Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей
консультация по логопедии (старшая группа)

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовательных отношений, но и сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие развивающие и коррекционные задачи. Совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: «Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ  и родителей»

Автор-составитель: Ярмухаметова Гульфия Ражаповна; учитель-логопед.

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовательных отношений, но и сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие развивающие и коррекционные задачи. Совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. Это связано с двумя причинами:

- родители не слышат недостатков речи своих детей;

- взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Благоприятное время для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. Из детского сада ребенок уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Не все родители воспитанников, посещающих  группу компенсирующей направленности, прислушиваются к рекомендациям учителя – логопеда по вопросу медицинского обследования и лечения детей.

 В деятельности учителя-логопеда важным направлением является работа с родителями. Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние задания с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Проблема речевого развития и речевого воспитания на сегодняшний день одна из самых значимых в современном дошкольном образовательном учреждении.

 Успех в преодолении речевых недугов у детей  в условиях логопедической группы связан, в первую очередь, с организацией педагогического сотрудничества с родителями.

Часто родители относят нарушения речи к возрастным особенностям ребенка. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, и не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков. Некоторые родители вообще не интересуются речевым развитием своего ребенка и не задумываются о возможных последствиях школьной дезадаптации. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, чувствует себя неуверенно, отвечая на занятиях, плохо справляется со звуковым анализом слов, испытывает затруднения при чтении. Страдают внимание и память, появляются проблемы в поведении – агрессивность либо вялость, заторможенность. Проблем можно избежать, если вовремя в дошкольном возрасте обратиться к логопеду.

Следовательно, одной из основных задач учителя - логопеда является формирование у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми.

Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи их детей,  нужно  использовать и специфические формы работы. Главная цель этих мероприятий:

-осуществление преемственности в деятельности ДОУ и семьи;

- активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

-оказание ранней помощи;

-своевременное консультирование по речевым проблемам.

Всю работу следует проводить по следующим направлениям:

- индивидуальные беседы с родителями для сбора анамнеза;

- индивидуальное консультирование родителей;

-анкетирование;

-выступления на родительских собраниях;

-оформление логопедических стендов и уголков в помощь родителям;

-посещение родителями индивидуальных логопедических занятий;

-тематические семинары-практикумы;

-совместное выполнение взрослыми и детьми домашних логопедических заданий.

Важную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, отводится родительским собраниям и консультациям. Темы затрагиваются самые разные: «Как помочь ребенку заговорить», «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников», «Развиваем речь, играя», «Развитие речевого дыхания» и т.д.

Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Следует рассказать о целях и задачах совместной работы, о системе логопедических занятий с детьми, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентировать внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Также довести до сведения родителей результаты логопедического обследования.

Беседа проводится в доброжелательном тоне. Стараться не употреблять такие термины, как «дефект речи», «нарушение», - заменить их на более  нейтральные («трудности», «проблемы»). Это вызывает расположение родителей, готовность выполнить рекомендации логопеда для преодоления имеющихся у ребенка трудностей.

Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями работы учителя - логопеда является их участие во фронтальных и индивидуальных занятиях. С этой целью можно провести день открытых дверей,  заранее пригласив на них родителей. Индивидуальные занятия с ребенком в этот день учитель-логопед организует в форме консультации, показывает свои методы и приемы работы. Постепенно родители превращаются в активных участников коррекционного процесса, что дает положительные результаты. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы большинство родителей начинают более ответственно относиться к выполнению домашних заданий.

В процессе работы с родителями широко используются вспомогательные средства. Организовать специальные «логопедические уголки», информационные стенды, блоки. Информацию следует оформить интересно, необычно, ярко. В качестве информационного материала можно размещать статьи, взятые из разных журналов и книг, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, и менять материалы каждую неделю.

Одной из наиболее эффективных форм совместной работы с родителями - периодическая отчетность перед родителями по результатам коррекционных занятий с детьми.

На тематических консультациях важны выступления перед родителями с теоретическими докладами и сообщениями по характеристике речевых проблем, по нормам речевого развития в онтогенезе, а также представление практического материала по методам коррекции речевых нарушений.

Тесная работа с родителями помогает не только в работе по коррекции речи детей, но и в создании коррекционно-развивающей среды – необходимого элемента логопедической работы.

Система работы с родителями в течение года отражена в общем плане логопедической работы в ДОУ, в разделе «Работа с родителями (законными представителями)».

Систематическая работа по сотрудничеству с родителями помогает  добиться успехов в коррекционной работе, реализации логопедического воздействия, повышении уровня педагогической компетенции родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей

Еженедельные консультации для родителей по программе Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи ...

Тема "Профессия пожарного": Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР; Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с ОНР.

Пояснительная записка.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.ИСТОЧНИКОригинальность заключ...

Новые формы сотрудничества учителя-логопеда и семьи

Материал для работы логопедов с родителями....

« Кейс-иллюстрация, как новая форма сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Применяя кейс-технологию в условиях сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, процесс коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразви...