому педагог доброжелательно относится к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность и чтобы они в итоге получили образец правильной речи. (О собаке скажем – веселая, а о щенке – веселый. Веселая щенок нельзя сказать). Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляются в процессе обучения связной речи. Этому способствуют вопросы проблемного характера: «Почему воробей спокойно клюет хлеб из собачьей миски и не улетает?» и др.

В старшей группе на занятиях помимо обучения словоизменению и слов. Это пересказ ( мы можем пользоваться мнемотаблицами или графические схемы) и рассказывание в ситуации письменной речи, игра называется «Интервью» : ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а педагог записывает. Такой прием замедляет темп речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления. В этом возрасте у детей должны быть усвоены основные грамматические формы: падежные формы имен существительных ед. числа и мн. числа, изменение большинства имен прилагательных, числам и родам. Дети в своей речи пользуются сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений вызывают затруднения. Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

В подготовительной группе по развитию грамматически оформленной речи должна занимать большое место. Так же как и в предшествующие годы, она осуществляется на спец. занятиях и в связи с другими видами деятельности. Большое внимание уделяется составлению самостоятельных рассказов-описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин. Педагог должен добиваться, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы.

Фантастический зверь – мастер класс.

Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных. Научить анализировать изображение фантастического зверя, определять, из каких частей других животных оно составлено. Развивать взаимоконтроль партнеров по игре при выполнении заданий (подготовительная группа). Развивать у детей чувство юмора.

Игровой материал: Картинки с силуэтным изображением фантастических зверей, составленных из 2-х частей разных животных: поросёнка с собачьей головой, петуха с лисьим хвостом, медведя с птичьей головой и т.п. (старшая группа). Конверт для картинок.

Ход игры: В старшей группе играет четное количество детей. Воспитатель предлагает детям сесть за стол друг напротив друга (парами). Показывает конверт и рассказывает, что один знакомый веселый художник передал для них конверт со своими картинками. А что он нарисовал, сейчас узнаем. Достает демонстрационную картинку, показывает детям, выслушивает их высказывания, потом спрашивает: «Кто это? Может быть, верблюд? Нет, это не верблюд. У верблюда нет рогов, а у этого зверя — оленьи рога, поросячья голова, гусиная шея, лошадиный хвост и коровье вымя. Вот сколько разных животных соединил вместе художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь». Затем достает остальные картинки из конверта и раскладывает их на столе.

Воспитатель перевертывает картинки, предлагает взять: каждому по одной и решить, что за зверь. Объясняет: «Каждый из вас покажет свою картинку тому, кто сидит напротив. Назовет его по имени и скажет, например, так: «Вова, у меня заяц с медвежьей головой, а у тебя кто?», а Вова ответит ему: «А у меня поросенок с петушиной головой».

Это очень увлекательная игра, дети очень ее любят.

А для вас, коллеги, я подготовила такие задания – немного мозгобойни! Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать:

-Часы, которые помогают проснуться (будильник);

-утренняя еда (завтрак);

-большая ложка,с помощью которой наливают суп (поварешка / половник);

-Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);

 -Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы? (муху)

-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок)

-Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)

-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)

-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин)

-Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)

-Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

-Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)

-Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)

11 сл Теперь пару слов о звуковой культуре речи

Составные компоненты звуковой культуры: 

  • *развитие артикуляционной и мелкой моторики, что является предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
  • * развитие речевого слуха и дыхания.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

12 сл 1 Этап. Артикуляционная гимнастика.

Цель речевой гимнастики – формирование определённого положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. Выбор формы проведения артикуляционной гимнастики разнообразен: по образцу, под счет, по картинкам, названиям, в контексте сказки

С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме, в  форме сказок

Объём требований к их выполнению не велик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.

В средней группе требования к выполнению упражнений повышается. По-прежнему используются игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.

В старшей группе следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую.

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ЛЯГУШКА

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

ХОБОТОК

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

ЛЯГУШКА-ХОБОТОК

На счет раз-два чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

ОКОШКО

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

ЛОПАТОЧКА

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

ИГОЛОЧКА

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало, Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

ЛОПАТОЧКА-ИГОЛОЧКА

На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

ЧАСИКИ

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

КАЧЕЛИ

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

ЛОШАДКА

Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

2 этап. Развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткое произношение звуков.

Речевое дыхание отличается от физиологического. Наша речь происходит на выдохе.

  • Правила выполнения упражнений на развитие речевого дыхания.
  • 1.Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
  • 2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал).
  • 3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
  • 4. После каждого упражнения дайте ребёнку отдохнуть.
  • Игры «сдуй снежинку и т.д  + можно еще начать использовать звуковичков

Летит, ступеньки, едет на машинке,  + сила голоса

3 этап. Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.При несформированности речевого звукоразличия ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (лак-рак, шапка-сапка).

Начинать работу по формированию фонематического слуха следует с:

1.Узнавания неречевых звуков.

( Шум ветра, воды, пение птиц, шумовые звуки, музыкальные и т.д.)

2.Различение сходных по звучанию звуков. (Крыса-крыша, лук-жук)

.3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. (хлопни топни)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Дидактические игры. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников Подготовила учитель-логопед Гаджиева анна Александровна

Слайд 2

Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям: - морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам); - словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п ); - синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).

Слайд 3

Диагностика Предлоги Словоизменение( образование множественного числа существительных, счет до 5 – согласование существительных с числительным, образование уменьшительно-ласкательных форм) Словообразование (образование относительных форм прилагательных ,образование прилагательных от существительных)

Слайд 12

Звуковая культура речи – составная часть общей речевой культуры Составные компоненты звуковой культуры : *развитие артикуляционной и мелкой моторики, что является предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. * развитие речевого слуха и дыхания.

Слайд 13

1 Этап. Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс ЛЯГУШКА ХОБОТОК ЛЯГУШКА-ХОБОТОК ОКОШКО ЛОПАТОЧКА ИГОЛОЧКА ЛОПАТОЧКА-ИГОЛОЧКА ЧАСИКИ КАЧЕЛИ ЛОШАДКА

Слайд 14

2 этап. Развитие речевого дыхания . Правила выполнения упражнений на развитие речевого дыхания. 1 .Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. 2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). 3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями). 4. После каждого упражнения дайте ребёнку отдохнуть.

Слайд 16

3 этап. Фонематическое восприятие Начинать работу по формированию фонематического слуха следует с: 1.Узнавания неречевых звуков. 2.Различение сходных по звучанию звуков . . 3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)

Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

      Грамматический строй в процессе становления речи , если у ребенка нет соответственного диагноза, усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Пр...