Домашние логопедические задания для детей старшей группы.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Михайлова Анна Витальевна

Логопедические домашние задания - это различные виды заданий, направленные на закрепление полученных умений, навыков и знаний в домашних условиях. Задания позволяют родителям понять на каком уровне находятся знания ребенка, позволяют выяснить, чему научился ребенок на занятиях у логопеда. Домашние задания ребенок выполняет вместе с родителями в течении 10-15 минут.

Выполнение домашних заданий обязательно. Это дисциплинирует ребенка, подготавливает его к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_roditeley.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Ранняя осень. Осенние приметы»

  1. Дидактическая игра. Подбери признаки, действия (не менее трех):
    Небо осенью (какое?) – 
    пасмурное, осеннее, серое,…
    Погода осенью (какая?) – 
    холодная, дождливая, ветряная,…
    Дождь осенью (что делает?) – 
    идёт, хлещет, моросит, льёт,..

Листья осенью (что делают?) – летят, кружатся, опадают,…

  1. Дидактическая игра. «Один - много» назвать во множественном числе.

лужа – (они) лужи – много луж туча – (они) тучи –много туч капля – (они) капли –много капель лист – (они) листья –много листьев дерево – (они) деревья –много деревьев птица – (они) птицы много птиц

  1. Ответить на вопросы:

День, когда идет дождь – какой? – дождливый

День, когда дует ветер –  ветреный
Дождик который идет осенью –  
осенний

Погода, когда светит солнце –  солнечная

  1. Дидактическая игра. «Большой - маленький»

Лист – листик ветер – ветерок солнце – солнышко трава– травка дождь– дождикдерево – деревце зонт – зонтик туча – тучка облако – облачка

  1. Выучить стихотворение:

На деревьях листьев мало.

На земле — невпроворот.

Из лоскутьев одеяло

На прощанье осень шьёт.

Тема «Овощи. Огород»

1. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов): огурец – огурчик, помидор – помидорчик и т.д.

2. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имён существительных):

огурец – огурцы, помидор – помидоры …

3. «Скажи, какой?» Продолжи фразы:

Сок из моркови — морковный; суп из гороха —. ;пюре из картофеля —

салат из огурца —. ; сок из помидора —.

4. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая?) – оранжевая, помидор (какой?) - …

Огурец (какой?) – овальный, репка (какая?) - …

5. Выучить стихотворение

Огород

В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.

Тема «Фрукты Сад»

Задание 1. «Скажи, какой?» Продолжи фразы:

Сок из яблок-; компот из фруктов —. ; кисель из вишни —

джем из абрикоса —. ; сок из груш —.

Задание 2. Назови ласково: яблоко — ; груша —. лимон—. апельсин—

Задание 3. Сосчитай до пяти: Один мандарин — два, пять… Одна слива— два, пять.

Задание 4. Один – много персик — много; яблоко —. ; груша—…; лимон—.

Задание 5. Что не так? Фрукты — растет в огороде. Из слив варят суп. 

Задание 6. Скажи наоборот Сочный— ; Спелый—. высоко—.

Задание 7. Выучить стихотворение.

Желтый, солнечный лимон,
Он полезен с чаем,
А без чая кислый он -
Мы про это знаем.

Тема «Лес. Грибы. Ягоды»

1. Дидактическая игра. Подбери признаки (не менее трех признаков): мухомор (какой?) – …

2. Дидактическая игра. Один – много: гриб — грибы подберезовик — … шляпка — … мухомор – лисичка — … пень — …

3. Дидактическая игра. Есть – нет: мухомор – нет мухомора подберезовик — … шляпка — … шляпка – поганка — … пень — …

4. Дидактическая игра. Посчитай : один гриб, два …, три …, четыре …, пять …; одна волнушка, две … , три …, четыре …, пять… .

5. Дидактическая игра. Что лишнее и почему?

Поганка, волнушка, шишка, мухомор. Подосиновик, масленок, мухомор, лисички.

6.Отгадай загадку, выучи:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят

Тема «Деревья. Кустарники»

Задание 1. Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их». (Во время прогулки рассмотреть листья различных деревьев и засушить их для гербария.)

Задание 2. Игра «Посчитаем деревья».

Один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов;

Одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип;

Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.

Задание 3. «Назови ласково»  береза- березка, березонька; дуб -;рябина-; липа-; сосна-.

Задание 4. Нарисовать дерево ранней осенью и дерево поздней осенью. (Чем они отличаются?)

Задание 5. Выучить:   Листья с осины падают осенью,

                                       Листья и с клена слетят.

                                       Осень оставит одетыми сосенки –

                                       Пусть до весны постоят.

Тема «Одежда, обувь»

Задание 1. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чьё?» (употребление притяжательных местоимений).

    Это чья шапка? – Моя.

    Это чьи перчатки? – Мои.

    Это чей шарф? – Мой.

    Это чьё пальто? – Моё.

Задание 2. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

  Моя – шапка, куртка …; мой – шарф …; мои – сапоги … .

Задание 3. Дидактическая игра «Один – много» (употребление множественного числа существительных):

    Шарф – шарфы; шапка – …; перчатка – …; носок – … .

Задание 4. Дидактическая игра «Большой – маленький»:

   Шапка – шапочка; сапоги – …; пальто – …; куртка – …;

   кепка – … .

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак».

   Куртка (какая?) – красная, тёплая … .

   Сапоги (какие?) – коричневые … .

   Шарф (какой?) – … .

   Пальто (какое?) – … .

Задание 6. Выучит стихотворение:

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки?

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Тема «Перелетные птицы»

Задания 1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

ласточка – проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная…

соловей -  

Задания 2. Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая … соловей — … журавль — … утка — … птица — ….

Задания 3. Назови птенцов: грач – грачонок… утка — … кукушка — …

Задания 4. Один – много (множественное число): лебедь – лебеди, птица — … грач — … скворечник — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — …

Задания 5. Есть – нет (родительный падеж): лебедь – нет лебедя, птица — … грач — … скворечник — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — …

Задания 6. Нарисуй или вырежи изображение перелетной птицы и назови части тела: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.

Задания 7. Выучить стихотворение:

Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Тема «Домашние животные»

Задания 1. «Кто как голос подает?» Корова - (корова мычит). Кошка- (кошка мяукает). Собака -.... Свинья - .... Лошадь - ... . Овца - ... .

Задания 2. «Один — много» (образование множественного числа существительных): кошка — кошки, собака — собаки ...; котенок — котята, жеребенок — жеребята ...

Задания 3. «У кого — кто?» (падежное согласование существительных): у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята), у овцы — ..., у козы — ... ;

      котенок — у кошки, щенок — у ..., теленок — у ..., жеребенок — ..., козленок — ...

   

  Задания 4. Подобрать признаки к существительным: кошка (какая?) — ...,

щенок (какой?) — ..., козленок (какой?) — ..., жеребята (какие?) — ..., телята (какие?) — ...

     

Задания 5. «Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): кошка — кошечка, собака — собачка, свинья — свинка...

 

  Задания 6. Выучить стихотворение:

ДВЕ НОГИ.

По тропинке на лугу

За козленком я бегу.

А козленок обернется,

Топ копытцем и смеется:

- Не догонишь, не беги,

У тебя лишь две ноги!

 

Тема «Дикие животные»

Задание 1. Игра «Угадай, кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий – … .

Серый, зубастый, страшный – … .

Хитрая, пушистая, рыжая – … .

Маленький, длинноухий, пугливый – … .

Серый - …, косолапый - …, хитрая - …, колючий - … .

Задание 2. Игра «У кого кто?»

У медведя – медвежонок, у волка – …, у лисы – … ;

У медведя – медвежата, у волка – … .

Задание 3. Игра «Назови семью»

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата); папа – волк …, папа – заяц …, папа – ёж …, папа – лис … .

Задание 4. Игра «Про кого можно сказать …»

Охотится - …, крадётся - …, воет - …, кусается - …, пугается - …, скачет - …, переваливается - …, хитрит - …, выслеживает - ... .

Задание 5. Выучить стихотворение:

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвет орешки.

Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

Тема «Поет зима, аукает…»

Задание 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): зима (какая?) – … снег (какой?) –…

Задание 2. Подбери действия (не менее не менее трех действий): снег (что делает?) –

Задание 3. Назови ласково: снег — … мороз — … снеговик — … метель — … зима — … холод — …

Задание 4. Один – много (множественное число существительных): снег — … мороз — … снеговик — … метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …

Задание 5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): снег — … мороз — … снеговик — … метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …
Задание 6. Выучить стихотворение:


Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Тема «Зимующие птицы»

 Задание 1. Дидактическая игра «Один - много».

Ворона – вороны, снегирь –  ... , галка – … , воробей – … , сорока-…, сова - … .

Задание 2 Дидактическая игра «Назови ласково».

   Воробей – воробушек,; синица – … , снегирь – … , ворона - ...,

   сова – … .

Задание 3. Дидактическая игра «Посчитаем птиц».

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв;   (ворона, снегирь, синица).

Задание 4. Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»

   Ворона – «кар-кар» - она каркает, воробей – … , голубь - ….

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак».

   Ворона (какая?) - … , голубь (какой?) - … , снегирь (какой?) - … , синица (какая?) - … .

Задание 6. Выучить стихотворение:

Снегири, снегири,
Как осколочки зари,
Скачут на дорожке.
Ты, мороз, их не бери 
Обожжёшь ладошки.

Тема «Посуда»

Задание1.  Скажи, какой? Продолжи фразы:

Стакан сделан из стекла -….; кастрюля сделана из металла -; ложка сделана из пластмассы -…; стаканчик сделан из бумаги - ….

Задание2.  Назови ласково: кастрюля — ; стакан—. ; ложка —. сковорода —

Задание 3. Сосчитай до пяти: Один стакан — два, пять… ложка кукла— два, пять.

Задание 4.  Один – много: кастрюля — много; чашка —. ; кружка —…; миска —.

 Задание 5. Что не так? Посуду нельзя мыть мылом. Стеклянная посуда не бьется.

Задание 6. Скажи наоборот: Прозрачная — ; хрупкая —. чистая.

Задание 7. Выучить стихотворение.

Тарелка – ах!
Тарелка – ух!
Из тонкого фарфора.
Белей, чем самый белый пух
И ярче светофора.
Е. Евсеева

Тема «Новый год у ворот»

Задание 1. Какое слово отличается от других? Год, год, кот, год;

Лед, мед, лед, лед.

Мороз, мороз, мороз, рогоз.

Задание 2. Измени по образцу: праздник — праздники. Снегурочка —. Снеговик. Подарок —. Ёлка —. Календарь- . Год —.

Задание 3. Сосчитай до пяти: Одна новогодняя игрушка — две новогодние игрушки. Один рождественский подарок — …Одна горящая свеча

Задание 4. Один – много: один шарик — много; —. ; одна гирлянда — много…; одна елка— много.

Задание 5.  Скажи наоборот: Ветер холодный —. Длинная гирлянда —.

Мешок тяжелый —. Настроение веселое —.

Задание 6. Выучить стихотворение.

Дед Мороз садится в сани.
Поздравлять детей он станет —
Всем подарки развезет,
Ведь приходит новый год.

Тема «Транспорт»

Задание 1. Игра «Посчитаем»

Первый автобус, второй автобус, … пятый автобус.

Первая машина, вторая машина, … пятая машина.

Один самолёт, два самолёта, … пять самолётов.

Одна машина, две машины, … пять машин.

Задание 2. Игра «Подбери действие»

Поезд (что делает?) - … , самолёт (что делает?) - … ,

пароход (что делает?) - … .

Задание 3. Игра «Один - много»

Самолёт – самолёты, машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус …).

Задание 4. Игра «Кто чем управляет?»

Самолётом – управляет лётчик, машиной – … (поездом, кораблём …).

Задание 5. Выучить стихотворения по выбору.

Шофёр.

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я её приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор –

Машину беречь должен каждый шофёр.

Тема «Профессии. Инструменты»

Задание 1.«Один – много»

Повар   -        много поваров,    Почтальон – …        Врач – …           Водитель – …         Воспитатель –

Задание 2. «Кто что делает?»

Учитель – учит,      врач – …   строитель – …         повар – …    воспитатель – …         парикмахер – …   водитель – …        пожарный – …        продавец – …         хирург – …       певица – …                почтальон – …

Задание 3. «Кому это нужно для работы?»

Газеты, письма, журналы нужны  …

Кастрюли, поварёшки, сковородки - …

Градусник, шприц, шпатель - …

Автобус, автомобиль - …

Задание 4. «Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно»

Водитель лечит, а врач водит автобус.

Повар разносит газеты, а почтальон варит суп.

Задание 5. «Сосчитай до 5»

Один повар, два …, три …, четыре …, пять …

Один почтальон, два …, три …, четыре …, пять …

 Задание 6. Выучить стихотворение.

«Пожарный»

Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, — это точно.

Тема «Мебель»

 Задание 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): стол (какой?) –… кровать (какая?) — … кресло (какое?) — …

 Задание 2. Назови ласково: стол — столик кресло — … диван — … стул — … шкаф — … кровать — …

 Задание 3. Один – много (множественное число): кресло – кресла диван — … кровать — … тумбочка — … шкаф — … диван – … дом — … угол — … окно — …

 Задание 4. Есть – нет (родительный падеж): стена – нет стены окно — … крыша — … шкаф – … кресло — … диван — …

 Задание 5. Образуй признаки (от предметов): шкаф сделан из дерева, значит он какой? – деревянный стол из пластмассы — … стул из металла — … кресло из кожи — …

 Задание 6. Выучить стихотворение:        «
Кровать».

Вот кровать на ней лежат
Отдыхают, ночью спят.
Утром мы застелем гладко,
Чтобы было все в порядке.
И пойдем во двор гулять
Веселиться и играть.

Тема «Наша армия сильна»

Задание 1. «Подбери признак» (не менее трех признаков). Какой? Какая? Какое? Какие?

 солдат (какой?) — …, танк, моряк, капитан, корабль, самолет, армия, Родина, дуло автомата, военнослужащие и т.д.

Задание 2. «Подбери действие» (Что делает?)

 Артиллерист… (стреляет из пушки) Летчик… (летает на самолете) Пулеметчик… (строчит из пулемета) Разведчик… (ходит в разведку) Пограничник… (охраняет границу) Десантник… (прыгает с парашютом) Моряк… (служит на корабле)

Задание 3. Игра «Один-много» (много это… — много кого, чего…)

Солдат – солдаты — солдат  Летчик — летчики — летчиков Вертолет — вертолеты — вертолетов Танк — танки — танков Истребитель — истребители — истребителей Граница – границы — границ Пограничник – пограничники — пограничников Звезда – звезды — звезд Орден – ордена — орденов Моряк – моряки — моряков Медаль – медали — медалей Танкист – танкисты — танкистов

 Задание 4. Упражнение «Слово – профессия солдата».

танк – танкист; ракета – ракетчик;пехота – пехотинец;  подводная лодка – подводник;десант – десантник и т.п.

Задание 5. «Выучи стихотворение». «Февраль»

Дуют ветры в феврале,

 Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле Легкая поземка.

 Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья.

Это празднует февраль Армии рожденье.

Тема «Международный женский день.  Профессии мам.»

Задание 1. Игра «Кто что делает?»

Повар – варит, учитель – … , врач – … , продавец – … , воспитатель – … .

Задание 2. Игра «Закончи предложение»

Повар варит (что?) - …; врач лечит (кого?) - … .

Задание 3. Игра «Кому что нужно для работы?»

Повару нужны (что?) – кастрюля, поварёшка … .

Учителю нужны (что?) – … .

Задание 4. Игра «Найди ошибку»

Врачу нужны … (бинт, вата, шприц, кастрюля, …).

Врач варит суп. Повар лечит людей.

Задание 5. Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке (рассказ из личного опыта ребёнка).

Задание 6. Игра «Подбери признак»

Мама (какая?) - … (сестрёнка, бабушка, воспитательница).

Задание 7. Игра «Назови ласково»

Мама – мамочка, мамуля, матушка (бабушка, сестра, тётя).

Задание 8. Нарисовать портрет бабушки или мамы.

 

Тема «Весна. Весенние приметы»

Задание1. Подбери действия (не менее трех действий): дождь (что делает?) –…

солнце (что делает?) — …

Задание2. Один – много (множественное число): проталина – проталины сосулька — … луч — … почка — … подснежник — … ручей — …

Задание3. Есть – нет (родительный падеж): подснежник – нет подснежника сосулька — … луч — … почка — … проталина — … ручей — …

Задание4. Посчитай: одна сосулька, две …, три …, четыре …, пять … один подснежник, два …, три…, четыре…, пять…

Задание5. Скажи наоборот: тепло – холодно светло — … сыро – … грязно — … день — …

утро — …

Задание6. Выучи стихотворение:

Март

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

С. Маршак

Тема «Птицы перелетные весной»

Задание 1. Игра » Назови ласково»

скворец-….;лебедь-…;журавль-…;утка-…;кукушка-…;соловей-….

Задание 2. Игра «Назови птенца»

У кукушки – кукушонок, кукушата. У журавля — журавленок, журавлята.

У скворца — скворчонок, скворчата. У лебедя — лебеденок, лебедята.

У грача — грачонок, грачата. У утки — утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята. У гуся – гусенок, гусята.

Задание 3. Игра «Есть-нет»

аист -нет аиста;

журавль-…;

лебедь-….;

соловей-….;

птица-…;

грач-….

Задание 4. Выучить стихотворение

              Скворец.

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: ФРУКТЫ-ОВОЩИ

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: ФРУКТЫ-ОВОЩИ...

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: ЗИМА.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: ЗИМА....

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: НОВЫЙ ГОД

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: НОВЫЙ ГОД...

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Посуда. Звук и буква Ы.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Посуда. Звук и буква Ы....

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Транспорт. Звуки [б], [б\']. Буква Б.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Транспорт. Звуки [б], [б']. Буква Б....

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква И.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква И....

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние птицы. Звук и буква М.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние птицы. Звук и буква М....