Дэнас - терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
статья по логопедии на тему

Остроухова Ксения Владимировна

Дэнас- терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЭНАС-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ.

Остроухова Ксения Владимировна,

учитель-логопед,

МБДОУ Детский сад №5 "Медвежонок", г. Балашиха.

Работая учителем-логопедом, я ежегодно вижу детей с различными видами речевой патологии. С каждым годом по итогам ТПМПК число детей с таким речевым диагнозом, как дизартрия и стёртая её форма растёт.

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [2,191]. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Среди причин возникновения дизартрии отмечают наличие асфиксии или родовой травмы. Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, отвечающих за управление двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:

1. периферические двигательные нервы идущие к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щёк, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);

2. ядра этих периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга;

3. ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно-рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др. [2,194].

Поражение перечисленных структур даёт картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми.

Особенностью дизартрии у детей часто является её смешанный характер. При воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение одних мозговых структур речи может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования других [2,195].

В своей логопедической практике я сталкиваюсь с тем, что дети приходят в детский сад и попадают на логопункт за год до школы, при этом речевое нарушение предполагает более длительное время для коррекции.

В то же время когда дети с дизартрией зачисляются своевременно на логопедические занятия, работа с ними имеет свои особенности. Неотъемлемой  частью коррекционно-логопедической работы является участие в ней родителей. Но не все родители детей, зачисленных на логопункт, участвуют в коррекционно-логопедическом процессе в том объёме, который позволил бы добиться успеха и закрепить результаты коррекции. В итоге получается, коррекционно-логопедческая работа ведётся только на логопедических занятиях, которые ограничены временными рамками.

Столкнувшись с этой проблемой, я стала искать способы и приёмы, позволяющие ускорить процесс коррекции речевых патологий у детей, сократить временные рамки коррекционно-логопедических занятий.

Наука к счастью, не стоит на месте и открывает новые способы лечения и поддержания здоровья. В 18 веке, с внедрением в нашу жизнь источников электричества, возникло новое направление физиотерапии - электролечение. Особенно активно электротерапия начала развиваться после открытия Л. Гальвани "животного электричества" - биоэлектрической активности живых клеток [1,9]. Более поздние исследования в этой области позволили изучить природу и виды электрической активности живых тканей. В 1950-х годах появилась техническая возможность воспроизводить электрические импульсы, сходные  по своим параметрам с импульсами нервного волокна. Они безопасны, физиологичны, поэтому активно стали применяться в медицине с лечебными целями. Воздействие такими "живыми" импульсами получило название чрезкожного электронейростимулирования ЧЭНС. В 1960-х годах появляется усовершенствованные аппараты ЧЭНС, в которых при формировании импульсов реализуется принцип биологической "обратной связи". В конце 70-х годов 20-го века в СССР в рамках медицинской программы Центра космических полетов разработан новый уникальный прибор под названием СКЭНАР. Это изобретение было сделано нашим российским ученым, физиком и медиком А.А. Карасевым. В 2001 г. в результате клинических и экспериментальных исследований, проводившихся в клиниках Москвы и Екатеринбурга, создан прибор для динамической электронейростимуляции - ДЭНАС, объединяющий в себе лучший опыт европейской и восточной медицины. Об этом аппарате и применениии его при коррекции дизартрии у детей я и хочу рассказать.

Аппараты ДЭНАС прошли всю необходимую систему апробации и были протестированы на многих кафедрах медицинских институтов и университетов городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Одессы, Ростова и др.

Факт полной безопасности, безвредности и благоприятного воздействия ДЭНАС-терапии на человеческий организм доказан объективными исследованиями, проведенными в лаборатории биофизики Института клинической и экспериментальной медицины г. Новосибирска под руководством доктора медицинских наук Л.П. Михайлова (2001г.). Эффективность приборов ДЭНАС-терапии проверена многолетним опытом их применения как в России и сопредельных государствах, так и за рубежом.

В 2005 году метод динамической электронейростимуляции получил официальное признание и был зарегистрирован в качестве самостоятельной медицинской технологии со своим, не имеющим аналогов методическим обеспечением и модельным рядом аппаратов. Аппарат ДЭНАС имеет разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ФС № 2010/015 от 27 января 2010г.

Суть метода ДЭНАС - воздействие на биологически активные зоны и точки короткими электрическими импульсами малой мощности при помощи специальных аппаратов. Такое воздействие оказывает общеукрепляющий и целебный эффект практически на все физиологические системы [4,1]. Метод отличается от иглорефлексотерапии тем, что воздействие происходит без повреждения кожных покровов. А кроме этого, можно не только статически влиять на одну биологически активную точку, но и динамически сразу на несколько, посредствам поглаживания аппаратом по определённым зонам тела - по пальцам рук ребёнка, по щекам и др.

 ДЭНАС-терапия эффективна в логопедической практике. Об этом пишут все логопеды, которые начали использовать этот аппарат в своей работе [1,50]. Успешность данного приёма работы зависит от регулярности воздействия, которое необходимо проводить курсами. Многолетняя практика логопедов, освоивших технологию ДЭНАС, показывает, что, как правило, уже после первых сеансов, и тем более после полных курсов улучшается звукопроизношение, увеличивается словарный запас, речь становится фразовой. Отмечается улучшение памяти, концентрации внимания. Кроме этого, нормализуется сон и уменьшается возбудимость. Дети лучше вступают в контакт со сверстниками, охотнее выполняют обучающие программы. Кроме того, в группе детей, проходивших ДЭНАС-лечение, снизилось число простудных заболеваний.

Из своей практики:

Девочка А. 5 лет. Диагноз по ТПМПК - ФФН стёртая дизартрия. Звукопроизношеие: [С]-[Сь], [З]-[Зь], [Ц]-[Сь], [Ш]-[Сь], [Ж]-[Зь], [Ч]-[Ть], [Щ]-[Сь], [Л]-отсутствует, [Ль]-отсутствует, [Р]-отсутствует, [Рь]-отсутствует. Занимались два раза в неделю, в течение трёх месяцев с февраля по июнь и с середины сентября по октябрь. С февраля был начат курс ДЭНАС-терапии в течении месяца. Уже после трёх сеансов были поставлены звуки [Ль], [С]. Звуки быстро стали входить в речь. После чего были поставлены, автоматизированы и введены в речь звуки [Л], [З], [Ц]. Успели поставить звук [Ш] и расстались на каникулы. Встретились осенью, звук [Л] необходимо ввести в речь, [Ш] поставлен заново, автоматизирован , поставлен звук [Ж]. По итогам применения ДЭНАС-терапии мною были достигнуты такие результаты: звуки [С], [З], [Ц] поставлены и введены в речь. Звуки [Ль], [Л] поставлены и введены в речь, [Ш] в процессе введения в речь, [Ж] поставлен, автоматизируется, [Р] в процессе постановки.

У девочки стали появляться друзья в детском саду, так как её стали понимать окружающие. У неё стала подниматься самооценка, так как до этого она была крайне застенчивой девочкой из-за речевых проблем. Ребёнок стал с удовольствием рассказывать стихи и делиться новостями.

Мальчик П., 4 года. Диагноз ОНР I ур. речевого развития, стёртая дизартрия. Звукопроизношение: [К]-[Т],[Г]-[Д] заменяет в речи, [С]-[Сь-м/з], [З]-[Сь-м/з], [Ш]-[Сь], [Ж]-[Зь] , [Ч]-[Ть],[Щ]-[Сь], [Л]-отсутствует, [Ль]-отсутствует, [Р]-отсутствует, [Рь]-отсутствует. [В] и [Ф] не использует в речи. Не всегда использовал звуки [П], [Б], [М] в речи. Ребёнок говорил отдельные слова, использовал гласные и много жестикулировал. Не понимал, как сказать слово и злился на себя.

Была начата ДЭНАС-терапия, медикаментозное лечение по назанчению невролога. ДЭНАС-терапия проводилась курсами 1 месяц ежедневно, 2 недели перерыв, потом 1 месяц курс, 2 недели перерыв и ещё один месяц и далее перерыв. Через месяц ДЭНАС-терапии произошёл резкий скачок в развитии речи. Ребёнок стал говорить отдельные слова, стал соединять их в предложения. Начал использовать в речи звуки [П], [Б], [М], [В], [Ф], [Т], [Д], [Н]. Ещё через месяц поставлен звук [Ль]. Через год работы с данным ребёнком речевое развитие соответствует II-III ур. Звукопроизношение: [С], [З], [Ц], [Ш], [Ж], [Л], [Р], [Рь] поставлены. Идёт работа над дифференциацией [С]-[Ш], введением в речь звука [Р]. Продолжается работа по коррекции ОНР.

Метод ДЭНАС дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность [4,1]. На каждом сеансе ДЭНАС я рекомендую обрабатывать две основные зоны и одну дополнительную: Особое внимание нужно уделить шейно-воротниковой зоне, так как работа с ней снимает мышечные зажимы, улучшает кровоснабжение головного мозга и т.д. Стимуляция речевых зон (язык или подчелюстная зона) также улучшает кровоснабжение мышц артикуляционного аппарата, подготавливает их к активной работе; По системе микросоответствия Су-Джок речевые зоны расположены на подушечках пальцев рук. ДЭНАС задействует связь пальцевой моторики и речевой функции (эти зоны расположены в коре головного мозга очень близко друг к другу); Следующая важная область для стимуляции - околопозвоночные зоны, расположенные параллельно справа и слева вдоль всей протяженности позвоночника.

В разные дни обрабатываемые зоны необходимо чередовать: зона языка, зона круговой мышцы рта (речевой зоны), подчелюстная зона, шейно-воротниковая зона, зона шейное кольцо, зона яремной ямки, зона 2-го шейного позвонка, зоны соответствия по Су-Джок (зона кистей пальцев, околоногтевые ложа-проекция височных долей мозга, подушечки пальцев), иммунные зоны (зоны хэ-гу, цзю-сань-ли, печени, кишечника).

Результаты моей коррекционно-логопедической работы показывают, что при объединении традиционных методов и ДЭНАС-терапии коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией и стёртой её формой проходит значительно эффективней - сокращаются сроки коррекции, облегчается постановка звуков, их автоматизация и введение в речь.

Литература.

1. Власов А.А., Умникова М.В. Клиническое применение аппаратов динамической электронейростимуляции (случаи из практики). Выпуск 4 (2012).-Екатеринбург, 2012.-168с.

2. Волкова Л.В. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений - 5е изд., перераб. и доп.-М.: изд. центр ВЛАДОС, 2009.-703с.

3. Рявкин С.Ю., Власов А.А., Николаева Н.Б., Сафронов А.А., Умникова М.В. Практическое руководство по динамической электронейростимуляции.- Екатеринбург: Токмас-Пресс, 2011.-232 с.

4. Сайт www.denspkm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»

С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....

Работа по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии

Материал может использоваться в практике работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии...

Коррекционно-развивающий проект: «Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...

Использование песочной терапии в коррекции звукопроизношения у детей.

Песок - это тот благодатный материал в работе с детьми, который должен использовать каждый учитель-логопед в своей практике. Происходит на занятиях с использованием песка легче коррекция звукопроизнош...

Мастер-класс "Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией"

Мастер-класс "Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией"...