Консультация для педагогов, психологов на тему " Что такое психологическая база речи?"
консультация по коррекционной педагогике

Томилина Ольга Владимировна

В данной статье описывается то, что входит в понятие "Психологическая база речи". Раскрываются познавательные процессы:ощущение,  восприятие, мышление, память., а так же их  влияние  на развитие речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психологическая база речи. 17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая база речи.

Л.С. Выготский доказал, что речь и мышление в развитии ребёнка взаимосвязаны. Речь зависит от уровня развития всех мыслительных операций, а формирование умственных действий зависит от развития речи. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мозг ребёнка, помогаем ему подняться на новый уровень развития. Дети с речевыми нарушениями всегда задерживаются в общем развитии. И чем быстрее будут преодолены речевые нарушения, тем быстрее будет компенсирована задержка развития ребёнка.

Необходимая психологическая база речи (восприятие, внимание, память, мышление) формируется по мере развития ребёнка, и это формирование проходит последовательно, поэтапно. Образовательная деятельность при формировании, воспитании и развитии психических процессов проходит в игровой форме.

Ощущение -  простейший психический процесс отражающий в мозгу свойства, качества предметов и явлений, действующих на разные органы чувств: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, двигательные, ощущение равновесия.

Основными задачами сенсорного воспитания являются:

- повышение абсолютной чувствительности анализаторов (различение не только сильных, но и слабых раздражителей);

- повышение чувствительности к различению (различение не только основных, но и промежуточных цветов, соблюдение речевого режима, чтобы дети реагировали не только на громкий голос, но и на тихий и шепотную речь и т.д.);

- знакомство детей с отдельными свойствами предметов (величиной, цветом, формой) и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности. При знакомстве детей с новыми предметами необходимо подключать как можно больше анализаторов, дать возможность потрогать, понюхать, попробовать.

Восприятие – основной познавательный процесс отражения предметов и явлений в целом при непосредственном воздействии на органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние). Это основа ориентации человека в окружающем мире. Восприятие опирается на ощущения, без них оно не возможно. Важную роль в восприятии играет речь, она делает его осмысленным.

Зрительное восприятие – быстрое опознание окружающих предметов и предметных картинок; узнавание условных и символических изображений предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга); зрительный подбор части к целому (выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством  вырезок, чем нужно); зрительно-конструктивная деятельность (собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей).

Тактильное восприятие – по контуру и фактуре опознать знакомые предметы, что способствует и обогащению словаря признаков предметов.

(Игра «Чудесный мешочек»).

Слуховое восприятие – как правило, у детей-логопатов грубо нарушено. Необходимо развить способность различать неречевые звуки (Игра «Что звучит?») и звуки речи, развивать звуковысотный слух, внимание к тембровой окраске звука, начиная с грубых дифференцировок и постепенно сближая их («Кто позвал?»), учить определять направление звука («Жмурки с колокольчиком») и т.д.

Память (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная) – процесс запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения впечатлений, полученных об окружающем мире. По мере развития механическая память заменяется логической, непосредственное запоминание уступает место опосредованному, а непроизвольное запоминание сменяет произвольное. Развитие объема памяти как никогда стало важным с учетом усвоения дошкольниками возросшего объема информации. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений, овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.

Существует кратковременная и отсроченная память.

Зрительную кратковременную память у дошкольников развиваем на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. (Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»). Рекомендуется начинать с трех предметов и проговаривать их названия.

Слуховая память у наших деток снижена, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий (Игры: «Повтори, не ошибись», «Последовательные поручения», «Выполни инструкцию» («Тетрадь положи на книгу, а карандаш справа от книги»), предложив ребёнку не только выполнить последовательность, но и рассказать о том, что и как делал. Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения (Например: «Наступила зима. У нас наступила зима. У нас наступила холодная зима. У нас наступила холодная и снежная зима.)

Внимание – форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект. Внимание разделяют на непроизвольное (основное у детей дошкольного возраста) и произвольное (формируется у ребёнка при его общении со взрослыми. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии  дети начинают ставить цели самостоятельно). Существует еще один вид внимания. Это так называемое послепроизвольное внимание, которое подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Если ребёнку предложена трудное задание, он постоянно отвлекается и должен прилагать усилие воли, чтобы вернуться к его решению. И когда процесс увлекает ребенка, а решение становится доступным, появляется интерес к самому процессу работы. Важно увлечь ребенка, заинтересовать его.

В структуру занятий с психологом, логопедом  включаются задания на развитие и мыслительных процессов:

- обобщение — способ группировки предметов по определенным признакам («Живой - не живой», «Четвертый лишний»),

- сравнение — сопоставление предметов (сначала «Чем не похожи?», а потом «Чем похожи?»),

- умение располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака,

- умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме.

 

Таким образом, работая над произношением звуков, одновременно учим ребёнка запоминать, думать, выделять главное, находить сходное, должен определять место звука в слове (мало уметь произносить звук, нужно уметь определить его позицию), слов в предложении. Это уже умственные действия, которые требуют умения анализировать, удерживать в памяти линейный порядок звуков, синтезировать слово из отдельных элементов.

И, наконец, требуется умение обобщать конкретный накопленный опыт и переносить его в свою жизнь. А для этого необходимо повышать мотивацию, заинтересованность ребёнка к занятию и результатам.

 

Подготовила: педагог – психолог Томилина О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

Консультация для педагогов-психологов на тему «Активные и интерактивные формы работы по психологическому просвещению родителей».

Рассматриваемые формы работы с родителями способствуют объединению усилий педагогического коллектива и родителей для развитии ребенка как личности и поиску новых путей привлечения семьи к участию в уч...

Выступления педагога-психолога на тему: «Психологические основы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте»

Выступление на МО по теме"Выступления педагога-психолога на тему: «Психологические основы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте»...

Выступления педагога-психолога на тему: «Психологические основы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте»

Общая характеристика нравственного воспитания в детском садуВ воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывает...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Консультация для педагогов и родителей Тема: « Что такое здоровый образ жизни?»

Консультация для педагогов и родителей Тема: « Что такое здоровый образ жизни?»...