Консультация для педагогов «Психологическая база речи»
статья

Майорова Елена Викторовна

Консультация для педагогов «Психологическая база речи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

«Детский сад №8 комбинированного вида «Земляничка»

Консультация для педагогов «Психологическая база речи»

подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

Майорова Е.В.

2017г.

Консультация для педагогов

Психологическая база речи у детей дошкольного возраста

Речь это средство общения, без нее ребенок не может получать и передавать информацию. Красивая и грамотно оформленная речь является фундаментом успешного обучения в школе, общения со взрослыми и сверстниками. Ребенок, речь которого  хорошо развита чувствует себя намного увереннее среди сверстников, активно участвует во всех школьных и вне школьных мероприятиях.

Давно уже не подлежит сомнению, что не только речь зависит от уровня развития всех мыслительных операций, но существует и обратная связь: формирование умственных действий зависит от развития речи.

Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление  ребенка, помогая  ему подняться на новый уровень развития.

 Дети с речевыми нарушениями всегда задерживаются в общем развитии. И чем быстрее будут преодолены речевые нарушения, тем быстрее будет компенсирована задержка развития ребенка.

Необходимая психологическая база речи формируется по мере развития ребенка, и это формирование проходит последовательно, поэтапно.

 Если у ребенка речь не вполне сформирована, значит что-то упущено, есть «пустоты» в том основании, на котором эта речь и строится. Это основание составляют основные психические процессы: восприятие, внимание, память и мышление.

 Восприятие – основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов, явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Это основа ориентации человека в окружающем мире.

Память – процесс запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения впечатлений, полученных об окружающем мире. В онтогенезе развитие памяти идет по нескольким направлениям: механическая память заменяется логической, непосредственное запоминание уступает место опосредованному, а непроизвольное запоминание сменяет произвольное.

Развитие объема памяти как никогда стало важным с учетом усвоения дошкольниками возросшего объема информации. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память.

 К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений.

 В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.

 Внимание – форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект. Внимание разделяют на произвольное и непроизвольное. Последний вид является основным у детей дошкольного возраста.

 Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми, т.е. на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно.

 Произвольное внимание тесно связано с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладе-ния речью, — в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Однако, существует еще один вид внимания. Это так называемое послепроизвольное внимание, которое подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат.

Если ребенку предложена трудная задача, он постоянно отвлекается и должен прилагать усилие воли, чтобы вернуться к ее решению.

Но по мере того, как сама деятельность увлекает ребенка, а решение становится доступным, появляется интерес к самому процессу работы, и сосредоточение на ней уже не требует больших волевых усилий. Ребенок перестает отвлекаться, и само решение задачи для него становится интересным.

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.

Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, - но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «морской бой», «крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «найди семь отличий» и т. п.

1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).



2. «НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ».

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д.

3. «ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ».

Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.

Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:

• огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

• овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

4. «ЧЕГО БОЛЬШЕ?»

Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.

5. «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ».

Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные — люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д.

6. «ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ».

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок, сапог — ...; кукла, мячик — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон — ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза, одуванчик — ...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...: дождь, снег — ...
Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

7. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗЦУ».

Для данного упражнения можно использовать детское лото.

Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы.

Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.

8. «РАЗЛОЖИ ПО ГРУППАМ».

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

9. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБОБЩАЮЩЕМУ СЛОВУ».

По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

10. «ЛИШНЕЕ СЛОВО».

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

• Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, союз.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

• Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Молчать, шептать, смеяться, орать.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

11. «РАНЖИРОВАНИЕ».

Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб — рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица — квартира — город — страна—Земля; младенец—юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.

12. «МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ».

Сыграйте с ребенком в игру «Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 — 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.


        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологической базы речи

Материал данной методической разработки направлен на обобщение и систематизацию знаний педагогов об  особенностях развития основных психических процессов детей, страдающих речевыми нарушениями....

Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.

Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста». ...

"Направления работы по формированию психологической базы речи"

В статье подробно описаны направления работы учителя-логопеда по формированию психологической базы речи....

Развитие словарного запаса и психологической базы речи на лексическом материале темы "Цветы".

Презентация по теме "Цветы"  для дошкольников старшей и подготовительной группы, имеющих ТНР, ЗПР.  Рекомендуется  для  проведения  занятий  логопедами, дефекто...

Развитие словарного запаса, грамматического строя и психологической базы речи на лексическом материале темы " Насекомые". (Ссылка на презентацию в описании).

Презентация содержит материал по развитию словарного запаса, грамматического строя речи и психологической базы речи  у дошкольников с ТНР и ЗПР  . Может быть использована на занятиях логопед...

Консультация для педагогов, психологов на тему " Что такое психологическая база речи?"

В данной статье описывается то, что входит в понятие "Психологическая база речи". Раскрываются познавательные процессы:ощущение,  восприятие, мышление, память., а так же их  влияни...