лексическая тема 4 " Насекомые"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Тулякова Юлия Александровна

Лексическая тема 4 " Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_4_nasekomye.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

4. Насекомые

  1. Вспомните вместе с ребенком все, что ему известно о насекомых. Побеседуйте о том, что насекомые могут быть полезными (пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка-белянка). Выясните, знает ли ребенок, почему осенью насекомые исчезают.
  2. Подготовьте с ребенком пересказ рассказа В. Строкова «Насекомые осенью». Сначала просто прочитайте ребенку рассказ. Затем задайте ему несколько вопросов:

  1. О ком этот рассказ?
  2. Что происходит с насекомыми осенью? И т. д.

Предупредите ребенка, что он будет пересказывать рассказ, и прочитайте текст еще раз.        

•  В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни  отложили яички и погибли, другие забрались в какую-нибудь щель, трещинку, под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. В последние дни сентября пропадают дневные бабочки. Они или погибают, или забираются в укромные уголки на зимовку.

3. Загадайте ребенку загадки или предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».

Этот увалень мохнатый,                                                                                           Сладкоежка полосатый                                                                            Опускает хоботок                                                                                                        В распустившийся цветок.

(Шмель)

Злюка тощая такая                                                                                                       Надо мной весь день летает                                                                                                              И ужалит ненароком,                                                                                           Если я измажусь соком.

(Оса)

По листочку проползает,                                                                                     Всюду дырки оставляет.                                                                                                    Вот прожорливая штучка!                                                                                                         А свернулась закорючкой.

(Гусеница)

ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Два пера, и три былинки,                                                                                       И листочек, и травинку                                                                                   В муравейник принесли                                                                                                      Работяги... (муравьи).

Звон весь день в ушах стоит.                                                                                            Надо мною кто звенит?                                                                                             Прилетел он со двора.                                                                                    Длинный нос у... (комара).

4.        Попробуйте вместе с ребенком составить рассказы о  насекомых по плану:

  1. Кто это?
  2. Какого он (она) размера?
  3. Какие части тела у него (у нее) есть?
  4. Как он (она) передвигается?
  5. Чем питается?
  6. Приносит пользу или вред? Например:

•        Эта бабочка называется крапивница. Она небольшая. У нее продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, две пары ножек и красивые шелковистые крылья коричневого цвета с красными, желтыми, белыми и черными узорами. Крапивница хорошо летает. Бабочка питается цветочной пыльцой. Гусеница бабочки питается листьями растений и наносит растениям вред.

5.        Если ребенок легко справляется с этим заданием, можно  предложить ему придумать загадки-описания о насекомых по  образцу:

•        Это маленькое насекомое. У него круглое тело, маленькая головка с большими глазами и короткими усиками, три пары ног. Надкрылья насекомого — красного цвета с черными точками. Под ними — пара прозрачных крылышек. Насекомое хорошо летает. Оно приносит пользу, потому что уничтожает тлю. Кто это? (Это божья коровка.)

6.        Выучите с ребенком четверостишия о насекомых. Покажите ребенку, как можно рассказать их выразительно. Следите за правильностью произношения звуков.

Фигуристка водомерка                                                                                      По воде, как по фанерке,                                                                                    Пробежала, проскочила,                                                                                                     Даже ног не замочила.

Вот большое коромысло                                                                                                 Над речушкою зависло.

Стрекозу так называют.                                                                                         Это каждый школьник знает.

Майский жук — как рыцарь в латах,                                                                                        Очень страшный и усатый.                                                                                                                          Жук над веткою кружит,                                                                                                                                        От жужжанья весь дрожит.

Зеленый кузнечик кобылкой зовется.                                                                                                     И стрекот кобылки в траве раздается.                                                                                                             А скачет кобылка как заводная.                                                                                                                            Я более прыткой букашки не знаю.

Нектар и пыльцу собирает пчела.                                                                                                              С утра до заката у пчелки дела.                                                                                                                                                               Пчела-хлопотунья, пчела-непоседа                                                                                                                                                  Накопит нам меду на пасеке деда.

  1. Предложите ребенку разделить названия известных ему насекомых на слоги: ба-боч-ка, стре-ко-за, му-ра-вей, ко-мар, му-ха, жу-же-ли-ца, гу-се-ни-ца.
  2. Пусть ребенок попробует произвести звуковой анализ слова жук с помощью вопросов:
  1. С какого звука начинается слово жук?
  2. Какой звук следует за первым?
  3. Каким звуком слово жук заканчивается?
  4. Сколько всего звуков в этом слове?
  5. Сколько согласных звуков в слове?
  6. Сколько гласных звуков?
  7. Сколько слогов? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием информационно -коммуникативных технологий (авторских электронных учебных пособий) по лексической теме "Насекомые весной"

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукового анализа и синтеза с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи с использованием информационно-коммуникативн...

Экскурсия по лесной полянке. Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром. Лексическая тема «Насекомые».

Данная тема всегда вызывала и вызывает интерес у маленьких исследователей. Благодаря занятию ребёнок может окунуться в мир самых маленьких обитателей нашей планеты....

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме "Насекомые" для подготовительной группы ДОУ

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Насекомые»для подготовительной группы ДОУ ...

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий речи на материале лексической темы "Насекомые"

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий языка на материале лексической темы "Насекомые" для подготовительной к школе группы детей с ОНР....

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе на тему: "Как дети лесной фее помогали" (лексическая тема "Насекомые")

Цель: закрепление у детей умений проводить слоговой анализ слов; развитие связной речи путем составления различных видов предложений.Задачи:пополнение словарного запаса, развитие лексико-грамматическо...