Формирование психологической базы речи дошкольников с СНР.
статья по логопедии

Галиченко Наталья Николаевна

Формирование психологической базы речи дошкольников с СНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Формирование психологической базы речи дошкольников с СНР.

         В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую. Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными. Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.
        
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

        В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении  уже в течение 4 лет функционирует группа компенсирующей направленности. Работа  с детьми в данной группе сложна по многих аспектах. И самым главным является тот, что группа, в которую мы объединяем   детей,  крайне неоднородна. В ней могут одновременно могут находиться дети с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, когнитивными нарушениями и РАС. К нам попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД, СДВГ, дефицит внимания.

 Результаты психодиагностического обследования  детей, посещающих  данную группу, свидетельствуют о наличии у них  ярко выраженных  особенностей познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной и речевой активности, скудный запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, запоминание механическое. Также отмечается некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям взрослого).

        Составляя для ребенка программу логопедической коррекции его речи, мы включаем задания на развитие психологической базы речи в структуру логопедического занятия с ребенком, и, подавая их в игровой форме, повышаем мотивацию ребенка к занятию, что дает возможность получать хорошую динамику в коррекции речи детей.

        Игра является ведущей деятельностью ребенка, источником радости и развития, самой важной для него формой усвоения жизненного опыта. У ребенка с РАС, УА, ЗПР резко снижена мотивация к любой деятельности, и адекватно подобранная игра пробуждает и интерес к окружающему миру. В нем пробуждаются и начинают активно работать все каналы общения с миром – визуальный, слуховой, двигательный, вестибулярный, тактильный, обонятельный, вкусовой. В игре у ребенка формируется привязанность к педагогу, налаживается двухстороннее общение. Проживая игровые ситуации, ребенок начинает осознавать себя, свои желания, настроение, узнавать свое тело. В игре он получает большое количество жизненной энергии, которая так необходима ребенку. Эта энергия позволяет получать ему новые впечатления от окружающего мира, самого себя, и других людей. Адаптивные ответы лучше всего формируются у ребенка в игре, и, со стороны, все проводимые мною логопедические занятия в данной группе выглядят как игра.   Ребенок сам подсказывает, какие виды игры он может осваивать, педагог включается в игру ребенка, постепенно предлагая новые виды, обогащая и усложняя игру новыми   стимулами. Таким образом, мы стимулируем собственную игровую активность ребенка. Безусловно, в арсенале «играющего» логопеда должно быть достаточное количество игр, пособий, приемов для того, чтобы он имел возможность организовать комплексное занятие.   Необходимость решать практические задачи по формированию психологической базы речи привела  к созданию  игротеки.
Повышаются и требования к игровым пособиям: ребенок должен научиться слышать, видеть, сравнивать, обобщать, классифицировать, ориентироваться в пространстве и времени, запоминать, правильно двигаться, рисовать на доступном ему материале.

        Особое место в логопедической работе должно занимать развитие у детей сенсорного восприятия, так как оно является основой познания окружающей действительности, а успех работы логопеда по развитию речи и интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от уровня его сенсорного восприятия. Дети в процессе своей деятельности, в частности игры, знакомятся со свойствами и качествами окружающих предметов (формой, цветом, величиной). При планировании занятий необходимо уделять должное внимание развитию зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.

        Особого внимания в работе специалиста требуют дети с РАС.   У аутичных детей отсутствует стойкий интерес к игрушке, они не пытаются обследовать её при знакомстве. Игровые действия никогда не поднимаются выше уровня манипуляций с предметами. Наблюдается также неадекватное использование игрушек. Спонтанная игра не получается. Начальный этап проводится в виде игротерапии, направленной на несложные манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с игрушками.   При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть комфортна для ребёнка.                                    В начале коррекционной работы основой построения взаимодействия с аутичными детьми должна быть стереотипная игра. Педагоги поначалу лишь наблюдают, затем осторожно подключаются к играм ребёнка, делая это тактично и ненавязчиво. Взаимодействие не торопят. Сначала выделяют цикл повторяющихся действий, прислушиваются к бормотанию ребёнка во время игры. Когда ребёнок привыкает к нашему присутствию, пробуют организовать взаимодействие с ним. Стараются много не говорить, не совершать активных действий. В нужный момент подают нужную ему деталь, чем обращают его внимание на наше присутствие. Негромко повторяют за ребёнком его слова. Когда дети привыкают к педагогам и начинают чувствовать себя комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадает и дети реже обращаются к своей стереотипной игре. Параллельно предлагают сенсорные игры. Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребёнком дают новые прекрасные возможности для установления контакта с ним.  

        Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук. В настоящее время большую популярность набирают так называемые НЕЙРОИГРЫ (нейрогимнастика), которые несомненно способствуют формированию психологической базы речи.    С помощью специально подобранных игр или упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Основная цель применения нейрогимнастики с детьми нашей группы — это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

        - стимулировать речевую активность детей;

        - развивать слухоречевое внимание детей;

        - развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие         за речь ребёнка;

        - развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)

В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока: Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж). Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
         Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование  игр в логопедической работе оказывает положительное влияние формирование психологической базы речи, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с СНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологической базы речи

Материал данной методической разработки направлен на обобщение и систематизацию знаний педагогов об  особенностях развития основных психических процессов детей, страдающих речевыми нарушениями....

Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.

Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста». ...

"Направления работы по формированию психологической базы речи"

В статье подробно описаны направления работы учителя-логопеда по формированию психологической базы речи....

Консультация для педагогов «Психологическая база речи»

Консультация для педагогов «Психологическая база речи»...

Развитие словарного запаса и психологической базы речи на лексическом материале темы "Цветы".

Презентация по теме "Цветы"  для дошкольников старшей и подготовительной группы, имеющих ТНР, ЗПР.  Рекомендуется  для  проведения  занятий  логопедами, дефекто...

Развитие словарного запаса, грамматического строя и психологической базы речи на лексическом материале темы " Насекомые". (Ссылка на презентацию в описании).

Презентация содержит материал по развитию словарного запаса, грамматического строя речи и психологической базы речи  у дошкольников с ТНР и ЗПР  . Может быть использована на занятиях логопед...