Консультация для педагогов-психологов "Психологическая подготовка к школе в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога" 16.03.2023 г.
консультация по коррекционной педагогике

Хасанова Лилиана Фаниловна

Психологическая подготовка к школе в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка к школе как одна из направлений в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога.

Слайд 1-титульник

   Нередко попадая в детский сад, молодой психолог часто теряется, сталкиваясь с двумя основными проблемами. Первая из них связана с тем, что полученные им теоретические знания сложно перенести на практику. О специфике работы образовательного учреждения не рассказывают в рамках курсов по психологии, и очень скоро молодому специалисту начинает казаться, что он не может работать в детском саду.В таких случаях настольной книгой может стать  книга  А.Н.Веракса

«Практический психолог в детском саду»        

Слайд 2

Эта книга в первую очередь предназначена для психолога, который только начинает свою работу в детском саду.Педагог-психолог не имеет возможности в силу распорядка дня прибывания детей в детском саду детально охватить диагностико-коррекционной работой всех детей дошкольного учреждения. Необходимо выделить наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учесть пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах ,к ним относятся:

Слайд3

1.Адаптация ребенка к ДОУ.

2.Диагностика соответствия уровня психического(умственного)развития ребенка возрастной норме.

3.Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей, коммуникативаные проблемы.

4.Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5.Готовность ребенка к школе.

Исходя из Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ №636 от 22.10.1999 года можно выделить следующие направления деятельности педагога-психолога ДОУ.

Слайд 4

 -Психологическое просвещение

-Психологическая профилактика

-Психологическая диагностика

-Психологическое консультирование

-Развивающая и психокоррекционная работа.

Подробнее остановимся на последнем.

Развивающая и психокоррекционная работа это  активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми ,обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития

 В данном направлении реализуется:

- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;

- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми речевой группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;

- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);

- Индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе

Психологическая готовность детей к школьному обучению.
Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.
Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе – это совокупность определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Термин «психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения
определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.


Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.
Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка ,наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

Слайд 5
• Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника ,имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе ,учителям и учебной деятельности.

-Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе ,хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию ,открывающую доступ в мир взрослости( социальный мотив),и потому что у него есть познавательная потребность ,которую он не может удовлетворить дома(познавательный мотив учения)
• Интеллектуальная готовность  .Под интеллектуальной зрелостью понимают   дифференцированное восприятие ,концентрацию внимания ,аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями ; возможность логического запоминания , умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существующей мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
• Эмоционально-волевая готовность (произвольная сфера )заключается в способности ребенка напряженно трудиться ,делая то что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

В подготовительной группе следует провести родительские собрания, где нужно познакомить с понятием психологической готовности ребенка к школе, настроить на  оказание конструктивной помощи ребенку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя.
Слайд 6
Для изучения степени  сформированности  всех  этих компонентов я использую Экспресс-диагностику Павловой Н.Н. и Руденко Л.Г. Здесь используются классические методики ,позволяющие выявить уровень развития  компонентов школьной готовности.

Диагностика состоит из 13 субтестов  которое занимает более часа времени,поэтому письменные задания ,а именно Субтест 3(«Домик»на внимание, субтест 8 «Найди недостающий»(логическое мышление),субтест 9 «Рисунок человека» и субтест 13 «Графический диктант» я провожу со всеми вместе, а остальные индивидуально ,на которое уходит примерно 40 мин .По желанию и родители могут присутствовать  при индивидуальной диагностике.

После обработки результатов(есть и электронный обработчик ),формирую подгруппу из детей, которые показали низкий уровень для коррекционно-развивающих занятий .

Слайд 7

Коррекционно-развивающие занятия провожу по своей рабочей программе составленный на основе Комплексной программы психолого-педагогических  занятий с детьми дошкольного возраста  «Цветик-семицветик» для детей 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» Н.Ю.Куражевой .

В программе представлены тематические занятия, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной ,волевой и познавательной сфер детей 6-7 лет в рамках подготовки к школе. Каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной детям .

Кроме того ,в ходе коррекционных занятий решается и вопрос ,связанный с мотивационной готовностью ребенка к школе.Многие из предлагаемых заданий напрямую связаны с познавательной сферой, и может показаться,что особого отношения к развитию мотивации они не имеют, но это не так.Выполнение заданий вызывает у дошкольника неподдельные эмоции и, как следствие происходит развитие познавательной мотивации.

Слайд 8

Удобной делает эту программу и то, что к нему есть «Развивающие задания для дошкольников».Под редакцией Н.Ю Куражевой. Не обязательно его приобретать каждому ребенку, можно скачать электронный вариант и распечатывать задания по количеству детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе. Коррекционно-развивающая программа по логопедии.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6 - 7 лет с 3 уровнем общего недоразвития речи, принятых в подготовительные группы....

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем ученике друга, единомышленника. В. А. СухомлинскийДетство - это то время, когда обр...