Тема "Профессия пожарного": Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР; Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Черкашина Марина Петровна

 

Пояснительная записка.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
  2. ИСТОЧНИК
    • Оригинальность заключается в том, что детям не сообщается, чем  они будут заниматься, что делать, а предлагается самостоятельно определить содержание предстоящей деятельности. Не просто учиться, а думать, самостоятельно  добывая знания.

В основу коррекционно-образовательной деятельности положен комплексно-тематический метод  в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.

   В предлагаемом мероприятии с детьми реализуется основной принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

  Коррекционно-образовательная деятельность  ориентирована на психическую защищённость детей, их комфорт и потребность в эмоциональном общении с учителем-логопедом. Включены задания на формирование психофизической сферы детей. Это игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения. Все задания объединены одной лексической темой.

   Такое построение коррекционно-образовательной деятельности позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего времени, а разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания лучшей результативности в усвоении знаний.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ С ОНР

старшей логопедической группы

Тема:  «Профессия пожарного».

Цель:  Знакомство детей с профессией «пожарного», расширение и активизация словаря; уточнение знаний о правилах пожарной безопасности.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:  

1. Формировать умение:  

  1. логично, связно, последовательно высказываться.                  

2. Закрепить умения:

  1. подбирать к предмету возможно большее количество определений;  
  2. отвечать полным ответом.

II. Коррекционно-развивающие:                                 

 Развивать:

  1. наблюдательность, творческие способности дошкольников, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображённых на картине;
  2. фонематический слух;
  3. зрительное, слуховое восприятие, речевое дыхание;                  
  4. психические процессы: внимание, воображение, мышление;
  5. мелкую, общую  моторику;
  6. речевую активность, интонационную выразительность.

III. Коррекционно-воспитательные:

Формировать:

  1. навык сотрудничества, положительную установку  на участие в занятии;
  2. самостоятельность в работе, дисциплинированность;
  3. нравственные качества, как сочувствие, готовность придти на помощь, чувство коллективизма.                 

Оборудование: 

  1. волшебная палочка;
  2. игрушечный телефон;
  3. картинки  (пожарный, костёр,  человек, ботинки,  колокол);
  4. пламя огня;
  5. мячи на каждого ребёнка;
  6. рукавички;
  7. сюжетная картина (Р.Б.Стеркина «Пожар»);
  8. арбузные семена.

Словарная работа:

Пожарный рукав, ствол, струя.

Предварительная работа:

  1. Чтение произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
  2. Чтение и пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».
  3. Знакомство с пожарным щитом и размещёнными на нём средствами пожаротушения.
  4. Экскурсия в пожарную часть.
  5. Беседа: - почему телефон пожарной охраны «01»?

                   - для чего служит одежда пожарного?

                   - зачем пожарному широкий пояс?

                   - зачем пожарному топор?

                   - какой враг у пожарного, кроме огня, и как с ним бороться?

                   - в чём пожарные перевозят воду?

                   - можно ли добиться, чтобы совсем не было пожаров?

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».

Ход:

Орг. момент:  

  1. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы.
  2. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения (на 3 раза дети делают вдох  и  выдох на 3 раза).

I. О какой профессии мы сегодня с вами будем говорить, узнаете, если отгадаете загадку:

                      С огнём бороться мы должны -

                      С водою мы напарники

                      С нами будут не страшны

                      Газы вам угарные.

                      Мы очень людям всем нужны,

                      Так кто же мы? - ... (Пожарные)

  1. Кто такие пожарные?
  2. Передовая волшебную палочку, скажите пожарный какой? Дети называют: сильный, смелый, находчивый, отважный, быстрый, подготовленный,  решительный и т. д.
  3. Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара? («01»)

Сядет на стульчик тот, кто по телефону наберёт номер «01» назвав своё Ф.И.О. и  домашний адрес.

II. Загадка: Шипит и злится,                      С языком, а не лает,

                      Воды боится.                             Без зубов, а кусает. (Огонь)

    (Работа над значением слов  в загадке)

III. Игра: «Доскажи словечко»

                    Упал на пол уголёк.

                     Деревянный пол зажёг.

                     Не смотри, не жди, не стой,

                     А залей его... (водой)

  1. Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы делать детки?

Вынуть вилку из...  (розетки)

  1. Если младшие сестрички

     Зажигают дома спички,

     Что должны вы предпринять?

     Сразу спички... (отобрать)

  1. Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить,

О пожаре... (сообщить)

  1. Кто с огнём не осторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с...  (огнём)

  1. Если хочешь ту гулять,

Вскачь не надо убегать,

Закрывая в доме дверь,

Всё ли выключил...  (проверь)

  1. Какой звук получается, когда пожарный тушит пламя? (ШШШШ)
  2. Произнесём (громко, быстро, тихо, медленно)

IV. Работа над многозначностью слова «язык» (у огня, у человека, у обуви, у колокола) 

IV. На доске изображено пламя огня.

Ой, ребята посмотрите, у нас пылает костёр. Может начаться пожар. Давайте его потушим. Назовите правила, которые вы должны соблюдать, чтобы не было беды.

  1. Не брать в руки спички и не играть с огнём.
  2. Не разводить костры в подвалах и на чердаках.
  3. Не пользоваться самостоятельно электроприборами.
  4. Ничего не вставлять в электророзетки.
  5. Не пользоваться самостоятельно газовой плитой.

V. Динамическая пауза: Мы с вами тоже должны быть подготовленными.

  1. «Профессии». Учитель-логопед читает четверостишие, а дети сопровождают каждое слово ударом мяча об пол (исключая союзы и предлоги).

                            Профессии все важны,

                            Профессии все нужны,

                            Надо только браться за дело

                            Очень старательно и смело.

  1. «Рукавички». Упражнение для глаз. 

Логопед надевает рукавички и разводит руки в стороны. Попеременно закрывает красные кружочки на рукавичках, а дети не поворачивая головы, глазками смотрят на кружочки, то на правой, то на левой руке.

VI. Составление рассказа (с элементами творчества) по сюжетной картине.

Вопросы: - Когда произошла эта история?

                  - Где  случился пожар?

        - Кто вызвал пожарных?  

        - Какая приехала машина?    

        - Что произошло дальше?

Учитель-логопед просит детей приготовиться к составлению рассказа, исполнять который надо выразительно, громко, чётко, без остановок. Он также напоминает, что следует внимательно слушать своих товарищей и постараться в свою историю внести что-то новое. (5-6 детей составляют рассказы, каждому из которых даётся краткая   установочная оценка).

VII. Выкладывание из семян номера пожарной охраны «01»

VIII. Итог:

  1. Как много вы сегодня вместе сделали. Занятие получилось интересное.
  2. Вы дружные, много знаете, умеете. Давайте вместе скажем: «МОЛОДЦЫ!».  

IV. Домашнее задание.   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «Детство-Пресс», 2005г.
  2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2004г.
  3. Государственный стандарт дошкольного образования.
  4.  Монахова Т.В. Преемственность в речевой работе детского сада и семьи.   //Логопед, 2006г. №5.
  5. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности. //Дошкольное воспитание,2006г. №5
  6. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 2000г.
  7. Суслова Т.Н. Сотрудничество логопеда и родителей при коррекции речевого развития детей // Поиск, 2003г. №2.  
  8. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005г.



Предварительный просмотр:

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР.

Цель:

Повышение уровня знаний, умений родителей и активизация их внимания к тем коррекционно-педагогическим  задачам, которые осуществляются  в работе с детьми, делая   воспитание ребёнка в семье и  в детском саду более  последовательным и эффективным.

 Задачи:

  1. Улучшить коррекционно-педагогическую работу с детьми;
  1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, побудив интерес и желание заниматься со своими детьми;
  2. Закрепить с детьми знания, полученные на занятиях о профессии пожарного, развить наблюдательность, дисциплинированность.

Принципы:

  1. закрепление сотрудничества между родителями и детским садом;
  2. разъяснение ответственности родителей за воспитание детей;
  3. воспитание чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Условия:

  1. целенаправленность, систематичность, плановость;
  2. индивидуально - дифференцированный подход;
  3. доброжелательность.

     Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов.

    Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности должно проводиться и в семье. Только систематическая планомерная работа педагогов в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.

     Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

     Очень важно работать в сотрудничестве с родителями, так как им принадлежит  ведущая роль в воспитании своего ребёнка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое, умственное, эмоциональное, и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. А совместная работа родителей и педагогов будет иметь положительное влияние, если она будет носить партнёрский характер. Устанавливая партнёрское сотрудничество с родителями, надо стремиться  к обеспечению индивидуального подхода к каждому ребёнку, чтобы ни один из них не оказался исключённым из этого процесса.  

    Идея объединение педагогов Белоярского детского сада «Буратино», родителей, детей на сотрудничество была выражена в девизе: «Не жалейте затраченного времени! Оно многократно окупится!»

 А основной формой сотрудничества стали «Домашние задания», при выполнении которых  помощь родителей педагогам  чрезвычайно ценна. Во-первых, именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе «живого», непосредственного общения в быту с малышом.

Cсодержание домашних заданий отражает коррекционные задачи:

  1. выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности;
  1. развивать лексический запас и грамматический строй речи;
  2. развивать связную речь.

     Еженедельная работа с родителями начинается с групповых консультации, как лучше организовать выполнение «домашних заданий» с детьми. Каждому родителю предлагается «Памятка по организации выполнения домашнего задания», в зависимости от этапа работы, которую он может поместить в удобном для себя месте и регулярно пользоваться ею.

Памятка родителям.

1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

2. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

5. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий.

Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

6. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

 

   Все  «домашние задания» объединены общей лексической темой и задачами, а содержание определяется целью.

    При выполнении «домашних заданий» решаются не только коррекционные и образовательные задачи, но и проблемы нравственного воспитания ребёнка, а совместное творчество радует и детей и всех членов семьи. Взрослые начинают интересоваться успехами

своих малышей, помогают  логопеду формировать  правильную и красивую речь.

    Родители отмечают, что у детей не ослабевает интерес к выполнению «домашних заданий» в течение всего периода обучения. Они становятся более самостоятельными, организованными, а время выполнения заданий детьми дома  постепенно сокращается.  

   В группе сами ребята с удовольствием организуют выставку домашних рисунков, а за рассказанное стихотворение каждый получает лепесток ромашки, цветок которого «распускается» на его шкафчике для одежды. Благодаря такому тесному сотрудничеству логопеда и родителей удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии речи и психических процессов у детей с  речевой патологией разной степени тяжести. 

  Итогом работы являются результаты проводимой диагностики, которые  показывают эффективность сотрудничества логопеда и родителей по коррекции речевого развития детей с речевой патологией разной степени тяжести и подготовки их к школе.

Ведь  положительный результат коррекционной работы во многом зависит от того, какие условия для общего и речевого развития детей созданы в семье. Что целенаправленные и систематические мероприятия по своевременной коррекции речи необходимы как в ДОУ, так и дома, и именно совместная деятельность родителей и специалистов является наиболее эффективной.

(образец «домашнего задания»).

Тема: "Профессия пожарного».                                                        

  1. Выучите стихотворение:

                           Сам не справишься с пожаром,

                           Это труд не для детей.

                           Не теряя  время даром,

                           «01» звони скорей.

                           Набирай умело,

                           Чтоб не всё сгорело!   (Л.Зильберг)

  1. Побеседуйте с ребёнком:

- Кто такие пожарные?

- Для чего служит одежда пожарного?

- Зачем пожарному широкий пояс?

- Зачем пожарному каска, топор, противогаз, рация, пила для резки металла?

- Какого цвета пожарная машина? Почему?

- Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?   

- В квартире много дыма. Как необходимо вести себя?

- Какие огнеопасные предметы вы знаете?

- Какие предметы нужны для тушения пожара?

  1. Объясните значение пословицы:

Спичка - невеличка, а огонь от неё великан.

  1. Пожарный, какой? (сильный, смелый, находчивый, отважный, быстрый, подготовленный, решительный и т. д.)
  1. Рассмотрите одежду  пожарного. Она нужна для защиты от воды, высокой температуры и травматических повреждений при тушении пожаров. Это куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень.
  1. Наклейте в тетрадь (нарисуйте) пожарную машину и составьте описательный рассказ по образцу:
  1. Это специальная машина называется пожарная.
  2. Она большая, красная быстрая.
  3. У неё есть кабина, двери, колёса, лестница, шланги, сирена.
  4. Она нужна, чтобы тушить пожар.
  1. На альбомных листах:  

    Попросите ребёнка нарисовать ситуацию, в которой действуют пожарные. По окончании работы поинтересуйтесь, почему  малыш изобразил на своём рисунке  те или иные объекты. Пусть он расскажет, что хотел нарисовать и по какой причине, по его мнению, произошёл изображённый ими пожар.

  1. Научите ребёнка набирать по телефону «01», чётко называя Ф.И.О. и домашний адрес.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях в старшей логопедической группе

Цикл выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях в старшей логопедической группе...

Интегрированное занятие учителя – логопеда + интруктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе. по обучению грамоте "Звуки "ЛЬ"- "Й". Йоги.

Материал НОД способствует закреплению слухо- произносительной  дифференциации звуков «ЛЬ» - «й» через организацию различных видов деятельности, повышает мотивацию к заняти...

Презентация к интегрированному занятию по обучению грамоте учителя- логопеда + инструктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе на тему: «Звуки ЛЬ- Й». «Йоги»

Материал расширяет кругозор детей, содержит интерактивные задания, способствующие активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания....

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов) «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов)«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»...

«Домашнее задание» одна из форм сотрудничества логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР».

Положительный результат коррекционной работы во многом зависит от того, какие условия созданы в семье для общего и речевого развития детей. Именно совместное  сотрудничество логопеда и род...

Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...