Мастер-класс "Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Мастер-класс "Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция звукопроизношения

у детей с дизартрией.

Дизартрия - термин латинский и в переводе означает расстройство  членораздельной речи произношения («dis» - нарушение признака или функции, «artron» - сочленение).  По определению М.А. Поваляевой, дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностьюиннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и посодической  стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Система логопедического воздействия при дизартрии носит  комплексный характер: коррекция звукопроизношения должна сочетаться с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а так же довольно часто и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозными лечением.

Логопедическая работа с детьми с дизартрией базируется на знании структуры речевого дефекта при различных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учёте личностных особенностей детей.

Особенностью логопедической работы  при дизартрии являются значительно более длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.
Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим.

При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дизартрии. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Цель: коррекция звукопроизношения и воспитание правильной, чистой речи.

Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими

дизартрией при обучении правильному звукопроизношению:

1) развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,

3) постановка звуков,

4) закрепление звуков в речи,

5) дифференциация звуков

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

  1. I. Подготовительный этап.

Цель подготовительного этапа -   подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов  к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание коррекционной работы

1. Подготовка дыхания и формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа (самомассажа в условиях ДОУ);

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие фонематических процессов.

4. Отработка опорных звуков.

Формирование артикуляционной моторики с помощью игровой гимнастики.

Традиционно перед проведением артикуляционной гимнастики  с детьми в игровой форме изучаются все органы артикуляции. Обычно используется «Сказка о веселом язычке. Домик язычка». Затем проводится непосредственно артикуляционная гимнастика –  система упражнений, направленная на совершенствование движений артикуляционных органов, а также на формирование правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.

При проведении артикуляционной гимнастики следует выполнять следующие рекомендации:

  • Артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится ежедневно два раза в день: в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Продолжительность гимнастики — не более 5-7 минут.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено;
  • Ребенок должен хорошо видеть как лицо взрослого, так и свое лицо, т.е. ребенок и взрослый должны находиться перед настенным зеркалом, что позволит  контролировать правильность выполнения упражнений
  • сначала отрабатывается так называемый общий комплекс артикуляционной гимнастики, затем, по необходимости, комплексы для постановки шипящих, свистящих, сонорных и других звуков.
  • Каждый комплекс включает в себя по 2-3 статических и по 2-3 динамических упражнения.
  • Каждое упражнение выпоняется по 3-4 раза;
  • Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются сначала по 3-5 секунд, затем по 10-15 секунд;
  • Гимнастика проводится в игровой форме, каждое упражнение имеет свое называние, например:  «Грибок», «Чашечка».
  • При проведении артикуляционной гимнастики используется наглядный материал.

Для достижения наиболее высоких результатов в данном направлении мной составлен и применяется комплекс артикуляционной гимнастики  с функциональной нагрузкой. Особенностью данной методики является то, что каждое последующее упражнение содержит в себе элементы предыдущего, что дает постепенно возрастающую нагрузку на мышцы речевого аппарата, формирует правильные афферентно-эфферентные связи, создаёт необходимые кинетические програмные  звенья. Применяются как статические, так и динамические упражнения. В данной гимнастике используются исключительно упражнения и артикуляционные позы, используемые человеком при произнесении звуков речи. Данная методика позволяет наиболее верное и в короткие сроки восстановить/улучшить уровень артикуляционной моторики, мышечного тонуса.

Подготовка речеслухового анализатора к правильному восприятию звуков.

Речеслуховой анализатор включает три отдела:

  • центральный (в височной области коры доминантного полушария – центр Вернике – область коры в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которого человек перестает понимать слова при нормальном слухе – слышит слова, но не понимает их смысла);
  • периферический (наружное, среднее, внутреннее ухо);
  • проводниковый (слуховые нервы).

Функция речеслухового аппарата – осуществление восприятия звучащей речи на базе сформированного в онтогенезе слуха. Слух – основа для развития речи.

Формирование фонематического слуха происходит поэтапно. На первом этапе детей учат узнавать и различать неречевые звуки.

Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что способствует приобретению умения дифференцировать фонемы. 

Игровые  упражнения, направленных на формирование умения узнавать и различать неречевые звуки.

Упражнение «Чудо-звуки»

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков — шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки, — какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем — сходных по звучанию.

Слушайте звуки на на прогулке. Зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте — это опоры вашего малыша в жизни.

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

«Что слышно»

Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение.

Содержание: педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

«Угадай, что это»

Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: ширма, различные предметы.

Содержание: педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

« Шумящие коробочки»

Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.

Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

«Повтори»

Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

Содержание: педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

«Колокольчик»

Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик.

Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.

«Определи, откуда звук»

Цель: определение направления звука в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

Содержание: ребенок закрывает глаза. Педагог отходит от ребенка в разных направлениях и звенит в колокольчик. Ребенок должен показать и объяснить, где звенел колокольчик (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.).

«Далеко – близко»

Цель: определение расстояния звучания.

Содержание: выбирается водящий. Он закрывает глаза. Педагог называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен сказать близко или далеко находится педагог. 

Формирование фонематического восприятия как этап подготовки к правильному звукопроизношению.

Основная цель данной работы -  помочь ребенку научиться узнавать в речи логопеда звук, который он еще не может правильно произнести, а также провести дифференциацию смешиваемых в речи звуков на слух с помощью наглядной опоры.

Перед постановкой звука актуально провести игру «Правильно или неправильно». Ребенку необходимо показать картинку с изображением предмета, например: «ШАПКА». Далее спрашиваем: «Это тапка?», «Это лапка?», «Это фапка?» и так далее. Затем следует вопрос «Это шапка?». Обычно дети  сосредотачиваются, у них концентрируется слуховое внимание и ответ, часто неожиданно для самих ребят, оказывается правильным. Если ребенок затрудняется с ответом, логопед правильно называет предмет и просит запомнить ребенка название предмета.

Для звука, который необходимо «поставить», целесообразно  использовать звукоподражательную картинку. Например: Ш – гусь шипит. Такую картинку хорошо использовать как наглядную опору при формировании умения узнавать звук: «Покажи гуся, если услышишь звук Ш» и логопед называет ряд звуков. Аналогично проводится работа с открытыми и закрытыми слогами, со словами, где звук находится в начале слова. Если ребенок заменяет близкие по акустико-артикуляционному сходству звуки, можно использовать две звукоподражательные картинки.

Практика показывает, что формирование фонематического восприятия как этап подготовки к правильному звукопроизношению очень важен, это не простая формальность. Зачастую в письменных работах школьников, имеющих правильное звукопроизношение, вдруг обнаруживаются дисграфические ошибки. Можно предположить, что в данном случае у ребенка недостаточно хорошо налажена работа речеслухового анализатора. Все логопеды знают, что необходимо научить ребенка различать звуки на слух, в произношении и на письме. Прежде всего дифференцировка на слух и только затем в произношении дает стойкие положительные результаты в профилактике и коррекции дисграфии и дислексии, обусловленных фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

  1. Основной этап.

Цель -   постановка и автоматизация звуков, введение звуков в речь.

Содержание коррекционной работы

  1. Формирование артикуляционного уклада звука/постановка звука.

Выделяют несколько способов постановки звука:

  • По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.
  • Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
  • Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.
  • Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.
  • Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.
  1. Автоматизация звука по основным направлениям:

           а) в слове

           б) в предложении

            в) в тексте/в собственной речи.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

  1. Дифференциация звука.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б - п, д - т, г - к, з - с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации с – з: са-за-са, за-са-са и т.д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Сравнивается звучание звука со свистом ветра.

2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове.

4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»

С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....

Работа по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии

Материал может использоваться в практике работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии...

Коррекционно-развивающий проект: «Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...

Дэнас - терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.

Дэнас- терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией....

Формирование звукопроизношения у детей, страдающих дизартрией

Формирование и коррекция правильного звукопроизношения с помощью специальных игр и двигательных упражнений у детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией....

Создание прочного навыка звукопроизношения у детей с дизартрией.

Выявление и опора на компенсаторные возможности ребёнка, соблюдение определённой последовательности в работе над звукопроизношением - основа создания прочного навыка звукопроизношения у дошкольников с...